Связь договоров поставки и перевозки: Инкотермс-2010

11 Июн

Договоры перевозки и купли-продажи (поставки), хотя и представляют собой самостоя­тельные, независимые договоры, обык­новенно тесно связаны. Эта связь исследуется авторами в свете новой редакции ИНКОТЕРМС.

Отношения по поводу транспорти­ровки (перевозки) грузов практически всегда возникают в связи с междуна­родной реализацией товаров.

Конечно и Гаагские, Гаагско-Висбийские, Гамбургские пра­вила — для морских перевозок, и ЦМР — для перевозок автотранспортом, и Мон­реальская система — для воздушных, и ЦИМ/КОТИФ — для железнодорож­ных перевозок позволяют изучить эту связь, однако именно исследование ИНКОТЕРМС может пролить свет на соотношение договоров перевозки и поставки, выявив наиболее отчетливо и всесторонне всю сложность и комплексность связей между ними, причем в относительно сжатой форме. Международная торговая палата (МТП) периодически пересматривает редакцию ИНКОТЕРМС, чтобы не от­стать от современных условий ведения торговли, причем не только междуна­родной, но и внутренней торговли. С начала 2011 г. вступила в силу последняя редакция – ИНКОТЕРМС-2010.

Все коммерческие термины ИН­КОТЕРМС в прежней редакции были расположены в порядке убывания обязанностей покупателя и возраста­ния обязанностей продавца. В ИНКО­ТЕРМС-2010 система изложения терминов изменилась. Сперва приводятся правила для любого вида транспорта — EXW, FCA, СРТ, CIP, DAT, DAP, DDP, а затем правила, специфические для морского и внутреннего водного транс­порта — FAS, FOB, CFR, CIF. В международной морской торгов­ле используются не только специфиче­ские для водного транспорта условия поставки, но и любые другие терми­ны, предусмотренные в ИНКОТЕРМС. Наибольшим изменениям подверглись торговые термины категории «D», так называемые «правила доставки». Из ИНКОТЕРМС-2000 в новую редакцию перекочевал только термин DDP (по­ставка с оплатой пошлины), которым возлагается на продавца наибольший объем обязанностей. Были введены но­вые термины DAT (поставка на терми­нале) и DAP (поставка в месте). Пра­вила (термины) DAF, DES, DEQ и DDU заменены последними двумя термина­ми. В частности, правило DEQ заме­нено правилом DAT, а правилом DAP заменены остальные правила: DAF, DES и DDU.

СРТ (перевозка оплачена до) и CFR (стоимость и фрахт) — довольно схожие условия поставки. Примерно такое же сходство име­ется между универсальным прави­лом FCA (франко-перевозчик) и FAS (франко вдоль борта судна) — прави­лом, которое используется только на водном транспорте. Термин FCA предусматривает наи­меньший объем обязанностей продав­ца после термина EXW. В отличие от ЕХW, правило FСА ис­пользуется преимущественно в международной торговле. Обязанности продавца могут заканчи­ваться на его складе при передаче това­ра перевозчикам или операторам сме­шанной (мультимодальной) перевозки. Пожалуй, самым популярным усло­вием поставки в морской торговле яв­ляется ГОВ (франко-борт). Риски и расходы по товару переходят на по­купателя, когда товар находится на борту судна, номинированного поку­пателем в согласованном контрактом поставки порту отправления, то есть во владении перевозчика (судовладель­ца, фрахтовщика). Эти риски и рас­ходы могут перейти на покупателя и в иной момент, например: если судно не номинировано покупателем, или не прибыло в надлежащее время, либо не в состоянии принять груз.

В заключение авторы рассматривают украинскую практику использования и применения ИН­КОТЕРМС.

Авторы: А. Чеботаренко, А Ницевич – Международная юридическая служба (Interlegal)

Источник: Порты Украины. – 2012. – № 4. – С. 58 – 60.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *