БЕЗОПАСНЫЙ ПОРТ И БЕЗОПАСНЫЙ ПРИЧАЛ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФРАХТОВАТЕЛЯ

10 Авг

Понятия «безопасный порт», «безопасный причал» в дого­ворах перевозки, а также в российских законодательных актах подразумевают обязанность фрахтователя предоста­вить безопасный порт и/или безопасный причал. Являются ли эти термины взаимозаменяемыми, а эта обязанность фрахтователя – автоматической? Ответы однозначны до тех пор, пока зафрахтованное судно и/или груз не получит значительный ущерб и/или задержку на неопределенный срок, влекущие убытки и претензии. Хочется полагать, что данная статья поможет, в частности, при урегулирова­нии убытков в КАСКО страховании судов, грузов, ответ­ственности судовладельцев и фрахтователей при отнесении и распределении ответственности при повреждениях судов, грузов и портового имущества.

Гарантия безопасности

Мировая практика и сле­дующее ей в этом случае Российское законодательство (ст. 126 и 127 Кодекса торгового мореплавания и ст. 56 Кодекса внутреннего водного транс­порта) говорят о том, что обя­занность фрахтователя предо­ставить безопасный порт и/или причал не является безусловной и должна быть прописана в до­говорах морской перевозки. Более того, обязанность фрахто­вателя предоставить безопасный порт не является выраженной гарантией предоставления без­опасного причала, а обязан­ность фрахтователя предоста­вить безопасный причал не означает, что порт должен быть безопасным.

Зачастую в чартерах незави­симо от того, являются ли они тайм-чартерами или рейсовыми, или указывается конечный спи­сок поименованных портов за­хода, например Гамбург /Бре­мен, или указывается список воз­можных портов с привязкой к географии, например один из портов юго-восточного побе­режья Индии или порт Нигерии. В зависимости от этого указания в английской судебной практике различается и подход к опреде­лению наличия или отсутствия гарантии предоставления без­опасного порта/ причала:

  • если в договоре морской пе­ревозки указан конечный список поименованных портов, то в этом случае не существует какой-либо выраженной или подразумеваемой гарантии об обязанности фрахтователя пре­доставить безопасный порт, если, конечно, такая обязанность не прописана непосредственно в чартере;
  • если в чартере список портов указан с привязкой к географии, то в случае тайм-чартерного фрахтования существует гарантия, что такой порт должен быть безопасным. В случае же рейсо­вого фрахтования такой автома­тически подразумеваемой гарантии не существует. Условия на­личия такой оговорки должны рассматриваться в каждом кон­кретном случае на основании со­вокупности статей чартера.

В наличии такой гарантии не последнюю роль играет фактор времени: на какой срок выдается или подразумевается выдача га­рантии фрахтователем. В анг­лийском определении говорится о непосредственно связанном с рейсом (relevant) периоде вре­мени. Исторически существу.т две версии оценки того, на какой период времени распростра­няется обязательство фрахтова­теля.

Консервативная версия. На фрахтователя возлагается стро­гая ответственность за все убытки, понесенные судовла­дельцем из-за небезопасного со­стояния порта вне зависимости от того, были ли они известны или должны были быть известны фрахтователю в момент номина­ции или нет. Такой подход об­условливается обычной выра­женной гарантией тайм-чар­тера, что судно в чартере должно       эксплуатироваться между безопасными портами. И подкрепляется разумной взаим­ной уверенностью в том, что в со­ответствии с чартером же судо­владелец обязуется в течение оговоренного срока следовать указаниям фрахтователя в обмен на гарантию фрахтователя ис­пользовать судно только между безопасными портами.

Современная версия. Заключа­ется в том, что обязательство фрахтователя в отношении без­опасности порта ограничено. То есть фрахтователь обязан гаран­тировать безусловную безопасность в момент номинации и ожидаемую в момент захода судна в такой порт. Это озна­чает, что фрахтователь не несет ответственность за «скрытые» от него знания – анормальные об­стоятельства, которые были за пределами разумного ожидания в день номинации судна. Факто­ром, который послужил основа­нием для изменения консерва­тивной доктрины, стали события ирано-иракской войны, когда порты захода, бывшие безопас­ными в один момент, стали опас­ными в другой момент, и суда, находящие в них, были задер­жаны на значительный период времени.

