Верните капитана порту

15 Май
Известно, что порт как объект во­дного транспорта имеет в струк­туре своего функционирования три основные составляющие:

■      хозяйственную;

■      судоходную;

■      гидротехническую.

Автор статьи рассматривает функции капитана порта в разрезе этих составляющих и в свете Закона “О морских портах Украины”.

Вопросы безопасности мореплава­ния в судоходной составляющей фак­тически охватывают весь спектр порто­вой деятельности, начиная от грузовых операций, куда входит процесс разме­щения груза, регулирующий вопро­сы остойчивости и непотопляемости, общей готовности судна к плаванию, соблюдение условий безопасного дви­жения в порту, и кончая проверкой со­стояния гидротехнических сооружений и оборудования причального фронта. Поскольку это вопросы морской прак­тики, судоходства, то ими должны за­ниматься судоводители-профессионалы. Специалистом, обладающим вышепе­речисленными знаниями и навыками, является капитан порта. Его место в структуре порта давно и бесповоротно определено практической целесообраз­ностью и закреплено документами ІМО.

Однако закон о портах провоз­глашает «размежування функцій за­безпечення безпеки мореплавства та нагляду (контролю) за безпекою мо­реплавства». И далее: «Безпека море­плавства в акваторії морського порту забезпечується адміністрацією морсь­ких портів України…». Капитану пор­та отведены надзорные функции.

Эти положения фактически отби­рают у капитана порта право органи­зовывать и руководить системой на­вигационной безопасности в порту, предоставляя это право портовой ад­министрации. Закон вроде бы подраз­умевает повышение роли капитана порта, отдавая ему функции надзора. Однако на деле разваливается систе­ма безопасности, т.к. капитан отстра­няется от выполнения должностных профессиональных функций.

Но любая структура водного транс­порта не может существовать без специалиста в области судоходства. Администрация морских портов, в структуре которой не значится капи­тан порта, но на которую закон воз­лагает всю ответственность в этой об­ласти, будет подыскивать помощника из числа людей наиболее сведущих в мореплавании. Со своей стороны, го­сударственная инспекция, осознавая, что её единственной опорой в наведе­нии порядка и обеспечения безопасно­сти судоходства на водном транспор­те является капитан порта, не хочет с ним расставаться и фактически пере­даёт свои функции ему, оставаясь при этом наблюдателем и судьёй.

С этим «раскладом» можно было бы согласиться, если жить сегодняш­ним днем, не заглядывая в будущее. Нашим портам предстоит сложный период перехода на обработку крупно­тоннажных судов. Размеры акваторий украинских портов не соответствуют сегодняшним нормативам, которые по­зволяют большим пароходам безопас­но маневрировать.

Итак, на передний план выдвига­ется проблема создания новых крите­риев безопасности крупнотоннажных судов в портовых акваториях, но си­туация «патовая». Проектные орга­низации портостроения, не имея ру­ководящих документов, отражающих современную действительность, отка­зываются заниматься вопросами обе­спечения навигационной безопасности крупнотоннажных судов в стеснён­ных водах. Инспекция, надо полагать, тоже, не имея официальных разрабо­ток по данному вопросу, затрудняет­ся в выдаче необходимых критериев, обеспечивающих эксплуатационную надёжность портов, и поэтому будет вынуждена только фиксировать ава­рийные происшествия, «маневрируя» между вышестоящими инстанциями, флотской общественностью и собствен­ной совестью.

Кто же конкретно в порту будет за­ниматься этими специфическими про­фессиональными вопросами? Полагаю, во-первых, надо юридически вернуть капитану порта функции организато­ра и руководителя безопасности судо­ходства в порту; во-вторых, немедленно приступить к разработке руководяще­го документа, который бы определял и закреплял новые критерии безопас­ного плавания крупнотоннажных су­дов в стеснённых условиях, учитывая буксирное обеспечение и влияние под­руливающих устройств у современных плавобъектов.

Понятно, что создать сиюминутно нормативный документ невозможно. Поэтому на первом этапе предлагает­ся создать аналитическую группу по выработке критериев безопасности для решения текущих вопросов безаварийного плавания, по западному образцу носящему аббревиатуру ГБА.

В начальный период этой груп­пе можно было бы поручить решение наиболее остро стоящих сегодня во­просов, например:

■      определение критериев буксирного обеспечения;

■      определение проходных и объяв­ленных осадок;

■      анализ заносимости судоходных прорезей и перспективного плани­рования ремонтного дноуглубления, что даст значительную экономию в затратах на дноуглубительные работы;

■      решение вопросов пропускной спо­собности судоходных каналов, уя« сегодня крайне необходимых дм БДЛК и порта Южный;

■      определение эксплуатационной на дёжности портовых акваторий.

Совершенно ясно, что закон о пор­тах имеет своей целью внедрение част­ного капитала в морскую отрасль, что должно позволить модернизировать портовое хозяйство, сделать его более доходным.

В связи с этим, хотелось бы напом­нить весьма ёмкое изречение одного из экономистов: «Транспортный биз­нес — это «длинные деньги». Экономика транспортного бизнеса содержит в себ§ техническую составляющую и одними административными решениями здесь не обойтись.

В морской отрасли эта составля­ющая предполагает обеспечение экс­плуатационной надёжности порта. В это понятие входят дноуглубитель­ные работы, модернизация гидротех­нических сооружений и причального фронта, обновление и пополнение су­дов портофлота, создание новых под­ходных судоходных путей, решение вопросов их пропускной способности. Все эти проблемы не одноразовые и взаимосвязаны. Примером тому мо­жет служить рост финансовых затрат на создание судоходного канала в гир­ле Быстрое Дуная. Будущие проблемы нового подходного канала к морскому порту Южный, как кажется, тоже не­достаточно просчитаны. Непростая си­туация с безопасностью судоходства в портах Ялта, Скадовск, Белгород-Днестровский.

За многословием закона о портах не просто рассмотреть принцип функ­ционирования портовой структуры. Но любой сложный вопрос становит­ся понятным только после предельно­го его упрощения, с выделением основ­ных функций.

В начале данной статьи мы выдели­ли три основные составляющие порто­вой структуры — хозяйственную, су­доходную и гидротехническую. Они, безусловно, должны быть администра­тивно и финансово независимы друг от друга. И работа этих структур, в общем плане, видимо, должна орга­низовываться в следующей последо­вательности:

■ администрация порта формирует технические предложения по раз­витию, реконструкции или прео­долению текущих проблем порта;

■      проектные организации проекти­руют гидротехнические сооруже­ния в соответствии с требования­ми навигационной безопасности;

■      капитан порта (а не назначенное лицо) согласовывает предложения и осуществляет контроль за безо­пасным плаванием судов в соот­ветствии с разработанными кри­териями.

Государственная инспекция на осно­вании сравнительных показателей, контролирует вопросы обеспечения безопасного плавания судов в соответ­ствии с разработанной Государственной системой.

И в заключение ещё раз хочется сказать: совершенно очевидно, систе­мой навигационной безопасности пор­та должен руководить один человек — капитан порта. Всякие дополнительные структуры в лице Администрации и прочих хозяйствующих субстанций бу­дут только осложнять и без того слож­ную ситуацию. «Боливар не выдержит двоих», — говорил один из героев рас­сказа О. Генри.

Автор:

Виктор СОКОЛОВ, профессор ИПО, член совета Института морехозяйства и предпринимательства

Источник: Порты Украины. – 2013. – № 3. – С. 20 – 21.