Министерство инфраструктуры Украины утвердило Положение о капитане морского порта и службе капитана морского порта

14 Май
27.03.2013 Мининфраструктуры приняло приказ № 190 “Об утверждении Положения о капитане морского порта и службе капитана морского порта”, зарегистрированный Министерством юстиции Украины 18.04.2013 за № 632/23164. Упомянутым приказом утверждено Положение о капитане морского порта и службе капитана морского порта, а также отменены приказы Министерства транспорта Украины от 18.10.2000 №№ 573, 574 “Об утверждении Положения о капитане морского торгового порта Украины” и “Об утверждении Положения об Инспекции государственного портового надзора морского торгового порта Украины”, соответственно. Это Положение вступит в силу со вступлением в силу Закона “О морских портах Украины” от 17.05.2012, но не ранее дня официального опубликования упомянутого приказа.  Ниже приводим изложение Положения о капитане морского порта и службе капитана морского порта.

Капитан морского порта назначается на должность и освобождается с должности Министерством инфраструктуры Украины по представлению Укрморречинспекции, председателю которой и подчиняется.
Капитан морского порта во время осуществления своих полномочий руководствуется Конституцией, законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, приказами Мининфраструктуры Украины, иными нормативно-правовыми актами и настоящим Положением.
В части вопросов, относящихся к осуществлению надзора и обеспечения безопасности мореплавания, капитан морского порта руководствуется приказами Укрморречинспекции, изданными в пределах ее компетенции.
На должность капитана морского порта назначается лицо с полным высшим образованием соответствующего направления подготовки, имеющее диплом капитана судна валовой вместимостью от 3000 т. и более (судно) или капитана дальнего плавания и стаж работы в должности капитана судна не менее 5 лет либо стаж работы в должности капитана судна не менее 3 лет и 2 года в должности заместителя капитана морского порта.
На должность заместителя капитана морского порта назначается лицо с полным высшим образованием соответствующего направления подготовки, имеющее диплом капитана судна или капитана дальнего плавания и стаж работы в должности капитана судна не менее 3 лет.
Капитан морского порта входит в состав Совета порта и может входить в состав иных коллегиальных и совещательных органов по вопросам безопасности мореплавания.
Функции капитана морского порта выписаны в разд. ІІ настоящего Положения. В частности:
– надзор и контроль за предприятиями, предоставляющими лоцманские услуги, и службой регулирования движения судов в пределах акватории морского порта;

– надзор и контроль за ледовой проводкой судов на подходах к морскому порту и в пределах его акватории;

– контрольный осмотр судов с целью проверки судовых документов, установления соответствия судовым документам основных характеристик судна, а также проверки выполнения требований по укомплектованию судового экипажа;
– согласование обязательных постановлений по порту, относящихся к компетенции капитана порта:
руководство Службой;
в установленном порядке прохождение обучения и проверки уровня знаний и обеспечение обучения и проверки уровня знаний работников Службы.
В разд. ІІІ настоящего Положения предусматриваются права и обязанности капитана морского порта. Права:
– отказывать в выдаче разрешения на выход из порта в случае:
– непригодности судна к плаванию, нарушения требований в отношении загрузки, снабжения, комплектования экипажа и наличия других недостатков, угрожающих безопасности плавания или здоровью людей, которые находятся на судне, или угрожающих причинением вреда окружающей природной среде;
– нарушения требований к судовым документам;
– неуплаты установленных сборов, штрафов и других предусмотренных законодательством платежей;
– принятия соответствующего решения уполномоченными законодательством органами государственной власти;
– проверять все суда, находящиеся в порту, с целью установления их мореходного состояния, при необходимости объявлять учебные судовые тревоги;
– задерживать судно, а также запрещать эксплуатацию объектов, производство работ, создающих угрозу безопасности и окружающей природной среде, до устранения нарушений требований нормативных актов по вопросам безопасности движения судов;
– в районах необязательной лоцманской проводки устанавливать обязательную лоцманскую проводку судов в случаях:
– если суда или их груз могут создавать угрозу причинения вреда окружающей природной среде;
– если суда имеют серьезные повреждения корпуса, механизмов или оборудования, недостаточную управляемость, что может существенно влиять на безопасность их плавания в порту;
– определять время лоцманской проводки;
– запрещать лоцманскую проводку, если безопасной проводке судна препятствует состояние погоды либо моря (плохая видимость, шторм, землетрясение и т.п.), а также при наличии иных чрезвычайных обстоятельств, угрожающих мореплаванию;
– утверждать должностные инструкции работников Службы;
– бесплатно получать от органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций информацию, необходимую для осуществления надзора за обеспечением безопасности мореплавания;
– выходить в рейс в составе экипажей судов для поддержания профессиональных навыков;
– издавать распоряжения относительно задержания в морском порту судна или груза до достаточного обеспечения морского требования судовладельцем или грузовладельцем по:
– просьбе лица, имеющего морское требование, обоснованное общей аварией, спасанием, договором перевозки багажа, столкновением судна либо другим причинением вреда;
– морскому требованию порта, обусловленному повреждением портовых сооружений, иного имущества и навигационного оборудования, расположенного в порту;
– морскому требованию Министерства охраны окружающей природной среды Украины, обусловленному нарушением природоохранного законодательства Украины.
Распоряжение капитана морского порта о задержании судна или груза по морским требованиям действительно в течение трех дней. Если в течение определенного срока не принято судебное решение либо решение Морской арбитражной комиссии о наложении на судно или груз ареста, они подлежат немедленному освобождению.
Ответственность за убытки, причиненные необоснованным задержанием судна или груза, несут лица, по требованию которых состоялось задержание.
Капитан морского порта может иметь и другие права, определенные законодательством.
Пресс-служба Международной юридической службы (INTERLEGAL)