Зерно обетованное: Есть ли смысл ускоренно строить зерновые терминалы, или эта «модная тема» только создаёт в портах Украины избыточные мощности по перевалке?

5 Янв

На радость украинским аграриям каж­дый год приносит дополнительные объе­мы урожая зерна. В 2013 году Украина со­брала почти 63 млн тонн зерновых, в этом году, как прогнозирует Минагропрод, собе­рет уже 64 млн тонн. Почти половина уро­жая уйдет на экспорт. Ожидается, что в 2014/2015 маркетинговых годах будет экс­портировано 30.5 млн тонн зерна. А экс­перты и участники рынка сулят стране в не­далекой перспективе и более 100 млн тонн урожая зерновых. И если сегодня перева­лочных мощностей в портах хватает, то со временем, вполне возможно, потребует­ся заметно большее количество зерновых терминалов.

Кроме того, своей оценкой сегодняшней и завтрашней ситуации с зерновыми в Украине делится главный редактор журнала «Зерно» Юрий ГОНЧАРЕНКО. В его комментарии  «Украинское зерно уже интегрировано в мировую систему» содержится интересный анализ той роли, какую Украина играет на мировом рынке зерна.

В том, что строить новые зерно­вые терминалы нужно, уверен прези­дент Украинской аграрной конфеде­рации Леонид Козаченко. «Если темпы роста производства зерна будут таки­ми, какими были последние пять лет, то через три года у нас реально могут возникнуть проблемы с нехваткой мощностей», – уверяет он.

Крупные экспортеры, очевидно, согласны с Козаченко, так как актив­но инвестируют в строительство таких объектов. Известно, что зернотерминалы в Одесском порту строит «Бруклин-Киев». О планах ускоренного строи­тельства мощностей заявила компания Noble Group Limited (Гонконг), которая до конца 2015 года намерена постро­ить комплекс по перевалке зерновых грузов в Николаевском МТП. Почти на треть собирается увеличить свои мощ­ности ТИС-Зерно. ЕБРР выделило кре­дит американской Trans-Oil Group, что­бы та приобрела и модернизировала зернохранилище в порту Рени. Кернел договаривается о создании терминала в Ильичевском порту.

Список мог бы быть и больше, если бы заинтересованные инвесторы забла­говременно имели доступ к информа­ции о новых площадях под застройку. Президент Украинской зерновой ассо­циации Владимир Клименко отмечает, что, несмотря на обращения в Кабинет министров, на сайте Кабмина так и не публикуют перечень площадок под за­стройки в портах Украины с их харак­теристиками: площадь, глубины, нали­чие причалов и т.д.

Все понимают, что из-за общей слож­ной ситуации в стране реализация части уже начатых или анонсированных про­ектов может затянуться. «Те терминалы, которые уже начали реализацию, пока будут заморожены. Я не вижу развития ни у «Укрлендфарминга», ни у «Мрии». Думаю, что Юрий Губанков достроит свой терминал в Одесском порту, и на этом пока что все», – поделился сво­им видением на форуме «Агробизнес Украины 2014» генеральный директор ТИС Андрей Ставницер.

Но и такая перспектива не отпуги­вает желающих. Ведь главное – «застол­бить место», потому что пока мощностей в портах хватает, а времени на оформление разрешительных документов уй­дет много. «Из того времени, которое тратится на проект, большая часть – со­гласование с государственными служба­ми, – говорит директор зернотрейдинговой компании «Гермес-Трейдинг» Юрий Скичко. – Элеватор можно построить за 3-6 месяцев, в зависимости от сложно­сти причала. Если будет зеленая улица, то построить речной причал в 200 мет­ров можно примерно за такое же время. Остальное время тратится на согласо­вание, получение разрешения».

Между тем, по оценкам экспертов, уже существующие перевалочные мощ­ности в украинских портах составля­ют более 50 млн тонн зерновых в год. И это при планах на экспортную отгруз­ку порядка 30 млн тонн. Коммерческий директор компании «Бориваж» Сергей Фролов не случайно обращает внима­ние на нарастание конкуренции на рынке экспорта зерновых. Мол, мощностей уже намного больше, чем экспортных объ­емов, а бизнесмены продолжают стро­ить рядышком терминал за терминалом. «Я понимаю, когда крупные зернотрейдеры строят терминалы под свои мил­лионные объемы, – поделился Фролов с журналистами. – Но когда в стране «мода» на элеваторы, и они начинают расти как грибы после дождя, то это приводит к обвалу цен на рынке и сни­жению эффективности производства».

С весны большинство терминалов простаивают (основной поток зерна проходит через порты с июня по де­кабрь, а пик перевалки приходится на но­ябрь-декабрь). Однако в пиковые месяцы нагрузка на инфраструктуру максималь­ная, и именно тогда особо обостряет­ся вопрос высокой производительно­сти и снижения потерь при перевалке.

Конкуренция способствует тому, что крупные компании устанавливают на сво­их терминалах новейшее оборудование, которое позволяет увеличить скорость и сохранить качество зерна. Например, чтобы минимизировать травмирование зерна на терминале «Бруклин-Киев», группа компаний «Зерновая Столица» решила установить максимальное ко­личество ленточных конвейеров на тер­минале и минимизировать количество подъемов нориями. Благодаря этому, да еще и за счет максимальной верх­ней разводки, зерно один раз поднима­ется на верхнюю надсилосную галерею и дальше самотеком распределяется по силосам. А в компании ТИС-Зерно от­мечают, что могут принимать и выгру­жать до 350 вагонов и до 400 грузови­ков в сутки. И что уже могут отгружать «панамаксы» за два дня.

Все больше внимания уделяется ка­честву оборудования, дабы впоследствии не переплачивать за доработки или ре­монт. Ведь «обжечься» могут и именитые игроки. В интервью профильному порта­лу Еlevatorist генеральный директор ком­пании «ПроектКонтактСервис» Анатолий Куприевич рассказал, что их специали­стов часто привлекают к расследованию причин аварий металлических силосов. Приходилось расследовать поломки турецких силосов в Болгарии и Грузии, американских силосов в Одесской об­ласти в «Бориваже» и в Николаеве на «Ника-Тера». «Оказывается, силосы не были рассчитаны на наши климатиче­ские условия, – поделился Куприевич. – А турецкие силосы вообще неправиль­но спроектированы и рассчитаны. Они предназначены для регионов, где нет значительных осадков в виде снега, сейсмических или ветровых загрузок». И рекомендовал требовать от производителя гарантийные обязательства и сертификат, подтверждающий, что это оборудование соответствует ука­занным параметрам и его можно уста­навливать в Украине.

Итак, зерно в ближайшие годы оста­ется главной «темой» для стивидорных компаний в портах. Но чтобы преуспеть на этом рынке, потребуется и компетентность, и решительность, и немно­го везения.

Автор: Андрей МУРАВСКИЙ

Источник: Порты Украины. – 2014. – № 10. – С. 26 – 28.

«Украинское зерно уже интегрировано в мировую систему»

– В России со 100 миллионов гектаров земли собирают 100 миллионов тонн урожая. Это очень низкая производительность. Мы с 30 миллионов гектаров собираем 60 миллионов тонн урожая. Но это тоже далеко не лучший показатель. Конечно, сои больше 3 тонн с гектара не соберем, но кукурузы можно собирать и 15 тонн с гектара. Европа собирает в среднем по 10 тонн зерновых с гектара, нотам у владельцев небольшие участки, за которыми легче следить. У нас же при наличии 1000 гектаров земли стопроцентный контроль качества обеспечить невозможно. Но, во всяком случае, собрать 4-5 тонн с гектара украинские аграрии смогут. А это в два раза больше, чем на сегодняшний день. Мы находимся на втором месте по экспорту зерна после США. У нас производится 27 миллионов тонн кукурузы, из них около 20 миллионов идет на экспорт. Также хорошо продаем подсолнечное масло, хотя тут есть нюанс -многие страны потребляют оливковое масло, так что подсолнечником просто не занимаются. Из черноморских портов зерно идет на наши уже традиционные рынки: в Африку, Ближний Восток. Арабские Эмираты покупают весь наш ячмень. Итак, 100-150 миллионов тонн урожая – это вполне реальные прогнозы на будущее. Таким образом, перевалка на экспорт вырастет в перспективе как минимум вдвое.

Украинское зерно уже интегрировано в мировую систему. Сейчас крупные игроки на мировом рынке пытаются вытеснить тех, кто не умеет выращивать зерно, кто выращивает и экспортирует зерно с высокой себестоимостью. Например, Индия и Пакистан всегда покупали зерно на мировом рынке, а теперь начали его экспортировать. Но выращивают зерно с высокой себестоимостью, выигрывают только за счет больших площадей посевов. И мировые цены на зерно последние два года низки, в том числе, чтобы вытеснить этих игроков, никому не нужно, чтобы они из покупателей зерна превратились в продавцов.

Отдельная тема, что перевалка в портах Украины стоит дороже, чем, скажем, в соседней Румынии. У нас это около $18-20, полная стивидорная ставка, с экспедицией за тонну зерна. Во Франции это стоит только 7 евро, но там рынки нарабатывались столетиями, у нас же экономика молодая и еще слабо развитая. Инвестируя у нас в строительство перевалочных мощностей, все стремятся добиться быстрой окупаемости – есть ведь риск, что бизнес отберут. На стоимость влияют взятки и откаты. Кредиты опять-таки дороже. Работать с рентабельностью 8%, как в Европе, у нас не могут. Так что в идеале хотят, чтобы проект окупался за пару лет. Кроме того, аграрии все равно не могут отправлять зерно не из украинских портов, расположенных на Черном или Азовском морях. Везти через границу в Румынию – дорого. Отправлять железной дорогой зерно через балтийские порты можно, но тоже удорожание.

Нам в любом случае потребуются большие перевалочные мощности, поскольку спрос на зерно только рас¬тет. Вьетнам раньше только рис ел, а сегодня ему нужно и пиво, и говядина. А чтобы вырастить скот, нужны зерновые. Если, скажем, рынок недвижимости или автомобильный рынок сильно подвержены изменениям спроса, то зерно нужно всегда. Даже несмотря на боевые действия, будет выращиваться зерно, спрос на него будет, переваливать в портах его будет нужно. И рентабельность у аграриев все-таки сравнительно высокая.

Автор: Юрий ГОНЧАРЕНКО

Источник: Порты Украины. – 2014. – № 10. – С. 27.