Как IMO и 150 государств будут совершенствовать нормативно-правовую базу отрасли: Шесть новаций современного морского права, о которых полезно знать

5 Янв

Международным морским сооб­ществом предпринимаются усилия по гар­монизации правотворческой деятельности как на международном, так и на нацио­нальном уровне. Предлагаем краткий об­зор наиболее важных, с нашей точки зре­ния, юридических инноваций, грядущих в современном морском праве. В Украине и тех странах, где мы практикуем (Турция, Румыния, Болгария, Грузия, Россия, Молдова и др.). они пока не получили до­статочного освещения.

1. Общая авария

В последнее время оживился инте­рес к вопросам, связанным с институ­том общей аварии. Йорк-Антверпенские правила (YАR) в редакции 2004 года не были широко признаны международным морским сообществом, так что наиболее популярной по-прежнему остается ре­дакция 1994 года. Международный мор­ской комитет (СМІ) на своей 41-й конфе­ренции, состоявшейся в Гамбурге в июне 2014 года, рассмотрел предложения по изменению Правил с тем, чтобы при­нять их на конференции СМІ в 2016 году. В частности, предлагается сократить срок получения диспашером документов, подтверждающих контрибуционную сто­имость. В Международной палате судо­ходства (МПС), правда, преобладает по­зиция противников внесения изменений в нынешнюю систему правил общей ава­рии, поскольку считается, что редакция YАR 1994 года вполне удовлетворяет со­временные потребности.

2. Труд моряков и несение вахты

Вступление в августе 2013 года в силу Конвенции о труде в морском судоход­стве 2006 года (МLС) стало кульмина­цией 10-летней работы правительствен­ных органов и их социальных партнеров в Международной организации труда (МОТ), в особенности Международной федерации транспортных рабочих (IТF). Новый правовой режим поддерживают как отрасль судоходства в целом, так и профсоюзы моряков. Большинство по­ложений МLС уже содержатся в других нормах МОТ, которые заменяются дан­ной Конвенцией. Хотя имеется и множе­ство инноваций, особенно в оформлении документов. Кстати, в апреле 2014 года к МLС были внесены первые поправки -касательно выплаты заработной платы морякам в случае банкротства судоход­ной компании. Вступление в силу данных поправок ожидается в течение ближай­ших трех лет. Положения ПДНВ (STCW), которые являются более специальными и считаются базовым режимом провер­ки несения вахт, проводимой органами государственного портового контроля, приведены в соответствие с аналогич­ными требованиями МLС.

3. Принудительная продажа судна

Повседневной практикой в послед­нее время стала принудительная прода­жа судов по решению суда в иностранных юрисдикциях. СМI определил проблему и подготовил проект конвенции, которую коротко предлагается назвать «Пекинская конвенция». Основной целью конвенции является признание принудительной про­дажи судна в других юрисдикциях, отлич­ных от юрисдикции продажи судна. СМI предлагает определение понятия «прину­дительная продажа судна». Большое вни­мание уделяется процедурным вопросам принудительной продажи судов. В проек­те рассматриваются юридические послед­ствия принудительной продажи, в частно­сти и особенности, характер титула на вещь, которую приобретает покупатель, и судьба обременении, в том числе морских зало­гов и ипотек. СМI ставит вопрос о необхо­димости и возможности принятия нового международного инструмента при наличии действующей Конвенции о морских зало­гах и ипотеках 1993 года. Принципиальная позиция заключается в том, что титул на судно переходит к собственнику, в соот­ветствии с законом юрисдикции, где про­дается судно, и новый собственник вправе требовать выдачи сертификата об отсут­ствии обременении на судно, купленное с публичных торгов.

4. Экологические отношения

С 1 января 2015 года большинству судовых операторов придется использо­вать гораздо более дорогое дистиллятное топливо, содержащее менее 0,1% серы. До 2015 года общее ограничение в во­дах за пределами зон контроля выбро­сов (Emission Control Areas – ЕСА) – 3,5%.

С момента окончательного вступле­ния в силу Конвенции о контроле судовых балластных вод (BWM Convention, 2004) всем судовладельцам придется вложить в общей сложности более ста миллиардов долларов в создание новой системы кон­троля балластных вод. МПС пока рекомен­дует государствам флага, которые еще не ратифицировали Конвенцию о контроле судовых балластных вод, воздержаться от ратификации до тех пор, пока не будут надлежащим образом решены все текущие проблемы, связанные с внедрением дан­ной Конвенции в жизнь.

5. Пиратство

Недавнее сокращение количества пи­ратских нападений в Восточной Африке объясняется результатом мер по самоза­щите, предпринятых судоходными ком­паниями, а также важной поддержкой со стороны вооруженных сил в этом ре­гионе. Особенно важно то, что полити­ческий мандат на «Операцию Аталанта», первую военно-морскую операцию Европейского Союза, действует до сих пор. Международная организация по стандартизации (ISO) разрабатывает Правила применения силы. Хотя проблема сома­лийского пиратства не исчерпана, больше внимания уделяется в настоящее время ситуации в Западной Африке. За 2013 год было зафиксировано 51 нападение – это са­мое большое количество нападений в этом регионе с 2008 года. В январе 2014 года нигерийские пираты напали на нефтяной танкер возле побережья Анголы, в резуль­тате чего возникли опасения, что пираты могут промышлять и южнее. Ситуация в районе Малаккского пролива также вы­зывает значительные опасения.

6. Полярное мореплавание

Международный кодекс безопасно­сти судов в полярных водах (Полярный ко­декс) станет обязательным при внесении изменений в конвенции MARPOL и SOLAS. Ожидается, что он будет окончательно при­нят в 2015 году и вступит в силу в 2017-м. В связи с ростом судоходства в Арктике необходимо обеспечить особую степень безопасности судов при следовании в ар­ктических водах. Конечно, арктические государства должны уважать требова­ния Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS), а также соответствующие кон­венции и кодексы IMO. Например, преду­смотренный UNCLOS режим транзитно­го прохода через проливы, используемые для международного судоходства, имеет преимущественную силу над правами при­брежных государств принимать односто­ронние меры в отношении международ­ного судоходства. До недавнего времени этот вопрос был скорее теоретическим, равно как и вопрос об использовании го­сударствами прямых исходных линий для определения своих территориальных вод. Однако чем более доступными становят­ся отдаленные арктические морские пути, тем большую важность приобретают эти вопросы. Так, в летний сезон 2013 года по Северному морскому пути прошло более 70 торговых рейсов (несколько маршрутов также прошли и через Северо-западный канадский морской путь).

Заключение: быть в курсе

В среде международного морского су­доходства идут активные споры и дискус­сии, в частности на предмет электронной навигации, налогообложения и стандартов финансовой отчетности, защиты конкурен­ции, исключений из антимонопольного за­конодательства для линейных конференций, управления ресурсами и защиты Мирового океана и др. В связи с этим понятно, что нор­мативно-правовая база, разрабатываемая IMO и другими международными морскими организациями, нуждается в значительных улучшениях и будет улучшаться.

Часто представители отрасли жалуются, что процесс такого улучшения идет слишком медленно. Действительно, работа, благода­ря которой свыше 150 государств приходят к общему согласию по вопросам, которые зачастую являются политически деликатны­ми и технически сложным, на самом деле не так проста. Тем не менее, когда имеет­ся добрая воля, решения принимаются до­вольно быстро. Например, Международный кодекс по охране судов и портовых средств (ISPS Code) был принят в течение года по совершении теракта в США в 2001 году.

Международная юридическая служ­ба Interlegal практикует преимущественно в сфере частноправовых отношений. Однако с практической точки зрения бывает трудно отделить их от отношений в сфере публич­ного морского права, так что нужно дер­жаться в курсе всех инноваций и тенденций в сфере международного морского права, да и важнейших новелл национальных пра­вовых систем, в особенности тех стран, где мы практикуем.

Авторы:

А. Ницевич, Н. Мельников (Interlegal)

Источник:

Порты Украины. – 2014. – № 10. – С. 52 – 53.