Больше года в украинских портах действует Информационная система портового сообщества (ИСПС), призванная упростить и ускорить контроль грузов. Начали ее внедрение при активном участии АМПУ с Одесского порта, затем постепенно стали распространять действие некоторых модулей системы и в других портах. Успехи очевидны, но и проблем пока немало. Как живет ИСПС сегодня, какими будут следующие шаги по внедрению так нужной портам системы?
Продвигаем процесс пересечения границы грузами к европейским стандартам.
«Свободная практика» в Южном: Первый контейнеровоз
В конце октября в порту Южный впервые в режиме свободной практики был оформлен контейнеровоз. Судно Maersk Bulan ошвартовалось у причала № 21. До этого в Южном свободная практика применялась к газовозам, балкерам и танкерам, которые обрабатывались на 12 из 30 действующих причалах порта. Новые правила оформления судов были внедрены в порту в марте этого года. Первопроходцами стали портовый оператор причалов №№ 1-4 ОАО «Одесский припортовый завод» и компания «СМТ Южный Лтд», предоставляющая экспедиторские и агентские услуги.
Модуль «свободная практика» -первый в числе других модулей, предусмотренных ИСПС. Он предполагает предварительное получение контролирующими органами необходимой для оформления захода судна в порт информации в электронном виде. Судно, получившее загодя «добро» пограничников, СЭС, таможенников и т.п., может сразу при постановке к причалу начать грузовые операции. Обычная мировая практика.
Эта обычная мировая практика заработала, наконец, и в Украине. Ведь «обычной» отечественной практикой до сих пор были и во многих портах еще остаются охапка документов на бумажных носителях (не менее тридцати разных справок на одно судно). На каждом документе проставляется мокрая печать соответствующих служб, а значит, агенту нужно оббежать всех лично. И дальше – формирование комиссии из представителей этих служб для непосредственной проверки бумажек на судне… И пока на борту идет неторопливая проверка, целая группа лиц (судовладелец, грузоотправитель, грузовладелец, стивидоры и т.д.) несут затраты из-за непроизводительного простоя судна. К теряющим прибыль из-за бюрократической системы, доставшейся нам с советских времен, прибавилась с прошлого года и администрация порта, которая отвечает за эффективное использование причалов. Здесь хорошо понимают: без ускорения оборота судов, заходящих в акваторию порта, невозможно обеспечить значительный рост грузоперевалки – до 90 млн тонн в год, предусмотренный программой развития Южного.
– Вот почему администрация морского порта Южный стала внедрять модуль «свободная практика» еще летом 2013 года, – вспоминает начальник администрации Максим Широков. -12 марта 2014 года в новом режиме было обработано первое судно на причале №3.
-Для анализа эффективности нововведения была сделана выборка показателей стояночного времени газовозов, -добавляет главный диспетчер порта Южный Александр Ковалюк. – Она показала, что в среднем каждое судно в «свободном» режиме обрабатывалось на 2 ч. 20 мин. быстрее, чем обычно. Из 26 газовозов, которые зашли в порт, только 18 получили разрешение на свободный режим. И даже с учетом этого общая экономия получилась немалой – 44 часа. За это время можно дополнительно принять еще два аналогичных судна.
А ведь на рейде Южного, напоминают портовики, постоянно стоят в ожидании захода одно или два судна, иногда стоят и по двое суток.
У агентов свои расчеты, связанные со стоимостью эксплуатации буксиров.
– У судов-газовозов есть особая статья расходов, – делится представитель компании «СМТ Южный Лтд» Александр Гавриленко. – Рядом с каждым из них должен находиться буксир безопасности, который выставляется с момента схода лоцмана на берег при швартовке судна к причалу и до момента поднятия лоцмана на борт в связи с отходом судна. Уменьшение времени использования одного буксира экономит от $1,5 тыс. и больше.
Все за, а санэпидстанция – против
Но если это выгодно всем, то почему не все суда, заходящие в акваторию Южного, получают право свободной практики?
Во-первых, рассказали в порту, не все причалы готовы на сегодняшний момент к такой работе. Она требует особого оснащения, оборудования. Например, по требованию пограничников, нужна установка видеонаблюдения.
– Но все уже оценили эффект внедренного сервиса, – убежден Максим Широков. – Это задача администрации порта – создать условия, чтобы бизнес чувствовал себя комфортно и приходил сюда. Сервис поддержали контролирующие органы, все остальное зависит от бизнеса, захочет ли, сможет ли инвестировать в такой вид инфраструктуры.
Второй проблемой оказалось плохое техническое оснащение судов, прежде всего маломерных, которые в основном используются для насыпных грузов. У них нет возможности передавать с судна требуемые документы с необходимыми подписями и печатями в электронном виде и в нужный срок.
И наконец, главным сдерживающим фактором, как показывает опыт в Южном, остается позиция СЭС. Почти каждому второму судну, собравшему все необходимые документы для свободной практики, не дала на это разрешение СЭС, практически единственный контролирующий орган, выставлявший красный запрещающий знак новому порядку работы.
– Со стороны таможни с марта не было ни одного отказа, – рапортует начальник таможенного поста порта Южный Эдуард Иванской. – Уменьшение времени стоянки судна помогает нам реализовать одну из основных задач таможни: увеличение товаропотока. Это записано в новом Таможенном кодексе. Плюс происходит сокращение государственных чиновников: внедрение ИСПС позволяет выполнять задачи меньшим оперативным составом.
