ИСПС: Порт за портом, модуль за модулем

5 Янв

Больше года в украинских портах дей­ствует Информационная система портово­го сообщества (ИСПС), призванная упро­стить и ускорить контроль грузов. Начали ее внедрение при активном участии АМПУ с Одесского порта, затем постепенно ста­ли распространять действие некоторых мо­дулей системы и в других портах. Успехи очевидны, но и проблем пока немало. Как живет ИСПС сегодня, какими будут следующие шаги по внедрению так нужной пор­там системы?

Продвигаем процесс пересечения границы грузами к европейским стандартам.

«Свободная практика» в Южном: Первый контейнеровоз

В конце октября в порту Южный впервые в режиме свободной практики был оформлен контейнеровоз. Судно Maersk Bulan ошвартовалось у прича­ла № 21. До этого в Южном свободная практика применялась к газовозам, балкерам и танкерам, которые обра­батывались на 12 из 30 действующих причалах порта. Новые правила оформ­ления судов были внедрены в порту в марте этого года. Первопроходцами стали портовый оператор причалов №№ 1-4 ОАО «Одесский припорто­вый завод» и компания «СМТ Южный Лтд», предоставляющая экспедиторские и агентские услуги.

Модуль «свободная практика» -первый в числе других модулей, преду­смотренных ИСПС. Он предполагает предварительное получение контролирующими органами необходимой для оформления захода судна в порт ин­формации в электронном виде. Судно, получившее загодя «добро» пограничников, СЭС, таможенников и т.п., мо­жет сразу при постановке к причалу начать грузовые операции. Обычная мировая практика.

Эта обычная мировая практика за­работала, наконец, и в Украине. Ведь «обычной» отечественной практикой до сих пор были и во многих портах еще остаются охапка документов на бу­мажных носителях (не менее тридцати разных справок на одно судно). На каж­дом документе проставляется мокрая печать соответствующих служб, а зна­чит, агенту нужно оббежать всех лич­но. И дальше – формирование комис­сии из представителей этих служб для непосредственной проверки бумажек на судне… И пока на борту идет нето­ропливая проверка, целая группа лиц (судовладелец, грузоотправитель, грузовладелец, стивидоры и т.д.) несут за­траты из-за непроизводительного про­стоя судна. К теряющим прибыль из-за бюрократической системы, доставшейся нам с советских времен, прибавилась с прошлого года и администрация пор­та, которая отвечает за эффективное использование причалов. Здесь хоро­шо понимают: без ускорения оборота судов, заходящих в акваторию порта, невозможно обеспечить значительный рост грузоперевалки – до 90 млн тонн в год, предусмотренный программой развития Южного.

–     Вот почему администрация мор­ского порта Южный стала внедрять мо­дуль «свободная практика» еще летом 2013 года, – вспоминает начальник администрации Максим Широков. -12 марта 2014 года в новом режиме было обработано первое судно на при­чале №3.

-Для анализа эффективности но­вовведения была сделана выборка по­казателей стояночного времени газо­возов, -добавляет главный диспетчер порта Южный Александр Ковалюк. – Она показала, что в среднем каждое судно в «свободном» режиме обраба­тывалось на 2 ч. 20 мин. быстрее, чем обычно. Из 26 газовозов, которые за­шли в порт, только 18 получили разре­шение на свободный режим. И даже с учетом этого общая экономия полу­чилась немалой – 44 часа. За это вре­мя можно дополнительно принять еще два аналогичных судна.

А ведь на рейде Южного, напомина­ют портовики, постоянно стоят в ожи­дании захода одно или два судна, ино­гда стоят и по двое суток.

У агентов свои расчеты, связанные со стоимостью эксплуатации буксиров.

–     У судов-газовозов есть особая статья расходов, – делится предста­витель компании «СМТ Южный Лтд» Александр Гавриленко. – Рядом с каж­дым из них должен находиться буксир безопасности, который выставляется с момента схода лоцмана на берег при швартовке судна к причалу и до момен­та поднятия лоцмана на борт в связи с отходом судна. Уменьшение времени использования одного буксира эконо­мит от $1,5 тыс. и больше.

Все за, а санэпидстанция – против

Но если это выгодно всем, то по­чему не все суда, заходящие в аквато­рию Южного, получают право свобод­ной практики?

Во-первых, рассказали в порту, не все причалы готовы на сегодняшний мо­мент к такой работе. Она требует особо­го оснащения, оборудования. Например, по требованию пограничников, нужна установка видеонаблюдения.

–     Но все уже оценили эффект вне­дренного сервиса, – убежден Максим Широков. – Это задача администрации порта – создать условия, чтобы бизнес чувствовал себя комфортно и приходил сюда. Сервис поддержали контролиру­ющие органы, все остальное зависит от бизнеса, захочет ли, сможет ли инве­стировать в такой вид инфраструктуры.

Второй проблемой оказалось пло­хое техническое оснащение судов, пре­жде всего маломерных, которые в ос­новном используются для насыпных грузов. У них нет возможности пере­давать с судна требуемые документы с необходимыми подписями и печатями в электронном виде и в нужный срок.

И наконец, главным сдерживаю­щим фактором, как показывает опыт в Южном, остается позиция СЭС. Почти каждому второму судну, собравшему все необходимые документы для сво­бодной практики, не дала на это разре­шение СЭС, практически единственный контролирующий орган, выставлявший красный запрещающий знак новому по­рядку работы.

– Со стороны таможни с марта не было ни одного отказа, – рапортует начальник таможенного поста порта Южный Эдуард Иванской. – Уменьшение времени стоянки судна помогает нам реализовать одну из основных задач та­можни: увеличение товаропотока. Это записано в новом Таможенном кодексе. Плюс происходит сокращение государ­ственных чиновников: внедрение ИСПС позволяет выполнять задачи меньшим оперативным составом.

У таможенников действует новый Таможенный кодекс, который, как утвер­ждают специалисты, даже лучше, чем у ЕС. А у санэпидемстанции – старые ведомственные нормативы… И пока трудно прогнозировать, что государ­ство сможет быстро модернизировать действия СЭС и других контролирующих органов. Ведь пока что, за исключени­ем Одесского МТП, электронная версия документооборота не освобождает от необходимости сбора и предоставления контролирующим органам тех же доку­ментов в бумажном варианте. И комис­сия в обязательном порядке все равно поднимется на борт каждого судна, где минимум два часа будет разбираться с судовыми бумажками. Разница толь­ко в том, что в этот момент грузовые работы уже будут вестись.

Столь тесное переплетение де­довских подходов с новыми произо­шло потому, что за разрушение бюро­кратии взялось портовое сообщество. Бюрократические устои подрыва­ют снизу. Каждый шаг непрост, хотя и результативен. Он меняет мышле­ние чиновников, уничтожает корруп­ционные схемы и ускоряет продви­жение товаров. Первыми поддержали эксперимент по применению ИСПС в Мининфраструктуры, придав юриди­ческий статус электронному виду гру­зовых документов. А широкая эксплуа­тация ИСПС стала возможна благодаря Постановлению КМУ от 3.07.2013 г. Документ открыл путь к использова­нию системы в других портах Украины.

История действий «в открытом доступе»

– Идея создания Информационной системы портового сообщества роди­лась три года назад, после посещения ряда европейских портов, где мы уви­дели, как осуществляется процедура оформления электронных документов, – рассказывает начальник службы страте­гии развития АМПУ Вячеслав Вороной. -Сегодня этот проект администрация реализует совместно с провайдером «ППЛ-33-35» (учредитель – компания «Пласке», которая на протяжении многих лет реализовывала инновационные проекты в области перевозки грузов). Тестовой площадкой для ИСПС высту­пил Одесский порт. На то время он был наиболее технически готов, были опре­деленные наработки, связанные с внедрением электронных пропусков, плани­рованием заезда автотранспорта и т.п.

Первым документом первого этапа ИСПС стал электронный наряд, обеспе­ченный высоким уровнем защиты ин­формации. Он действует в Одесском порту со 2 сентября 2013 года. На се­годняшний момент в ОМТП реализова­ны модуль свободной практики, модули, связанные с оформлением импортных груженых контейнеров, которые вы­возятся автотранспортом и по железной дороге. Завершается работа по распро­странению системы на экспортные кон­тейнеры. В октябре был подписан ряд договоров об информационном сотруд­ничестве со стивидорными компания­ми, линейными агентами – «Бруклин-Киев Порт», «ГПК Украина», «Маерск Лайн». Подписание договоров с аген­тами и стивидорными компаниями по­зволяет идти дальше – приступить к по­лучению предварительной информации о выгрузке грузов, перейти к оформ­лению электронного расходного орде­ра, который свидетельствует о выдаче груза со склада перевозчику.

Опыт ОМТП, отработанные здесь программы позволяют ускорить про­цесс внедрения ИСПС в других портах, что в конечном итоге унифицирует стандарты для украинских портов. Так, уже и в Ильичевском порту действует мо­дуль по оформлению импортных гру­женых контейнеров, вывозимых авто­транспортом. На стадии завершения технологическая схема, которая опишет для ИМТП работу системы по оформ­лению груженых контейнеров, вывози­мых по железной дороге.

Включены в ИСПС Одесского порта и экспедиторские компании, которые оформляют в электронном виде заяв­ку (так называемый наряд) на получе­ние груза к перевозке. Этот документ обрабатывается таможенником, кото­рый выбирает для контейнера, если не­обходимо, формы контроля: досмотр, рентген, взвешивание. Раньше заявки приносили в бумажном виде, выстаи­вали в километровых очередях (в порту работает около 460 экспедиторских компаний), искали нелегальные спосо­бы сократить стояние… Сегодня все решает компьютер – устанавливает очередь по дате обращения, выделя­ет группы риска – контейнеры, на ко­торые таможеннику нужно обратить особое внимание. Все обстоятельства, которые могут повлечь детальную проверку, отказ в выдаче контейнера, про­пуск заявки вне очереди и т.д. описа­ны законодательно. На них, принимая решение, должен сослаться таможенник, ввести в систему и удостоверить свои действия собственной цифровой электронной подписью. Иными сло­вами, как заметил Вячеслав Вороной, «всегда можно найти историю любо­го действия».

Прозрачность работы – важный момент не только в борьбе с корруп­цией. Система позволила искоренить незаконный вывоз контейнеров с тер­ритории порта. Для законного нуж­но иметь две разрешительные отмет­ки – таможни и пограничников. Пока работали с бумажными документами, бывали (и нередко) случаи, когда под­делывали мокрые печати. Сотруднику ВОХР было тяжело, особенно в ночное время суток или в неблагоприятную по­году, проверить подлинность печатей. Внедрение системы полностью исклю­чило эти случаи. А сотрудники ВОХР сегодня могут сами открыть шлагбаум только в экстренных обстоятельствах -пожарным, скорой… В штатных случаях шлагбаум открывает компьютер, счи­тав с электронной карточки водителя наличие разрешений.

По оценкам главного инспектора от­дела таможенного оформления №3 та­моженного поста Одесса-Порт Максима Полищука, продуктивность труда таможенника заметно увеличилась. До этого визировали 150 нарядов в день, сейчас эта цифра выросла на 50-60%.

– Пока мы дублируем работу: ис­пользуем и свою внутреннюю служебную программу, разработанную для таможни, и систему ИСПС. Можем сравнивать обе, – говорит Полищук. – Программа ИСПС эффективней, на­дежней, лучше защищена. Сейчас про­водится работа, чтобы все параметры, которые нужны таможенникам, были имплементированы в систему ИСПС, и тогда мы откажемся от дублирова­ния. Будет еще быстрее.

Автор: Валентина МИХАЙЛОВА

Источник: Порты Украины. – 2014. – № 10. – С. 30 – 32.