13 марта 2012 года на Кипре были приняты изменения в законодательстве о налоге на добавленную стоимость (НДС), которые делают Кипр одной из наиболее удобных юрисдикций в Европейском Союзе (ЕС) для регистрации яхт. Отныне реальная ставка НДС может составлять 3,4%.
Коммерческая и налоговая схемы
Интересным видом договоров в целях оптимизации НДС, на основании которых приобретаются и эксплуатируются яхты,является договор лизинга. Обычная ставка НДС 17% распространяется только на яхты, которые непрерывно эксплуатируются в водах государств-членов ЕС. Лизингодателем (собственником) яхты выступает компания, зарегистрированная на Кипре. А лизингополучателем может быть любая компания, независимо от того, где она зарегистрирована и где ведёт свою деятельность.
В целях минимизации НДС, договор лизинга должен соответствовать определённым условиям: – лизингодателем должна быть компания, зарегистрированная на Кипре;
■ яхта обязана оставаться на Кипре ещё месяц после того, как договор лизинга вступит в силу;
■ лизингополучатель должен авансировать лизингодателю не менее 40% стоимости яхты;
■ лизинговые платежи следует вносить помесячно, а период лизинга не может быть больше 48 месяцев;
– по лизинговому договору предусмотрено получение лизингодателем не менее 10% первоначальной стоимости яхты в качестве прибыли, причём завершающий взнос должен составлять не менее 5% этой прибыли, а остальные 5% включаются в лизинговые платежи.
Например: первоначальная стоимость яхты — $ 5 ООО ООО;
- при уплате последнего взноса должно быть уплачено — $ 250 ООО;
- требуемая прибыль на лизинговые платежи — $ 250 ООО;
- минимальный первоначальный взнос — $ 2 ООО ООО;
- долг по лизинговым платежам, который подлежит уплате не более чем за 48 месяцев, — $ 3 250 ООО;
- общая стоимость яхты, включая прибыль — $ 5 500 ООО.
Последний взнос облагается НДС в размере 17%.
Соответствующее заявление вместе с сертификатом, удостоверяющим стоимость яхты, и договор лизинга должны быть представлены властям Кипра заблаговременно и содержать ходатайство об одобрении цены и процентов за её эксплуатацию в водах стран-членов ЕС.
Этот процент зависит от типа яхты и её длины следующим образом:
– более 24 м длиной — 4,42% НДС;
– от 14,01 до 24 м — 6, 21% НДС;
– от 8,01 до 14 м — 9,78% НДС;
– до 8 м — 11,56% НДС;
– на яхты, которые будут эксплуатироваться только в водах государств-членов ЕС, —17% НДС.
Для реализации схемы, обеспечивающей столь льготный процент НДС (как, например, 4,42), лицо, желающее приобрести яхту 24 м длиной за $ 5 ООО ООО, должно:
– договориться с кипрской компанией, чтобы она приобрела яхту на его имя;
– перевести на счёт этой компании $ 5 ООО ООО в качестве ссуды, обеспеченной акциями, то есть кредита акционера компании, акционером которой он является;
– кипрская компания заключает договор лизинга с лизингополучателем — акционером компании;
– затем следует обратиться к соответствующим властям с упомянутым выше заявлением;
– обязательно эксплуатировать яхту в водах Кипра в течение месяца с момента вступления в силу договора лизинга;
• в случае, когда акционер-лизингополучатель обеспечивает финансирование покупки, внесение первоначального взноса и ежемесячных взносов может быть засчитано в счёт погашения ссуды, обеспеченной акциями;
– кипрская компания должна уплатить государству в установленном соответствующими властями размере НДС на первоначальный взнос, который подлежит уплате, когда стороны приступают к исполнению договора, и НДС на ежемесячные взносы, который подлежит уплате помесячно;
– лизингополучатель может купить (приобрести) яхту в конце периода лизинга (48 месяцев) за окончательное вознаграждение в сумме, не меньшей 5% стоимости яхты, которая подлежит обложению НДС по ставке 17%. Таким образом, реальная ставка НДС в конце периода лизинга составляет 4,42%.
Кипрская компания, выступающая в качестве лизингодателя, должна представить отчёт о 10% прибыли на стоимость лодки, как минимум. Эта прибыль подлежит обложению налогом на прибыль корпорации по обычной ставке 10%.
Заключение
Предложенная схема представляет собой очень эффективный и конкурентоспособный в налоговом отношении способ владения и пользования яхтой в ЕС. Идеальное расположение и развитая инфраструктура в сочетании с благоприятным налоговым режимом могут превратить Кипр в наиболее удобную юрисдикцию в ЕС для регистрации яхт.
Автор: Н. Маланчий, юрист Международной юридической службы (Interlegal)
Источник: Фарватер. – 2012. – № 3. – С. 57 – 58.