ТРАНСПОРТНАЯ НЕДЕЛЯ И «МОРСКИЕ ДНИ В ОДЕССЕ»

15 Июл

Традиционная Международная транспортная неделя прошла в начале июня в Одессе. Главные ее события — XI меж­дународная выставка «ИнтерТранс-порт-2012» и III выставка-конференция «Агрологистика». А также междуна­родная конференция «Черноморский регион: комплекс транспортных ком­муникаций между Европой, Азией и другими континентами», конферен­ция «Практика морского бизнеса», ор­ганизованная Международной юри­дической службой (Interlegal), международная научно-практическая конференция «Проблемы государственного регу­лирования железнодорожного транс­порта» и семинар «Мультимодальные перевозки и их значение для железнодорожных предприятий», организован­ные «Укрзализныцей» и экспедитор­ской фирмой «ПЛАСКЕ», ежегодная конференция «День международного экспедитора».

В рамках транспортной недели со­стоялись также выездное заседание ко­митета Ассоциации портов Украины по проектированию, строительству, технической эксплуатации гидротех­нических, береговых и инженерных сооружений, совместное заседание ра­бочих групп КСТП по перевозкам кон­тейнерных грузов на морском участке Транссибирского маршрута, семинар по вопросам упрощения процедур тор­говли, организованный Европейской экономической комиссией ООН в со­трудничестве с Министерством эко­номического развития и торговли Ук­раины, Национальным институтом стратегических исследований, Ук­раинским национальным комитетом Международной торговой палаты, и другие мероприятия. В преддверии Международной транспортной неде­ли прошло заседание Совета междуна­родной Ассоциации портов Черного и Азовского морей (БАСПА) и «круглый стол» на тему «Черноморский транспортный комплекс в системе устойчивости глобального рынка морской торговли».

С 31 мая по 2 июня 2012 года в Одессе прошел цикл мероприятий, объ­единенных общим названием «Магitimе Days in Odessa». И хотя проект заро­дился не на пустом месте, его смело можно назвать новым.

«Международная юридическая служба», инициировавшая «Морские дни в Одессе», проводит с 2005 года конференции, каждый год на новую тему, как правило, узкоспециализи­рованную. Так, обсуждались вопросы морского страхования, заключение чар­тера, оформление коносамента и т.п.

— Узкая тематика, на наш взгляд, позволяет избежать недостатков, харак­терных для традиционных общетран­спортных мероприятий. Они далеки от реального бизнеса, — считает управля­ющий партнер «Международной юри-рческой службы» Артур Ницевич. — Участникам таких выставок и сопро­вождающих их конференций слож­но сориентироваться, а ведь зачастую приезжают издалека ради поиска но­вого партнерства, нового направления деятельности. Для того, чтобы повы­сить вероятности знакомства потен­циальных партнеров, мы и затеяли узкопрофильные встречи. Они про­ходят довольно успешно, но не могут стать площадкой для делового знаком­ства широкого круга представителей морского бизнеса. Известно, что для мирового морского сообщества вооб­ще традиционны крупные мероприя­тия, собирающие не сотни, а тысячи бизнес-лидеров. Такие встречи прохо­дят в Греции, в Антверпене, начали проводиться в Осло… Одесса могла бы стать таким местом встречи, морской столицей Черного моря? Как и чем привлечь сюда деловых людей?

В поисках ответа на этот вопрос «Международная юридическая служ­ба» пошла по пути объединения с дру­гими компаниями и расширения спи­ска мероприятий, которые могли бы быть интересными для морского сооб­щества. Так родились «Морские дни в Одессе».

Сегодня в числе организаторов так­же экспедиторские компании «Нортроп» и «Дилекс Транспорт», финансовый партнером стал латвийский ABLV Bank, партнерами выступили ООО «Варамар», Новороссийский припорто­вый терминал. Идею поддержали стра­ховые компании «GroupamaTransport» (Франция), «Согласие» и юридическая фирма «Ремеди» (Россия). Первый день мероприятий — приветственный ве­черний прием — взяла на себя ком­пания «ТИС».

Участники «Морских дней» смог­ли посетить конференцию, посвя­щенную перевозкам проектных и тя­желовесных грузов в Черноморском регионе. Их пригласил на свой еже­годный ужин Клуб морских броке­ров Украины. Морские дни завершил футбольный турнир «Odessa Shipping Сир», в котором состязались команды, состоящие исключительно из работ­ников компаний-организаторов «мор­ских дней». Победила команда «ТИСа». Завершил спортивный праздник банкет.

В итоге в «Морских днях», по оцен­кам организаторов, приняло участие не менее 450 человек.

Организаторы не исключают, что если в дальнейшем программу поддер­жат и разнообразят другие компании, финансовая нагрузка на участников «Морских дней» станет минимальной. Ведь в основе идеи лежит желание вы­вести морской деловой форум в Одессе на мировой уровень.

