НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУДОВЛАДЕЛЬЦА В ОТНОШЕНИИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ

10 Авг

Традиционно страхование ответственности судовладельца в отношении членов экипажей судов является одним из рис­ков стандартного пакета страхования ответственности су­довладельца перед третьими лицами (Р&I), которым по­крывается довольно обширный круг имущественных инте­ресов судовладельца, связанный с его обязанностью возме­стить ущерб или вред, причиненный им третьим лицам в процессе эксплуатации судна.

Федеральный закон «О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федера­ции» принят Госдумой 25 января 2012 года и одобрен Советом Федерации 1 февраля 2012 года. Закон устанавливает, что члены экипажа судна могут обра­титься в суд с иском о взыскании заработной платы и дру­гих сумм, причитающихся им за работу на борту судна, рас­ходов на репатриацию и взносов на социальное страхование не только по месту нахождения организации-судовла­дельца, но и по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.

Многообразие и сложность правовых отношений в це­почке страховщик – страхова­тель (судовладелец) – член экипажа (в нашем случае выгодо­приобретатель), требования рос­сийского и международного за­конодательства, в том числе в сфере страхования, возраста­ющий интерес со стороны по­тенциальных страхователей -весь этот комплекс стал предме­том внимания экспертов СОАО «ВСК» еще в конце 1990-х годов. Было понятно, что страхование ответственности судовладельца в отношении членов экипажа судна требует более детальной юридической проработки и ан­деррайтерами оценки. Что и было сделано, а результатом проведенной работы стало выде­ление этого страхования в от­дельную программу, в которой страховая защита сочетается с сервисной поддержкой. Объем страхового покрытия устанавливается в соответствии с пожеланиями и потребностями страхователя, при этом он может охватывать весь приведенный ниже перечень рисков или какую-либо его часть:
  • риски, при наступлении ко­торых выплачивается компенса­ция за вред, причиненный жизни или здоровью члена эки­пажа: смерть члена экипажа судна; стойкая или временная нетрудоспособность;
  • риски, при наступлении ко­торых оплачиваются понесен­ные страхователем расходы: лечение члена экипажа судна; репатриация члена экипажа судна; замена члена экипажа судна; отклонение судна от вы­полняемого рейса для доставки на берег члена экипажа.

Сервисная поддержка состоит в организации довольно широ­кого перечня услуг, выходящего за рамки стандартного списка услуг, которые обычно оказы­вает судовой агент и Р&I коррес­пондент, взаимодействуя с опе­ратором судна. Помимо органи­зации доставки члена экипажа на берег, оформления докумен­тов, организации медицинской помощи, репатриации в специа­лизированной компании 24 часа в сутки дежурит врач, связав­шись с которым прямо с борта судна или из офиса менеджера судна, можно получить квали­фицированный медицинский совет и принять оперативное ре­шение, автоматически согласо­ванное со страховщиком. Кроме этого сервисная компания ведет медицинский мониторинг во время госпитализации, следя за обоснованностью выставляемых медицинских счетов, оплачи­вает счета субподрядчиков напрямую, включая услуги судо­вого агента, если он был вовле­чен в процесс. Поскольку функ­ции и роль судового агента со­кращаются,  это  способствует уменьшению стоимости его услуг. При взаимодействии с сервисной компанией повыша­ется оперативность, сокра­щаются расходы по случаю, а это влияет на статистику, что впоследствии находит отраже­ние в страховой премии: начи­ная от ставок премии, формируемых страховщиком для портфеля в целом, и заканчивая совершенно конкретной сум­мой страховой премии для кон­кретного страхователя. Помимо этого повышается оператив­ность в вопросе получения стра­хователем либо членом экипажа (членами его семьи) страхового возмещения, так как ряд основ­ных документов страховая ком­пания получает напрямую от сервисной компании.

В последние годы страхователи проявляют все более высокую компетентность в вопросах стра­хования, но также возрастает и их спрос на высококачественные услуги. Безусловно, основной со­ставляющей понятия «качество страховой услуги» является бы­строе и полное возмещение по­несенных страхователем расхо­дов, а в идеале – оплата страхов­щиком всех расходов напрямую, будь то подрядчики или выгодоприобретатели. Именно эту цель и преследует программа страхо­вания ответственности судовла­дельца в отношении членов эки­пажей судов. Основа программы – это договор страхования. Участниками договора страхова­ния ответственности судовла­дельца в отношении членов экипажей судов являются страхова­тель в лице собственника судна или менеджера и страховщик (коммерческий или общество взаимного страхования). Член экипажа или члены его семьи яв­ляются выгодоприобретателями, но не во всех случаях, а лишь в части обязательств страховщика по выплате компенсации на слу­чай стойкой или временной не­трудоспособности члена эки­пажа.

Согласно российскому законо­дательству, а также общеприня­той мировой практике, правила страхования являются неотъемле­мой частью договора страхования ответственности судовладельца в отношении членов экипажей судов. Разработанные в ВСК пра­вила основываются на требова­ниях страхового законодатель­ства, Гражданского кодекса РФ, КТМ РФ, Трудового кодекса РФ, а также учитывают положения применимых Конвенций ИМО, МОТ, требования МКУБ.

