Страхование ответственности в транспортной логистике

15 Май

Рано или поздно владельцы или менеджеры любой успешной ком­пании сталкиваются с вопросом страхования профессиональной ответ­ственности. Поводы могут быть раз­ные: в одном случае — это условие по­лучения перспективного проекта или участия в тендере, в другом — жела­ние решать все вопросы с клиентами полюбовно, а не тратить время и не­рвы персонала на претензионную ра­боту, в третьем — нежелание замора­живать оборотные средства на период длительных судебных процессов и т.д.

Статья посвящена вопросам, связанным со страхованием ответственности транспортной и логистической компании.

Если вы впервые столкнулись с необходимостью такого выбора, пре­жде всего, не стоит торопиться и по­купать первый попавшийся полис. Не секрет, что транспортный бизнес — это порой сложная цепочка отноше­ний, предполагающих разнообразные многовекторные обязательства между различными субъектами. Кроме того, существуют многочисленные риски, связанные с причинением убытков (вреда) не только контрагенту, но и третьим лицам, что влечет ответствен­ность перед таковыми (или, по край­ней мере, их претензии). Причем все это разнообразие видов ответственно­сти в процессе перевозок регулируют­ся не только на уровне местного за­кона, но и на международном уровне. И как подсказывает опыт, далеко не все юристы, а также страховые ком­пании (в частности, их отделы уре­гулирования убытков), разбираются в тонкостях транспортных рисков, применяемом праве и практике, ког­да речь касается международных пе­ревозок разными видами транспорта.

Следовательно, если вы заинтересо­ваны в обеспечении надёжной и адек­ватной защиты своего бизнеса, начать необходимо с выбора компетентного и опытного партнёра: страховщика и страхового брокера.

По нашему мнению, начать необхо­димо с понимания, как именно должна быть организована работа сторон до­говора страхования ответственности, чтобы транспортная или логистическая компания (и их клиенты) чувствовали себя максимально защищенными и по­нимали, за что, собственно, они платят деньги страховщику.

Основная задача страхования от­ветственности — это защита страхов­щиком ваших интересов по получае­мым вами претензиям от третьих лиц.

В идеальном случае при наступлении страхового случая (происшествия или получения претензии) ваши, как стра­хователя, задачи должны заключаться:

а) в информировании страховщика или страхового брокера о событии;

б)      в тщательном выполнении полученных от страховщика (брокера) инструкций;

в)      в предоставлении всех имеющихся запрошенных документов и информации;

г) в юридической передаче прав, необходимых для защиты своих интересов и обеспечения регрессных требований страховщика.

Все остальное — заботы страховой компании. «Утопия», — скажут мно­гие, кто работает или работал со стра­хованием в Украине, да и в принципе в СНГ. Утопия — это если работать с теми страховщиками, которые предла­гают страхование ответственности на транспорте вперемешку со страхова­нием ОСАГО, жизни и сельхозрисков…

Если вы хотите получить страхование на условиях, указанных выше, то есть с минимумом забот и без разочарования впоследствии, то, заключая договор страхования ответственное убедитесь, что страховщик (страховой брокер), как минимум, не хуже вас разбирается в транспортном бизнесе. Кроме того, что он имеет репутацию, возможности, а главное готов взять на себя обязательства по оперативному консалтингу и непосредственному участию в уменьшении вашего (значит, и своего) убытка, причем сразу после получения от вас информации о происшествии, причем в режиме 24/7.

Именно предупредительность, оперативность и профессионализм отличает правильного транспортного страховщика, который может и собирается выполнять свои обязательства, от недобросовестного, но профессионального (или не очень) «увиливателя».

Что же должен сделать страховщик, получив от вас сигнал о возможном происшествии или полученной претензии? Первыми действиями правильного страховщика скорее будут: подготовка алгоритма первичных действий, самостоятельный найм сюрвейеров, юристов и иных экспертов в любой точке мира, сбор и обоб

щение всей информации, связанной с происшествием (страховым случаем), оперативный консалтинг для вас или непосредственное проведение перего­воров со стороной, выставившей пре­тензию. Все действия направлены на то, чтобы оперативно убедиться в обо­снованности выставляемой претензии и величине фактически понесённого 1 третьей стороной убытка.

Уже в этот момент, в случае очевид­ного характера вашей ответственности страховщик должен быть готов запла­тить, или, по крайней мере, предоста­вить гарантии надлежащего уровня и убедить вашего оппонента их принять.

Если страховщик считает претензию необоснованной (нет события, убытка или ответственности страхователя и пр.), но не смог убедить потерпевшее лицо отказаться от подачи к вам иска, страховщик должен быть готов органи­зовывать судебную защиту, необходи­мую для обоснования неправомерности претензии. При этом, защищая инте­ресы страхователя, правильный стра­ховщик сам оплачивает и/или гаран­тирует оплату привлечённых к работе специалистов права в соответствующей географии, либо гарантирует возмеще­ние потраченных страхователем сумм.

В случае, если претензия обоснова­на либо страховщику не удалось «от­бить» необоснованную, по его мнению, претензию, он обязан возместить тре­тьим лицам доказанные и обоснован­ные убытки, понесённые ими в резуль-те застрахованной деятельности, в объеме, предусмотренном условиями вашего договора страхования.

При этом страховщик может вы­платить согласованную сумму возме­щения пострадавшей стороне как на­прямую, так и на любой иной счёт, указанный последней.

В случаях, когда по каким-либо со­ображениям, согласованным со стра­ховщиком, убыток был оплачен вами напрямую, возмещение выплачивает­ся на счет вашей компании либо на ой указанный вами счет. Отдельно стоит заметить, что в сфере спорта крайне востребована может готовность (опциональная) стра­ховщика возместить убытки, возникшие вследствие ошибок или упущений ва­шего персонала. Следует понимать, что украинское законодательство не разде­ляет вину предприятия и его работни­ков, соответственно, многие локальные страховщики убытки, возникшие по вине или грубой неосторожности персо­нала компании, считают исключением из полиса. Необходимо понимать, что это не аксиома, и такие риски вполне можно застраховать.

Что касается размера ответствен­ности транспортных и логистических компаний, которая может быть возме­щена страховщиком, то вопреки рас­пространенному страхованию рисков, перечисленных в договоре страхования, наиболее правильным для транспорт­ного бизнеса вариантом будет страхо­вание ответственности вашей компа­нии по принципу «Васк to Васк», т.е. соответственно вашей договорной от­ветственности перед клиентами и/или субподрядчиками, без указания кон­кретного перечня рисков.

При этом надо понимать, что, если не согласовано иное, страховщик наверняка ограничит свою ответственность между­народными транспортными конвенция­ми и/или правилами в зависимости от вида перевозки и/или наступления убыт­ка (Конвенция CMR, Гаага-Висбийские Правила; CIM и др.), а также внутрен­ними ограничениями законодательства страны, которое может быть применено в отношении конкретной, как правило, внутренней, перевозки.

Что касается стоимости страхова­ния ответственности, то она рассчиты­вается для каждого проекта/клиента индивидуально на основании информа­ции о риске. Для подготовки предло­жения и расчёта премии, страховщик или брокер попросят вас заполнить не­сложную анкету, в которой попросят указать основные позиции, влияющие на величину риска, а, следовательно, на величину стоимости вашего стра­хования (премию).

При страховании ответственности транспортных и логистических пред­приятий стоимость страхования рас­считывается, как правило, на основа­нии оборота компании (брутто фрахта) по страхуемым услугам.

Исключением, как правило, явля­ются автотранспортные предприятия, предоставляющие услуги автоперевоз­чика собственным транспортом, для которых стоимость может быть рас­считана, исходя из количества исполь­зуемых транспортных средств.

Важно учитывать и помнить о том, что информация, предоставляемая стра­ховщику (брокеру), является частью договора страхования и будет прини­маться во внимание страховщиком не только при подготовке предложения и расчёте премии, а также при принятии страховщиком в дальнейшем решений о выплатах по полису. Поэтому, при за­полнении анкеты страховщика вам не­обходимо быть предельно открытыми, чтобы исключить возможность отказа в выплате либо снижении объёма вы­платы в связи с недостоверностью ин­формации о риске. Крайне важна так­же правдивая и полная информация по убыточности и полученным вами в прошлом претензиям.

В случае, если на наличии у вас полиса страхования ответственности перевозчика/экспедитора /терминала настаивает клиент, то обязательство о страховании ответственности перед кли­ентом непременно необходимо включить в ваш договор на оказание услуг. Это поможет вам синхронизировать тре­бования вашего клиента с требуемы­ми характеристиками страховщика и покрытия. Рекомендуемую оговорку в договоре с клиентом можно бесплатно получить на сайте компании 1ш.ег1ейа1 (Международной юридической службы).

Для Украины и других стран, для которых характерны ограничения по ра­боте со страховщиками-нерезидентами, важной может являться также возмож­ность страховщика или брокера пре­доставить страховой полис локальной страховой компании с максимально до­пустимым объёмом перестрахования. При этом для вас крайне важно, что­бы страхование действовало на усло­виях перестраховщика-нерезидента и вопросы, связанные с урегулированием убытков и выплатой возмещения реша­лись исключительно перестраховщиком без согласования с локальной страхо­вой компанией (т.н. «фронт-офисом»), в результате действий которого или локального законодательства могут существенно замедлиться процедуры по принятию решений или выплатам.

Так же, как движение является основой перевозок, так и риски повреж­дения и утери груза в процессе тако­го движения являются неизменными спутниками транспортного процесса. Как эксперты в сфере защиты интере­сов транспортных компаний и грузовла­дельцев, мы вполне можем помочь вам относиться к происшествиям с грузом и претензиям клиентов значительно спокойнее. Это всего лишь часть пере­возки, ответственность за которую раз­умно «снять со своих плеч» и «возло­жить на плечи» страховщика.

Авторы:

Андрей РАДИОНОВ, директор компании Marine Insurance Services (Латвия)

Артем СКОРОБОГАТОВ, ассоциированный партнер Международной юридиче­ской службы (Interlegal)

Источник: Порты Украины. – 2013. – № 3. – С. 60 – 61.