К чести организаторов меро­приятия, они увидели, как растет ры­нок перевалки нестандартных грузов, тяжеловесов, и провели на эту тему конференцию. Она собрала 100 участ­ников из 14 стран мира.

Как рассказывали представители украинских экспедиторских компа­ний, объем перевозок этих грузов уве­личивается по ряду причин.

Во-первых, существенное влияние оказала реализация масштабных про­ектов. Проектные грузы поставлялись для разработок Шимановского место­рождения компанией «В1аск1гоп» и Еристовского месторождения компани­ей «ГеггЕхро», на сооружение саркофа­га для Чернобыльской АЭС. Активно шла подготовка к проведению круп­ных спортивных мероприятий – Евро-2012 в Украине (в частности, Одесский МТП принимал скоростные поезда для «Укрзализныци») и Олимпиады-2014 в Сочи.

Следующим фактором является ра­стущий экспорт крупногабартиной про дукции украинских предприятии — турбины, трансформаторы и т.п. При этом в импортном направлении, в основ­ном из Индии, в довольно большом объеме стали осуществляться постав­ки оборудования, ферм, других дета­лей разобранных заводов и фабрик.

И, наконец, производители с це­лью сокращения расходов на транс­портировку своей продукции все чаще прибегают к использованию негабаритной тары.

С этой проблемой ежедневно стал­кивается украинская транспортно-экспедиторская компания «Интер­фрахт». Ее директор Татьяна Пушкина поделилась уникальными наработка­ми по перевозке габаритных грузов по дорогам Украины. К примеру, среди клиентов, предпочитающих сверхнор­мативные по величине, массе, ширине и высоте емкости для своей продук­ции, — производители пива, безалко­гольных напитков.

Компания отвечает на вопрос сво­их клиентов, можно ли вообще пере­везти по Украине такой груз, и если да, то каким маршрутом это сделать безопасно и быстро.

Собранная компанией «Интерфрахт» информация и программа ее электрон­ной обработки позволяют по специаль­ному чертежу подобрать на компьютере оптимальный маршрут передвижения конкретного автопоезда со сверхнорма­тивным грузом. На такую разработ­ку по нормам СССР отводился один инженеро-день. В компании эту зада­чу решают за час.

Программа позволяет создать объ­емную виртуальную модель конкрет­ного груза, увидеть, как он будет уста­новлен, где закреплен, перегружен на другой вид транспорта, как впишет­ся в сложный участок маршрута. При этом на экране будут сразу даны ха­рактеристики всех необходимых ра­бот по установке, наклону груза, за­креплению и т.д.

Найти оптимальный путь помогает электронная карта Украины, на кото­рой зафиксированы различные ограни­чения по высоте и массе груза, сложные зоны, где проходят наружные электро­сети, низко склоняются деревья и т. п. Подробное описание маршрута сбрасы­вается перевозчику либо на навигатор автомобиля, либо на мобильный теле­фон. Описание позволяет вплоть до ме­тра определить, где пройдет сложный участок, причем уже во время движе­ния в режиме онлайн маршрут может быть откорректирован. Благодаря про­грамме время движения автопоезда со­кращается в два раза.

Слабо развитый рынок перевозок яв­ляется ограничителем для появления зарекомендовавших себя технологий.

Например, в Украине объемы ро-ро перевозок остаются очень скромными, а энтузиасты создания соответствую­щих линий, связующих порты Черного моря, очень быстро разочаровываются. Исполнительный директор норвежской компании «Noegh Аutoliners», одного из крупнейших в мире ро-ро перевоз­чиков, Алексей Гагаринов, считает, что одна из причин этого — Украина еще не вернулась к докризисным объемам ро-ро перевозок. А внедрению таких технологий, как использование ролл-трейлеров, мешает хаотичное осущест­вление фидерных перевозок и отсут­ствие определенного профессионализма.

В то же время Россия на Балтике все активней использует линейные суда для экспорта свой продукции, причем не только накатной и гусеничной. При этом при определенных условиях с контейнерными перевозками успешно конкурирует технологии, разработан­ные еще в 60-х годах прошлого века компанией «Май», чье название ста­ло нарицательным для рол-трейлеров. Как показывает практика, их исполь­зование эффективно, когда речь идет о линейном сообщении и груз достав­ляется на плече порт – порт.

Ролл-трейлеры измеряются, как контейнеры, в футах. В основном ис­пользуются 20- и 40-футовые. В мень­шей степени применяются 62-футовые, в том числе из-за их ограниченно­го числа.

Из таблицы №1 видно, что ролл-трейлеры могут принимать грузы, раз-мерения которых позволяют проходят через рампу судна. Также лимитиру­ющий фактор — допустимая нагруз­ка на причал.

Компания «Noegh Autoliners», со­общил Алексей Гагаринов, намерена начать работу с ролл-трейлерами, в Ильичевском МТП ведутся перегово­ры. На положительный результат рас­считывают в 2013 году.

Безусловно, Одесса привле­кает своей богатой историей и морским настоящим. Но для того, чтобы сюда пришел бизнес, не столько город, сколь­ко сама Украина должна стать привле­кательной для частного капитала. К сожалению, высокая степень корруп­ционности и клановости, которая, слову, характерна на Черном море н только для нашей страны, снижав интерес к местному рынку успешн иностранных компаний.

Компания АРМ Terminals BV (” дерланды) имеет в мире сегодня 56 морских терминалов, оперирует пор­товой и сухопутной транспортной ин­фраструктурой в 64 странах мира, име­ет годовой доход в 4,6 млрд долларов США, в последние годы активно вхо­дит со своими инвестициями на ры­нок Черноморья и Средиземноморья. Однако компания не заинтересовала” рынками портовых услуг Украины России. Почему? Менеджер по раз тию бизнеса Рон Левин, отвечая на этот вопрос, прозвучавший на конфе­ренции, объяснил стратегию захода компании в тот или иной порт;

— Материнской компанией АРМ Terminals является компания А.Р. Mol­ler — Maersk Group, — сказал он. — Но в последние годы часть доходов, связанных с обслуживанием материн­ской компании, падает, так как АРМ все больше работает с ее конкурента­ми. У нас, например, есть совместное предприятие с компанией СМА CGM, в настоящее время реализуется кон­курентный «Maersk Line» проект в Бразилии. В прошлом году усилиями АРМ было обработано 33,5 млн TEU (5,5 % от мирового контейнерооборота). Однако это не единственные вид груза и сфера деятельности, мы стремимся к диверсификации номенклатуры гру­зов, открыты для нового партнерства.

Но у АРМ есть определенные тре­бования, связанные с осуществлени­ем инвестиций. Мы отдаем предпочте­ние концессии, долгосрочной аренде. Входим на стадии начала реализа­ции проекта. Это гарантия, что уже сделан землеотвод, пройдены все раз­решительные процедуры. Работаем в партнерстве с местной компанией, соз­даем совместное предприятие, в кото­ром доля АРМ не менее 51 %, т.к. со своей стороны мы привносим свой по­тенциал, свои экспертные наработки, готовы инвестировать в терминал до 1 млрд долларов. Словом, мы нужда­емся в крепком местном партнере не как источнике капитала, а скорее, как источнике понимания местного рынка.

Мы видим, что большие перспекти­вы сегодня открывает турецкий рынок. Сейчас под маркой АРМ начато стро­ительство терминала в порту Измира на Средиземном море, где партнером выступает азербайджанская компа­ния «Socar». Это нефтяной гигант, чью мощь наша компания дополняет сво­ими сильными позициями по контей­нерным перевозкам. Речь идет о кон­цессии на 32 года, годовая мощность терминала 1,5 млн TEU.

В порту Констанца мы в настоя­щее время не занимаемся перегрузкой контейнеров, но предоставляем другие услуги, связанные с обслуживанием контейнеров, по принципу единого окна. Всего в Румынии шесть логи­стических объектов АРМ.

В случае с портом Поти мы отошли от своих правил и согласились на ин­вестирование в портовую инфраструк­туру с нуля. Необходимую уверенность нам дало то, что грузинские власти очень активно поддерживают разви­тие бизнеса не на словах, а на деле. За последний год АРМ выкупила все доли, сейчас самостоятельно опериру­ет портом, перевалка в котором начала расти и, по нашим оценкам, продол­жит восхождение. Закупается новое оборудование, будут реконструирова­ны и построены новые терминалы, в частности, в начале 2013 года войдет в строй контейнерный терминал мощ­ностью 500 тыс. TEU в год. Всего пла­нируется увеличить длину причальной линии с 1,6 до 2,9 км, годовую мощ­ность порта с 9 до 19 млн тонн в год. Большая программа связана с созда­нием железнодорожных веток, чтобы иметь оптимизированный выход на Тбилиси, Баку, Актау.

Была сделана попытка прихода АРМ в порт Ильичевск, но, к сожале­нию, предложенные нам условия рез­ко снизили привлекательность инве­стиций. Мы не заключили сделку, но это не значит, что есть какие-то про­тивопоказания для инвестирования в Украину или Россию. Бизнесу прежде всего нужны гарантии стабильности.

Таблица №1:

Размеры ролл-трейлеров и принимаемых ими грузов

Размер Длина Максимальная Ширина Максимальная Максимальный
ролл-трейлера. ролл-трейлера. длина груза. ролл-трейлера, ширина вес груза,
фут м м м груза, м m
20 6,1 8 2,50 6,5 25
40 12,4 14 2,60 6,5 100
62 19,6 21 2,55 6,5 90

Автор: В. Михайлова

Источник: Порты Украины. – 2012. – № 5. – С. 44 – 47.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *