Еще раз о страховании

18 Мар

Международная юридическая служба (Interlegal) оказывает яхтсменам комплекс услуг по правовому сопровождению яхтинга – от строительства или приобретения яхт до до обеспечения интересов судовладельцев, терпящих убытки, в частности, от повреждения и даже гибели судна. На вопросы, особенно интересующие читателей “Фарватера” отвечают юристы Interlegal: Юлия Старова и Кирина Ряшенцева.

—     За последнее время количество владельцев яхт значительно увеличи­лось, а услуги по их страхованию ста­ли повседневным делом. Тем не менее, до автоматизма в страховых отноше­ниях еще далеко. Каждый судовладе­лец хочет получить как можно более надёжную и широкую страховую защи­ту, причём не слишком дорого. Это и понятно: столь сложное в обраще­нии и дорогостоящее имущество как яхта должно быть обеспечено соответствующей финансовой защитой, жела­тельно, на все случаи жизни. То есть, не только от повреждения, гибели и т.п. чрезвычайных морских происшествий (Н&М), но и гражданская ответствен­ность судовладельца должна быть застрахована на случай нанесения ущерба имуществу, окружающей сре­де, жизни или здоровью человека (P&I). И обязательно должны быть застрахо­ваны жизнь и здоровье членов экипа­жа яхты, а также пассажиров. Это осо­бенно важно в международных рейсах: в чужой стране гораздо труднее полу­чить помощь, чем в своём государстве, где законодательство и обычаи понят­нее, и легче добиться содействия вла­стей и публичных служб.

—     В рыночной экономике страхова­ние получило огромное распростра­нение и, кажется, любой страхователь хочет сэкономить на страховых преми­ях, получив при этом большее страховое покрытие своих рисков, а страховщи­ки должны стремиться создавать при­быль, добиваться роста страховых фондов и т.п. Нет ли здесь непримиримого противоречия?

— Развитие рыночных начал в экономи­ке как раз и способствует урегулиро­ванию этого противоречия, ведь каж­дая страховка — это договор, а именно договор морского страхования. Рост страховых тарифов, необоснованные отказы в выплате страхового возме­щения, плохо налаженный сервис сни­жают конкурентоспособность стра­ховщиков, хотя, возможно, и приносят конъюнктурные выгоды. Все это подры­вает долгосрочные перспективы разви­тия страховщиков. Да и не все страхов­щики имеют целью создание прибыли. Например, P&I страхование большей частью осуществляется клубами взаимного страхования, а они беспри­быльные организации. Звучит несколь­ко парадоксально, а по существу так и есть, поскольку в таких клубах страхователи выступают совокупным стра­ховщиком. Разумеется, идеальных отношений в сфере страхования не обе­спечивает и рыночная экономика. Так, 12 мощнейших клубов P&I, объединен­ные в Международную группу, создали своеобразную монополию, поскольку охватывают своими услугами около 90% рынка. Недавно в Европейском Союзе было проведено антимонопольное рас­следование деятельности этой орга­низации страховщиков. И что же? Еврокомиссия так и не подтвердила, что эта монополия приводит к серьёзному нарушению интересов страховщиков. Колоссальный опыт и выработанная долговременной практикой культура страхования позволяют сбалансиро­вать интересы страховщиков и страхо­вателей. Чрезмерная экономия со сто­роны страхователей также подводит к выводу, что от этого может пострадать, в первую очередь, сам страхователь, поскольку дешево стоит только недо­статочно качественный сервис.

Конечно, любой договор страхова­ния индивидуален, хотя и соответствует правовым нормам. Например, увеличе­ние франшизы может компенсировать­ся некоторым уменьшением страховых тарифов. Срок страхования также име­ет значение. Чем длиннее, тем выгод­нее для судовладельца. Обычно страхование производится сроком на один календарный год. Часто в итоге это ока­зывается для судовладельца выгод­нее, чем страховать яхту только на период её активной навигации. Наша задача — объяснить страхователям все плюсы и минусы тех или иных условий страхования. Каждый владелец яхты выбирает сам, что ему более выгодно и необходимо. Вполне естественно, что он пользуется юридической помощью кого-либо из адвокатов или юридиче­ских фирм.

—  Какие тенденции Вы наблюдаете на рынке страхования яхт?

—    Количество страховщиков понемно­гу растет. Однако действительно ёмкий рынок страхования в Украине так и не сформировался. Страховщики оптими­зируют свои портфели рисков, часто объединяя и укрупняя их путём покупки у других страховых компаний. При этом возникают узко специализирован­ные страховые общества, профильная деятельность которых ограничивается транспортным страхованием, к приме­ру. Страхованием яхт обычно занима­ются специалисты компаний, объеди­ненные в управления, отделы и центры, входящие в структуру мощных страхо­вых обществ. Это позволяет повышать профессионализм оказанных страхо­вых услуг, разрабатывать новые стра­ховые продукты и т.п.

—   Как же практически происходит заключение страхового договора?

—     Когда после исследования рынк страховых услуг выбран подходящий страховщик и подходящий страхо­вой продукт, составляется заявление страховщику с просьбой застраховать, ваше судно, гражданскую ответственность, а также жизнь и здоровье, если это потребуется. Выбор страховщика, конечно, фактически ограничен, если яхта куплена за счёт банковского кредита. В этом случае банк потребует покрыть все возможные риски, причем у страховщика, который подходит ему, хотя Вам он может и не слишком нравиться. В то же время страховщи­ки, с которыми работают серьезные банки, также оказываются довольно компетентными, так что если яхта куплена в кредит, то лучше согласиться с выбором банка, который наверняка окажется взаимно выгодным. Если же у вас будут какие-то специальные мотивы и предпочтения, банк может принять ваш выбор компании-страховщика. Страховщик оценивает риски и выдает котировку. Страховые тарифы зависят от возраста судна, от его стоимости, района эксплуатации, объема страхового покрытия и др. При котировке яхт страховщики также уделяют отдельное внимание флагу и в определенных случаях даже отказываются страховать яхты (в частности, под флагом США). Вас должны ознакомить под расписку с Правилами страхования, которые разрабатывает и утверждает каждый страховщик, затем Вы уплачиваете страховую премию и получаете страховой полис.

— От чего обычно страхуют яхту?

— Застраховаться можно от стихийных бедствий, пожара, взрыва, поломки двигателя, что отличает страхование яхт от страхования КАСКО автомобилей, при котором поломка двигателя, как правило, не страхуется. В отношениях страхования ответственности судовладельца страхуются риски столкновения с другими судами, иными плавучими и не плавучими объектами, приичем такой страховой случай может охватываться и Н&М страхованием, таким образом, в случае столкнове­ния застрахованы как ущерб, причи­ненный Вашей яхте, так и поврежде­ния, которые Ваша яхта причинила другому судну или сооружению, в том числе береговому. Разумеется, стра­ховое покрытие распространяется на вред, причиненный жизни и здоровью третьих лиц, а также вред от загрязне­ния окружающей среды.

Хищение яхты и её частей и принад­лежностей, аварии при спуске на воду и подъёме яхты на берег, а также при переустановке на берегу, проведении погрузо-разгрузочных работ — это тоже страховые случаи, которые покрывают­ся Н&М страхованием. Обычно исключа­ются из страхового покрытия военные риски и риски, связанные с народными возмущениями (гражданскими волне­ниями), а также риски в связи с транс­портировкой яхты на другом транспорт­ном средстве (подвижном составе). Конечно, можно обеспечить страховое покрытие и таких рисков, если внести соответствующие оговорки в договор страхования — страховой полис. Этот договор выдается страхователю только после оплаты страховой премии. Дого­вор страхования является двусторонне обязывающим, так как и страховщик, и страхователь имеют как права, так и соответствующие им обязанности. При нормальном развитии отношений стра­хования обязанной стороной являет­ся страховщик, обремененный обязан­ностью произвести страховые выплаты при наступлении страхового случая. Некоторые обязанности по договору страхования несет и страхователь, хотя главная из них — уплата страховой пре­мии — уже выполнена к моменту заклю­чения договора. Например, страхова­тель обязан своевременно сообщить страховщику о наступлении страхового случая и принять все разумные меры по предотвращению и уменьшению убыт­ков, которые может вызвать или вызы­вает страховой случай.

— Спасибо за беседу и — до новой встречи!

Источник: Фарватер. – 2013. – № 1. – С. 94 – 97.