Как известно, страхователь не является профессиональным участником рынка страхования, поэтому его интересы призван защищать специализированный регулятор страхового рынка – Федеральная служба по финан­совым рынкам (ФСФР), в функ­ции которой входит нормаnивно-правовое регулирование, контроль и надзор в сфере стра­хового дела. Посредством лицен­зирования страховой деятельно­сти этот орган ограждает страхо­вателя от неправомерного ущем­ления его прав и интересов стра­ховщиком, оценивая соответ­ствие положений применяемых правил страхования законода­тельству РФ. Безусловно, страхо­ватель, заключивший договор страхования на детально проработанных правилах страхования, прошедших процедуру лицензи­рования, имеет существенно больше преимуществ в защите своих интересов, так как все аспекты договора, включая по­нятийный аппарат, объем по­крытия, исключения из покры­тия, права и обязанности сторон, процедура взаимодействия при наступлении страхового собы­тия, перечень документов по страховому случаю и т.д. из­вестны заранее, и в случае не­обходимости стороны могут от­разить в договоре страхования те положения, которые будут учи­тывать индивидуальные потребyости отдельного страхователя, специфику его работы, его вза­имосвязи с членами экипажа, возникающие из трудовых отно­шений.

Судовладелец и член экипажа являются сторонами трудового договора, в котором содержатся взаимные права и обязательства обеих сторон. Часть обязательств судовладельца, связанных с трав­мой или заболеванием члена экипажа, лежит в плоскости имущественных интересов, кото­рые судовладелец может застра­ховать. Нередко это требование является его обязанностью, ука­занной в трудовом договоре. Все чаще трудовые отношения члена экипажа и судовладельца строятся на основании трудо­вого контракта, имеющего типо­вую форму, одобренную Между­народной Федерацией работни­ков транспорта (International Transport workers Federation – ITF Open Form). В таком конт­ракте содержатся весьма объ­емный перечень обязательств су­довладельца перед членом эки­пажа и фиксированные суммы финансовых обязательств. В слу­чае травмы или заболевания члена экипажа выполнение су­довладельцем финансовых обя­зательств едва ли совместимо с успешной производственной деятельностью в силу высоких сумм компенсаций, что учтено указанной Федерацией. Поэтому в этом же типовом договоре раз­работчиками предусмотрено требование об обязательном страховании всех финансовых обязательств судовладельца, то есть требование по заключению договора страхования ответ­ственности в отношении членов экипажей судна.

Несмотря на то что подавля­ющее большинство существу­ющих сегодня коллективных до­говоров/трудовых контрактов содержит более узкий перечень финансовых обязательств судо­владельца перед членом эки­пажа, их расширение и увеличе­ние сумм компенсаций – вопрос самого ближайшего будущего. В настоящее время в этом направ­лении ведется активная совмест­ная работа профсоюзов и меж­дународных отраслевых и про­фессиональных организаций. Подтверждением этой работы является принятая в 2006 году сводная Конвенция Междуна­родной организации труда (МОТ) о труде в морском судо­ходстве,  которая  объединила более 70 существующих право­вых актов МОТ и вступление ко­торой в силу ожидается в 2012-2013 годах, а также регулярная работа по внесению поправок в Международную конвенцию о подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 года. Часть требований, со­держащихся в указанных кон­венциях, имеется в КТМ РФ (в частности, требования п. 2 ст. 60 КТМ РФ и 3, 4 ст. 58 КТМ РФ), а также в существующей в России системе социального страхования. Однако с ратифи­кацией сводной Конвенции МОТ Российское законодатель­ство должно будет претерпеть существенную доработку.

Профессиональная работа страховщика ответственности судовладельца включает прове­дение превентивных меропри­ятий, в том числе мониторинг за­конодательства, имеющего непо­средственное отношение к объ­екту страхования и доведение актуальной информации до страхователей, а также соответ­ствующая корректировка, актуа­лизация предлагаемых страхо­вых программ. Эта работа прово­дится в СОАО «ВСК» на посто­янной основе, в том числе по программе страхования ответ­ственности судовладельцев перед членами экипажей судов.

Таким образом, страхователь приобретает следующие пре­имущества страхования по от­дельной программе:

  • детально проработанное страховое покрытие, учитыва­ющее весь объем обязательств су­довладельца перед членами эки­пажа согласно трудовому дого­вору, требованиям законодатель­ства;
  • прозрачность взаимоотно­шений страхователя и страхов­щика, закрепленная четким пе­речнем взаимных прав и обяза­тельств сторон по договору стра­хования, включая порядок дей­ствий при возникновении стра­хового случая и перечень не­обходимых для производства страховой выплаты документов;
  • возможность разработки страхового покрытия, макси­мально учитывающего финансо­вые возможности страхователя, и как следствие управление рас­ходами по страхованию;
  • получение сервисной под­держки от специализированной ассистанской компании;
  • получение профессиональ­ных консультаций в части со­держания трудовых договоров, их актуализация в связи с изме­нениями законодательной базы.

Поскольку рынок движется на­встречу страхователю и едва ли это движение когда-либо повер­нет вспять, страховщикам не­обходимо разрабатывать конку­рентоспособные страховые про­дукты и за счет качества предла­гаемых страховых услуг и допол­нительного сопутствующего сер­виса выигрывать конкурентную борьбу за потребителя этих услуг.

Успешное развитие программы страхования ответственности судовладельца перед членами экипажей судов на протяжении почти 15 лет – подтверждение ориентированного на клиента рыночного подхода, применяемого СОАО «ВСК». В 2011 году по этой программе СОАО «ВСК»
предоставило страховую защиту владельцам более чем 900 судов различного назначения и района плавания, при этом порядка 30% этих судов не застрахованы в СОАО «ВСК» по программе страхования ответственности судовладельцев. В 2012 году сохраняется положительная динамика, поэтому программа будет развиваться и далее, предлагая клиентам все более и более качественный сервис.

Автор: С. КРУГЛИК

Источник: Морское страхование. – 2012. – № 2. – С. 48 – 51.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *