СУДОХОДСТВО И КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

4 Июл

В последние годы в мировом сообще­стве уделяется большое внимание проблеме устойчивого развития человечества. Теория и практика устойчивого развития находят­ся в фокусе внимания ученых и политиков, общественных деятелей разных стран. Раз­личным ее аспектам посвящены многочис­ленные публикации, научные отчеты, ма­териалы конференций, «круглых» столов, этой проблемой занимаются правительства, международные организации, агентства ООН.

Авторы статьи освещают проблему устойчивого развития человечества в связи с развитием мореплавания, в частности и особенности, в свете вопросов безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения.

Напомним, почему эта проблема стала в последнее время столь актуальной. Термин «устойчивое развитие» (sustainable development) был впервые введен в широкий оборот на конференции ООН по окружаю­щей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3—14 июля 1992 г.) в качестве альтернативы прежнему «неустойчивому», природораз-рушительному курсу, которым следовало человечество. Речь идет о переходе нашей цивилизации к новой стратегии развития, которая должна обеспечить выживание и дальнейшее непрерывное развитие обще­ства. Устойчивое развитие — это концепция, реакция мирового сообщества на кризисные явления в биосфере, экономике, социаль­ной области, международных отношениях, которые могут привести в недалеком буду­щем к глобальной катастрофе и гибели всех живущих на Земле. «Устойчивое развитие» — это сокращенная запись цели, которую намеревается достичь человечество: созда­ние условий, обеспечивающих удовлетво­рение потребностей сегодняшнего дня, не подвергая риску способность природной среды поддерживать жизнь в будущем.

Первым этапом подготовки к созда­нию теории устойчивого развития стали работы выдающегося советского ученого В. И. Вернадского, который в середине прошлого века заложил концептуальные основы устойчивого развития как учения о ноосфере. Раскрывая содержание этого нового понятия, он указывал, что «это та­кая стадия эволюции биосферы Земли, на которой в результате победы коллективного человеческого разума начнут согласованно развиваться и сам человек как личность, и объединенное человеческое общество, и целесообразно преобразованная людьми окружающая природная среда».

В послевоенные годы на эти вопросы обратил внимание Генеральный секретарь ООН У’Тан, который в известном докладе на общем собрании ООН (1969 г.) ряд взаимо­связанных явлений (демографический взрыв, истощение природных ресурсов и загрязне­ние природной среды) квалифицировал как угрозу глобальной экологической катастро­фы. Затем на Международном семинаре по проблемам развития и окружающей среды, состоявшемся в Фуне (Швейцария, 1971 г.), был отмечен факт глубокого экологического неблагополучия во многих районах мира, а на Всемирной конференции по окружаю­щей среде в Стокгольме (1972 г.) признано, что линия мирового развития, направленная на удовлетворение растущих потребностей человечества, вошла в глубокий конфликт с окружающей средой. Озабоченность и тревога ученых по этому поводу были вос­приняты в правительственных кругах и на международном уровне: следствием конфе­ренции явилась разработка в рамках ООН Программы по окружающей среде (ЮНЕП), в законодательстве ряда стран появились до­кументы, направленные на защиту окружаю­щей среды. Повышенное внимание стало уде­ляться мерам борьбы с загрязнением среды, модификации «грязных» технологий, поиску новых, более безопасных способов производ­ства, получения энергоресурсов и др.

Позже под эгидой ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, в задачи которой входила подготовка предложений по долговремен­ной стратегии в области охраны окружаю­щей среды.

В 1987 г. был опубликован программный доклад этой комиссии — «Наше общее бу­дущее», вошедший в историю как доклад «Комиссии Брундтланд» по имени возглавлявшей ее норвежской общественной деятельницы. Авторы доклада охарактери­зовали состояние биосферы как кризисное и сделали вывод о необходимости опреде­ленных ограничений в области использова­ния природных ресурсов, переориентации на экологически «чистые» технологии и др. Комиссией Брундтланд было дано такое определение понятию «устойчивое разви­тие»: «Sustainable development — это такое развитие, которое удовлетворяет потреб­ности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколе­ний удовлетворять свои собственные по­требности».

Наконец, на конференции в Рио-де-Жанейро, в работе которой приняли уча­стие представители 179 стран, в том числе 114 глав государств и правительств, была выдвинута концепция устойчивого раз­вития и принят программный документ — «Повестка дня на XXI век».

Эта программа предусматривает 2500 видов согласованной совместной деятель­ности государств в ста пятидесяти отраслях науки и производства. Организационным инструментом реализации «Повестки» в каждой стране должны стать националь­ные стратегии устойчивого развития, раз­работанные учеными и политиками с ши­роким участием общественности. В качестве итогового документа кон­ференции была принята Декларация, содержащая концепцию устойчиво­го развития, как ее сформулировали участники форума.

Несмотря на то, что в Рио-де-Жанейро не был признан тот факт, что Земля фактически вступила в фазу глобального экологического кризиса и, следовательно, требуется радикальный пересмотр существую­щих принципов мирового развития, результаты этой конференции были огромным шагом вперед в деле предотвра­щения дальнейшего разрушения природной среды. На основе глобальной программы «Повестка дня на XXI век» в экономически развитых странах начались разработки со­ответствующих национальных стратегий развития. В 1994 г. такую стратегию утвер­дил парламент Великобритании, позже аналогичные программы были приняты в Нидерландах, КНР, США и др. странах.

К сожалению, цели, провозглашенные в докладе Брундтланд и Рио-де-Жанейрской декларации, в последующие годы не были достигнуты, а ряд важных принципов, со­держащихся в этих документах, не полу­чили отражения в национальных програм­мах по переходу к устойчивому развитию. Вместе с тем в мировом сообществе и, в первую очередь, в научных кругах скла­дывалось обоснованное представление о необходимости пересмотра существовав­шего в XX веке мировоззрения. Если в прошлом философы и политики считали необходимым объяснять и изменять мир, то теперь важнейшей задачей становится его сохранение. Уже не вызывало сомне­ний, что человечество столкнулось со все обостряющимися противоречиями между своими растущими потребностями и не­способностью биосферы их обеспечить, не разрушая биосферы. Следовательно, человечеству необходимо перейти к тако­му сбалансированному пути развития, при котором создаются условия для поступа­тельного движения вперед без разрушения биосферы. На сегодня альтернативы устой­чивому развитию не существует.

23 июля 2000 года на острове Окинава со­стоялось совещание руководителей восьми крупнейших промышленно развитых госу­дарств («Группы восьми»), на котором были обсуждены достигнутые успехи в работе по обеспечению мира и процветания во всем мире и роль, которую должна играть «Группа восьми» в XXI веке.

В Коммюнике совещания, в частности, указывалось, что «Укрепление безопасно­сти международного режима мореплава­ния имеет жизненно важное значение для охраны океанической среды, являющей­ся частью мирового наследия. Мы будем сотрудничать с Международной морской организацией (ИМО) в целях укрепления безопасности мореплавания. Мы поддер­живаем усилия ИМО, направленные на укрепление норм безопасности, в част­ности в отношении судов, перевозящих опасные или загрязняющие окружающую среду грузы, и обеспечение выполнения и применения международных стандартов государствами флага… Мы приветствуем усилия ИМО по продвижению практиче­ской реализации существующих междуна­родных режимов, касающихся загрязнения морской среды…»

Как видно, на уровне правительств ве­дущих государств мира сформировалось единое мнение о необходимости согласо­ванных действий с целью защиты Мирово­го океана от негативных воздействий при морских перевозках грузов.В судоходной индустрии решением этой проблемы активно занимаются ИМО, дру­гие морские организации, классификаци­онные общества, государства флага, су­довладельцы. В частности, большой вклад в защиту морской среды от повреждений при эксплуатации судов вносит извест­ная во всем мире греческая ассоциация ХЕЛМЕПА, 30-летие деятельности которой отмечается в этом году, ее филиалы в других странах. Региональные объединения госу­дарств, имеющих выход к морю, также при­нимают меры по охране прибрежных вод от загрязнений в результате судоходства. Так, в августе 2003 г. в финском городе Лулео прошло заседание министров окружающей среды Совета государств Балтийского моря, по итогам которого была принята «Деклара­ция государств Балтийского моря об окру­жающей среде и устойчивом развитии». В документе представители Дании, Эсто­нии, Финляндии, Германии, Исландии, Российской Федерации и др. стран взяли на себя ряд обязательств по охране окру­жающей среды в Балтийском регионе. В частности, указывалось на необходимость срочного принятия конкретных мер по повышению безопасности море­плавания в Балтийском море для сни­жения риска аварий, связанных с ро­стом объема перевозок, в особенности транспортировок нефти, ограничения содержания серы в морском топливе с целью уменьшения окисления и по­вышения качества воздуха. Участники совещания приветствовали дальней­шую ратификацию Приложения 6 к Конвенции МАРПОЛ. Министры обязались продолжать в своих стра­нах работы по повышению чистоты производства и достижению устойчивого развития в промышленном секторе с це­лью уменьшения загрязнения, повышения энергоэффективности, распространения экологических технологий и модернизации промышленности. И очень важным они по­считали содействие образованию в области устойчивого развития, которое является ключевым фактором для его достижения и потребления. В ноябре 2005 г. в Гааге, в про­цессе неформальной дискуссии министров и чиновников высокого ранга всех стран, рас­положенных на берегах Балтийского моря, были вновь подтверждены намерения этих стран действовать сообща и эффективно с целью достижения устойчивого использова­ния и защиты Балтийского моря.

Окончание в следующем номере

Авторы: гл. редактор «МО» Владимир Торский,

зам. гл. редактора «МО» Валерий Топалов

Источник: Морское обозрение. – 2012. – № 2. – С. 1 – 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *