Традиционная Международная транспортная неделя прошла в начале июня в Одессе. Главные ее события — XI международная выставка «ИнтерТранс-порт-2012» и III выставка-конференция «Агрологистика». А также международная конференция «Черноморский регион: комплекс транспортных коммуникаций между Европой, Азией и другими континентами», конференция «Практика морского бизнеса», организованная Международной юридической службой (Interlegal), международная научно-практическая конференция «Проблемы государственного регулирования железнодорожного транспорта» и семинар «Мультимодальные перевозки и их значение для железнодорожных предприятий», организованные «Укрзализныцей» и экспедиторской фирмой «ПЛАСКЕ», ежегодная конференция «День международного экспедитора».
В рамках транспортной недели состоялись также выездное заседание комитета Ассоциации портов Украины по проектированию, строительству, технической эксплуатации гидротехнических, береговых и инженерных сооружений, совместное заседание рабочих групп КСТП по перевозкам контейнерных грузов на морском участке Транссибирского маршрута, семинар по вопросам упрощения процедур торговли, организованный Европейской экономической комиссией ООН в сотрудничестве с Министерством экономического развития и торговли Украины, Национальным институтом стратегических исследований, Украинским национальным комитетом Международной торговой палаты, и другие мероприятия. В преддверии Международной транспортной недели прошло заседание Совета международной Ассоциации портов Черного и Азовского морей (БАСПА) и «круглый стол» на тему «Черноморский транспортный комплекс в системе устойчивости глобального рынка морской торговли».
С 31 мая по 2 июня 2012 года в Одессе прошел цикл мероприятий, объединенных общим названием «Магitimе Days in Odessa». И хотя проект зародился не на пустом месте, его смело можно назвать новым.
«Международная юридическая служба», инициировавшая «Морские дни в Одессе», проводит с 2005 года конференции, каждый год на новую тему, как правило, узкоспециализированную. Так, обсуждались вопросы морского страхования, заключение чартера, оформление коносамента и т.п.
— Узкая тематика, на наш взгляд, позволяет избежать недостатков, характерных для традиционных общетранспортных мероприятий. Они далеки от реального бизнеса, — считает управляющий партнер «Международной юри-рческой службы» Артур Ницевич. — Участникам таких выставок и сопровождающих их конференций сложно сориентироваться, а ведь зачастую приезжают издалека ради поиска нового партнерства, нового направления деятельности. Для того, чтобы повысить вероятности знакомства потенциальных партнеров, мы и затеяли узкопрофильные встречи. Они проходят довольно успешно, но не могут стать площадкой для делового знакомства широкого круга представителей морского бизнеса. Известно, что для мирового морского сообщества вообще традиционны крупные мероприятия, собирающие не сотни, а тысячи бизнес-лидеров. Такие встречи проходят в Греции, в Антверпене, начали проводиться в Осло… Одесса могла бы стать таким местом встречи, морской столицей Черного моря? Как и чем привлечь сюда деловых людей?
В поисках ответа на этот вопрос «Международная юридическая служба» пошла по пути объединения с другими компаниями и расширения списка мероприятий, которые могли бы быть интересными для морского сообщества. Так родились «Морские дни в Одессе».
Сегодня в числе организаторов также экспедиторские компании «Нортроп» и «Дилекс Транспорт», финансовый партнером стал латвийский ABLV Bank, партнерами выступили ООО «Варамар», Новороссийский припортовый терминал. Идею поддержали страховые компании «GroupamaTransport» (Франция), «Согласие» и юридическая фирма «Ремеди» (Россия). Первый день мероприятий — приветственный вечерний прием — взяла на себя компания «ТИС».
Участники «Морских дней» смогли посетить конференцию, посвященную перевозкам проектных и тяжеловесных грузов в Черноморском регионе. Их пригласил на свой ежегодный ужин Клуб морских брокеров Украины. Морские дни завершил футбольный турнир «Odessa Shipping Сир», в котором состязались команды, состоящие исключительно из работников компаний-организаторов «морских дней». Победила команда «ТИСа». Завершил спортивный праздник банкет.
В итоге в «Морских днях», по оценкам организаторов, приняло участие не менее 450 человек.
Организаторы не исключают, что если в дальнейшем программу поддержат и разнообразят другие компании, финансовая нагрузка на участников «Морских дней» станет минимальной. Ведь в основе идеи лежит желание вывести морской деловой форум в Одессе на мировой уровень.
К чести организаторов мероприятия, они увидели, как растет рынок перевалки нестандартных грузов, тяжеловесов, и провели на эту тему конференцию. Она собрала 100 участников из 14 стран мира.
Как рассказывали представители украинских экспедиторских компаний, объем перевозок этих грузов увеличивается по ряду причин.
Во-первых, существенное влияние оказала реализация масштабных проектов. Проектные грузы поставлялись для разработок Шимановского месторождения компанией «В1аск1гоп» и Еристовского месторождения компанией «ГеггЕхро», на сооружение саркофага для Чернобыльской АЭС. Активно шла подготовка к проведению крупных спортивных мероприятий – Евро-2012 в Украине (в частности, Одесский МТП принимал скоростные поезда для «Укрзализныци») и Олимпиады-2014 в Сочи.
Следующим фактором является растущий экспорт крупногабартиной про дукции украинских предприятии — турбины, трансформаторы и т.п. При этом в импортном направлении, в основном из Индии, в довольно большом объеме стали осуществляться поставки оборудования, ферм, других деталей разобранных заводов и фабрик.
И, наконец, производители с целью сокращения расходов на транспортировку своей продукции все чаще прибегают к использованию негабаритной тары.
С этой проблемой ежедневно сталкивается украинская транспортно-экспедиторская компания «Интерфрахт». Ее директор Татьяна Пушкина поделилась уникальными наработками по перевозке габаритных грузов по дорогам Украины. К примеру, среди клиентов, предпочитающих сверхнормативные по величине, массе, ширине и высоте емкости для своей продукции, — производители пива, безалкогольных напитков.
Компания отвечает на вопрос своих клиентов, можно ли вообще перевезти по Украине такой груз, и если да, то каким маршрутом это сделать безопасно и быстро.
Собранная компанией «Интерфрахт» информация и программа ее электронной обработки позволяют по специальному чертежу подобрать на компьютере оптимальный маршрут передвижения конкретного автопоезда со сверхнормативным грузом. На такую разработку по нормам СССР отводился один инженеро-день. В компании эту задачу решают за час.
Программа позволяет создать объемную виртуальную модель конкретного груза, увидеть, как он будет установлен, где закреплен, перегружен на другой вид транспорта, как впишется в сложный участок маршрута. При этом на экране будут сразу даны характеристики всех необходимых работ по установке, наклону груза, закреплению и т.д.
Найти оптимальный путь помогает электронная карта Украины, на которой зафиксированы различные ограничения по высоте и массе груза, сложные зоны, где проходят наружные электросети, низко склоняются деревья и т. п. Подробное описание маршрута сбрасывается перевозчику либо на навигатор автомобиля, либо на мобильный телефон. Описание позволяет вплоть до метра определить, где пройдет сложный участок, причем уже во время движения в режиме онлайн маршрут может быть откорректирован. Благодаря программе время движения автопоезда сокращается в два раза.
Слабо развитый рынок перевозок является ограничителем для появления зарекомендовавших себя технологий.
Например, в Украине объемы ро-ро перевозок остаются очень скромными, а энтузиасты создания соответствующих линий, связующих порты Черного моря, очень быстро разочаровываются. Исполнительный директор норвежской компании «Noegh Аutoliners», одного из крупнейших в мире ро-ро перевозчиков, Алексей Гагаринов, считает, что одна из причин этого — Украина еще не вернулась к докризисным объемам ро-ро перевозок. А внедрению таких технологий, как использование ролл-трейлеров, мешает хаотичное осуществление фидерных перевозок и отсутствие определенного профессионализма.
В то же время Россия на Балтике все активней использует линейные суда для экспорта свой продукции, причем не только накатной и гусеничной. При этом при определенных условиях с контейнерными перевозками успешно конкурирует технологии, разработанные еще в 60-х годах прошлого века компанией «Май», чье название стало нарицательным для рол-трейлеров. Как показывает практика, их использование эффективно, когда речь идет о линейном сообщении и груз доставляется на плече порт – порт.
Ролл-трейлеры измеряются, как контейнеры, в футах. В основном используются 20- и 40-футовые. В меньшей степени применяются 62-футовые, в том числе из-за их ограниченного числа.
Из таблицы №1 видно, что ролл-трейлеры могут принимать грузы, раз-мерения которых позволяют проходят через рампу судна. Также лимитирующий фактор — допустимая нагрузка на причал.
Компания «Noegh Autoliners», сообщил Алексей Гагаринов, намерена начать работу с ролл-трейлерами, в Ильичевском МТП ведутся переговоры. На положительный результат рассчитывают в 2013 году.
Безусловно, Одесса привлекает своей богатой историей и морским настоящим. Но для того, чтобы сюда пришел бизнес, не столько город, сколько сама Украина должна стать привлекательной для частного капитала. К сожалению, высокая степень коррупционности и клановости, которая, слову, характерна на Черном море н только для нашей страны, снижав интерес к местному рынку успешн иностранных компаний.
Компания АРМ Terminals BV (” дерланды) имеет в мире сегодня 56 морских терминалов, оперирует портовой и сухопутной транспортной инфраструктурой в 64 странах мира, имеет годовой доход в 4,6 млрд долларов США, в последние годы активно входит со своими инвестициями на рынок Черноморья и Средиземноморья. Однако компания не заинтересовала” рынками портовых услуг Украины России. Почему? Менеджер по раз тию бизнеса Рон Левин, отвечая на этот вопрос, прозвучавший на конференции, объяснил стратегию захода компании в тот или иной порт;
— Материнской компанией АРМ Terminals является компания А.Р. Moller — Maersk Group, — сказал он. — Но в последние годы часть доходов, связанных с обслуживанием материнской компании, падает, так как АРМ все больше работает с ее конкурентами. У нас, например, есть совместное предприятие с компанией СМА CGM, в настоящее время реализуется конкурентный «Maersk Line» проект в Бразилии. В прошлом году усилиями АРМ было обработано 33,5 млн TEU (5,5 % от мирового контейнерооборота). Однако это не единственные вид груза и сфера деятельности, мы стремимся к диверсификации номенклатуры грузов, открыты для нового партнерства.
Но у АРМ есть определенные требования, связанные с осуществлением инвестиций. Мы отдаем предпочтение концессии, долгосрочной аренде. Входим на стадии начала реализации проекта. Это гарантия, что уже сделан землеотвод, пройдены все разрешительные процедуры. Работаем в партнерстве с местной компанией, создаем совместное предприятие, в котором доля АРМ не менее 51 %, т.к. со своей стороны мы привносим свой потенциал, свои экспертные наработки, готовы инвестировать в терминал до 1 млрд долларов. Словом, мы нуждаемся в крепком местном партнере не как источнике капитала, а скорее, как источнике понимания местного рынка.
Мы видим, что большие перспективы сегодня открывает турецкий рынок. Сейчас под маркой АРМ начато строительство терминала в порту Измира на Средиземном море, где партнером выступает азербайджанская компания «Socar». Это нефтяной гигант, чью мощь наша компания дополняет своими сильными позициями по контейнерным перевозкам. Речь идет о концессии на 32 года, годовая мощность терминала 1,5 млн TEU.
В порту Констанца мы в настоящее время не занимаемся перегрузкой контейнеров, но предоставляем другие услуги, связанные с обслуживанием контейнеров, по принципу единого окна. Всего в Румынии шесть логистических объектов АРМ.
В случае с портом Поти мы отошли от своих правил и согласились на инвестирование в портовую инфраструктуру с нуля. Необходимую уверенность нам дало то, что грузинские власти очень активно поддерживают развитие бизнеса не на словах, а на деле. За последний год АРМ выкупила все доли, сейчас самостоятельно оперирует портом, перевалка в котором начала расти и, по нашим оценкам, продолжит восхождение. Закупается новое оборудование, будут реконструированы и построены новые терминалы, в частности, в начале 2013 года войдет в строй контейнерный терминал мощностью 500 тыс. TEU в год. Всего планируется увеличить длину причальной линии с 1,6 до 2,9 км, годовую мощность порта с 9 до 19 млн тонн в год. Большая программа связана с созданием железнодорожных веток, чтобы иметь оптимизированный выход на Тбилиси, Баку, Актау.
Была сделана попытка прихода АРМ в порт Ильичевск, но, к сожалению, предложенные нам условия резко снизили привлекательность инвестиций. Мы не заключили сделку, но это не значит, что есть какие-то противопоказания для инвестирования в Украину или Россию. Бизнесу прежде всего нужны гарантии стабильности.
Таблица №1:
Размеры ролл-трейлеров и принимаемых ими грузов
Размер | Длина | Максимальная | Ширина | Максимальная | Максимальный |
ролл-трейлера. | ролл-трейлера. | длина груза. | ролл-трейлера, | ширина | вес груза, |
фут | м | м | м | груза, м | m |
20 | 6,1 | 8 | 2,50 | 6,5 | 25 |
40 | 12,4 | 14 | 2,60 | 6,5 | 100 |
62 | 19,6 | 21 | 2,55 | 6,5 | 90 |
Автор: В. Михайлова
Источник: Порты Украины. – 2012. – № 5. – С. 44 – 47.