У таможенников действует новый Таможенный кодекс, который, как утверждают специалисты, даже лучше, чем у ЕС. А у санэпидемстанции – старые ведомственные нормативы… И пока трудно прогнозировать, что государство сможет быстро модернизировать действия СЭС и других контролирующих органов. Ведь пока что, за исключением Одесского МТП, электронная версия документооборота не освобождает от необходимости сбора и предоставления контролирующим органам тех же документов в бумажном варианте. И комиссия в обязательном порядке все равно поднимется на борт каждого судна, где минимум два часа будет разбираться с судовыми бумажками. Разница только в том, что в этот момент грузовые работы уже будут вестись.
Столь тесное переплетение дедовских подходов с новыми произошло потому, что за разрушение бюрократии взялось портовое сообщество. Бюрократические устои подрывают снизу. Каждый шаг непрост, хотя и результативен. Он меняет мышление чиновников, уничтожает коррупционные схемы и ускоряет продвижение товаров. Первыми поддержали эксперимент по применению ИСПС в Мининфраструктуры, придав юридический статус электронному виду грузовых документов. А широкая эксплуатация ИСПС стала возможна благодаря Постановлению КМУ от 3.07.2013 г. Документ открыл путь к использованию системы в других портах Украины.
История действий «в открытом доступе»
– Идея создания Информационной системы портового сообщества родилась три года назад, после посещения ряда европейских портов, где мы увидели, как осуществляется процедура оформления электронных документов, – рассказывает начальник службы стратегии развития АМПУ Вячеслав Вороной. -Сегодня этот проект администрация реализует совместно с провайдером «ППЛ-33-35» (учредитель – компания «Пласке», которая на протяжении многих лет реализовывала инновационные проекты в области перевозки грузов). Тестовой площадкой для ИСПС выступил Одесский порт. На то время он был наиболее технически готов, были определенные наработки, связанные с внедрением электронных пропусков, планированием заезда автотранспорта и т.п.
Первым документом первого этапа ИСПС стал электронный наряд, обеспеченный высоким уровнем защиты информации. Он действует в Одесском порту со 2 сентября 2013 года. На сегодняшний момент в ОМТП реализованы модуль свободной практики, модули, связанные с оформлением импортных груженых контейнеров, которые вывозятся автотранспортом и по железной дороге. Завершается работа по распространению системы на экспортные контейнеры. В октябре был подписан ряд договоров об информационном сотрудничестве со стивидорными компаниями, линейными агентами – «Бруклин-Киев Порт», «ГПК Украина», «Маерск Лайн». Подписание договоров с агентами и стивидорными компаниями позволяет идти дальше – приступить к получению предварительной информации о выгрузке грузов, перейти к оформлению электронного расходного ордера, который свидетельствует о выдаче груза со склада перевозчику.
Опыт ОМТП, отработанные здесь программы позволяют ускорить процесс внедрения ИСПС в других портах, что в конечном итоге унифицирует стандарты для украинских портов. Так, уже и в Ильичевском порту действует модуль по оформлению импортных груженых контейнеров, вывозимых автотранспортом. На стадии завершения технологическая схема, которая опишет для ИМТП работу системы по оформлению груженых контейнеров, вывозимых по железной дороге.
Включены в ИСПС Одесского порта и экспедиторские компании, которые оформляют в электронном виде заявку (так называемый наряд) на получение груза к перевозке. Этот документ обрабатывается таможенником, который выбирает для контейнера, если необходимо, формы контроля: досмотр, рентген, взвешивание. Раньше заявки приносили в бумажном виде, выстаивали в километровых очередях (в порту работает около 460 экспедиторских компаний), искали нелегальные способы сократить стояние… Сегодня все решает компьютер – устанавливает очередь по дате обращения, выделяет группы риска – контейнеры, на которые таможеннику нужно обратить особое внимание. Все обстоятельства, которые могут повлечь детальную проверку, отказ в выдаче контейнера, пропуск заявки вне очереди и т.д. описаны законодательно. На них, принимая решение, должен сослаться таможенник, ввести в систему и удостоверить свои действия собственной цифровой электронной подписью. Иными словами, как заметил Вячеслав Вороной, «всегда можно найти историю любого действия».
Прозрачность работы – важный момент не только в борьбе с коррупцией. Система позволила искоренить незаконный вывоз контейнеров с территории порта. Для законного нужно иметь две разрешительные отметки – таможни и пограничников. Пока работали с бумажными документами, бывали (и нередко) случаи, когда подделывали мокрые печати. Сотруднику ВОХР было тяжело, особенно в ночное время суток или в неблагоприятную погоду, проверить подлинность печатей. Внедрение системы полностью исключило эти случаи. А сотрудники ВОХР сегодня могут сами открыть шлагбаум только в экстренных обстоятельствах -пожарным, скорой… В штатных случаях шлагбаум открывает компьютер, считав с электронной карточки водителя наличие разрешений.
По оценкам главного инспектора отдела таможенного оформления №3 таможенного поста Одесса-Порт Максима Полищука, продуктивность труда таможенника заметно увеличилась. До этого визировали 150 нарядов в день, сейчас эта цифра выросла на 50-60%.
– Пока мы дублируем работу: используем и свою внутреннюю служебную программу, разработанную для таможни, и систему ИСПС. Можем сравнивать обе, – говорит Полищук. – Программа ИСПС эффективней, надежней, лучше защищена. Сейчас проводится работа, чтобы все параметры, которые нужны таможенникам, были имплементированы в систему ИСПС, и тогда мы откажемся от дублирования. Будет еще быстрее.
Автор: Валентина МИХАЙЛОВА
Источник: Порты Украины. – 2014. – № 10. – С. 30 – 32.