Что такое безопасный порт

Классическое определение понятия «безопасный порт» было дано в Англии в деле «The Eastern City» в 1958 году и в ори­гинале звучало: «А port will not be safe unless, in the relevant pe­riod of time, the particular ship can reach it, use it and return from it without, in the absence of some ab­normal occurrence, being exposed to danger which cannot be avoi­ded by good navigation and sea­manship».

To есть порт может считаться безопасным до тех пор, пока в период времени, непосред­ственно связанный с рейсом, определенное судно может до­стичь его, использовать его и выйти из него в отсутствии анор­мальных происшествий, без того, чтобы подвергнуться опасности, которую можно было бы избе­жать посредством хорошей мор­ской практики.

В том же году в США также было дано определение этого по­нятия: «А safe port is place where a chartered vessel may enter, load and discharge and leave without legal restraint and at which the vessel will encounter no perils greater than those of the sea. Whet­her a port is safe is a fact to be de­termined in each case having re­gard to the vessel concerned».

To есть безопасный порт – это место, куда зафрахтованное судно может войти, грузиться, выгружаться и покинуть его без законного ограничения, и в ко­тором судно не встретит риски большие, чем в море. Факт того, действительно ли порт безопа­сен, определяется в каждом кон­кретном случае с учетом особен­ностей данного судна.

Несмотря на имеющиеся в описании различия, подход к определению почти одинаков -безопасность порта должна определяться тремя главными факторами:

  • типом судна;
  • планируемыми работами в порту;
  • условиями, существующими в порту в данный период вре­мени.

Если существует понятие «без­опасный порт», то, соответ­ственно, существуют и опасно­сти, которые делают его опас­ным.

В первую очередь да и в основ­ном это природный фактор (вол­нение, туманы, приливы/отливы и т.д.) и конструктивный фактор (глубины, маркировка фарва­тера и т.д.). Следует отметить, что не каждая такая опасность автоматически делает порт опас­ным. Например, если такое явле­ние носит краткосрочный харак­тер, то предполагается, что ра­зумный капитан с разрешения фрахтователя должен переждать этот период до того момента, когда такая опасность исчезнет. Здесь, правда, возникает другая опасность для фрахтователя -срыв своих основных обяза­тельств по чартеру – грузить и выгружать судно. Поэтому срок ожидания должен быть разум­ным. Существует понятие «ком­мерчески неоправданная за­держка», которая должна опре­деляться в каждом конкретном случае. Основной критерий оценки в этом случае – это ответ на вопрос: «Привела ли такая за­держка к срыву общего мор­ского предприятия или нет?»

В 1988 году в деле «Universal Monarch» были определены кри­терии, которым должен соответ­ствовать порт по гарантии его безопасности:

  • в порту должна существо­вать адекватная система получе­ния прогнозов погоды и система оповещения судов;
  • в порту должна быть адек­ватная возможность предостав­ления судам лоцманов и букси­ров;
  • в порту должно быть разум­ное пространство для маневра;
  • такое пространство должно быть всегда в наличии.

В российском законодатель­стве определение безопасности порта отсутствует.

Безопасный причал

Если порт номинирован в чар­тере или должен быть номи­нирован, то подразумевается, что фрахтователь номинирует и при­чал в пределах указанного порта. Обычно чартер безоговорочно требует номинировать безопас­ный причал или безопасный порт. Если условие о предоставлении безопасного порта отсутствует, то, соответственно, отсутствует выра­женная или подразумеваемая га­рантия о предоставлении безопас­ного причала. Следует отметить отсутствие обратимости, т.е. если чартером гарантирован безопас­ный причал, то это абсолютно не означает, что сам порт должен быть безопасен, если такая гаран­тия не содержится в договоре пе­ревозки как выраженная или как подразумеваемая.

Определение, является причал безопасным или нет, почти соот­ветствует определениям безопас­ности порта: безопасный причал – это место, куда судно может подойти, грузиться и выгру­жаться и отойти в отсутствии анормальных происшествий, без того, чтобы подвергнуться опас­ности, которую можно было бы избежать посредством хорошей морской практики.

Факторы для определения опасности причала также совпадают с факторами для оценки опасности порта: природные, такие как, например, приливноотливные течения, и конструктивные, например оснащение причалов кранцевой защитой или общее техническое состояние причала.

Автор: В. Минаков

Источник: Морское страхование. – 2012. – № 2. – С. 52 – 54.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *