Дунайская синергия

16 Дек

В Одессе прошел международный деловой форум «Ду­найская синергия», в ходе которого обсуждались воз­можности развития бизнес-среды Дунайского регио­на. Мероприятие инициировали Одесская областная государственная администрация и Одесский област­ной совет, его поддержали центральные органы власти Украины, дипломатические учреждения стран Дунай­ского региона, международные организации и евро­пейские структуры.

В форуме участвовали народные де­путаты Украины, руководители про­фильных министерств, эксперты в сферах экономики, финансов, юриспру­денции, межрегионального сотрудни­чества, экологии и евроинтеграции, представители бизнеса из Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Мол­довы, Румынии, Сербии, Словакии, Украины и Хорватии. Участники по­лучили возможность наладить и рас­ширить сотрудничество с коллегами из других стран, ознакомиться с особен­ностями ведения бизнеса и привлече­ния инвестиций на внутреннем рынке Евросоюза, изучить перспективы реги­она, связанные с активизацией транс­граничного и кроссрегионального со­трудничества.

Участников столь представитель­ного форума приветствовал от имени Президента Украины Виктора Яну­ковича советник президента Валерий Пустовойтенко, который в начале 2000-х был министром транспорта Украины и проблемы Придунавья знает не по­наслышке. Он выразил сожаление, что дунайские порты теряют грузовую базу, которую в свое время стимули­ровали специальными льготными та­рифами. На форум Валерий Пустовой­тенко приехал выполнять поручение Президента — способствовать установ­лению деловых контактов с потенци­альными инвесторами в экономику Одессы и Одесской области.

За последнее время был принят ряд законов, которые способствуют улуч­шению инвестиционного климата в Украине, развитию частного бизнеса. К сожалению, отметил Пустовойтенко, внедрение их в жизнь идет медленно. На заседании экономического совета Президент страны Виктор Янукович сделал серьезное замечание экономи­ческому блоку Кабинета Министров в связи с невыполнением закона о сти­мулировании инвестиционной деятель­ности в приоритетных отраслях эконо­мики с целью создания новых рабочих мест, который вступил в силу с начала 2013 года. Этот документ предусматри­вает специальное налоговое обложение и финансовую господдержку развива­ющимся предприятиям. Например, если в ходе реализации инвестпроекта малое предприятие создает 25 новых рабочих мест, то получает от государ­ства примерно 500 тыс. евро, среднее предприятие за 50 дополнительных мест могут поощрить на сумму в 1 млн евро. Крупное предприятие, создавшее 150 и 300 рабочих мест, получает со­ответственно 3 или 15 млн евро. Это очень перспективная программа для подъема экономики депрессивных рай­онов через реализацию инвестпроектов, создание по одному новому пред-приятию в каждом сельском районе, в каждом небольшом городке, счита­ет Пустовойтенко.

В 2010 году Украина принимала ак­тивное участие в разработке Стратегии ЕС для Дунайского региона. В 2012 году Одесский облсовет, основываясь на

приоритетах Еврокомисии и Стратегии ЕС, утвердил региональную програм­му, направленную на повышение кон­курентоспособности придунайского экономического субрегиона. Этот до­кумент рассчитан на 10 лет, учитывает интерес каждой из общин Придунавья, уделяет внимание развитию трансгра­ничного сотрудничества, прежде все­го, в пределах Еврорегиона «Нижний Дунай», членом которого Одесская об­ласть является уже 15 лет.

Но это общая канва принятых до­кументов. Если заглянуть вглубь, то эти и другие решения больших изме­нений в жизнь депрессивного региона не внесли. Народный депутат Украины Сергей Гриневецкий признался, что наиболее эффективно реализовыва-лась комплексная Программа разви­тия украинского Придунавья, при­нятая в 2004 году, когда министром транспорта был Георгий Кирпа. Тогда реально было много сделано, в том числе, чтобы Украина получила вы­ход по Дунаю к Черному морю, чтобы заработали дунайские транспортные коридоры, чтобы по ним за счет орга­низации интермодальных перевозок пошли грузопотоки из Скандинавии, Прибалтики, России, Беларуси, с вы­ходом через украинские порты на Тур­цию и Балканы.

По мнению Сергея Гриневецкого, из-за непонимания важности и страте-гичности этого региона для Украины профильные министерства и МИД стра­ны недооценивают ситуацию и, к со­жалению, практически не участвова­ли в создании европейской Стратегии для Дуная. Как результат — Украина не имеет ни одного направления, в ко­тором бы она участвовала хотя бы в качестве модератора.

Любопытно, что идея синергии (мно­жащийся эффект от взаимодействия двух или более факторов) пронизыва­ет последние европейские документы. В них речь идет не о создании усло­вий для свободной конкуренции как основного фактора развития рынка, а о сотрудничестве конкурентов. Главная цель Дунайской Стратегии именно в развитии сотрудничества.

Основные вопросы, на которых реги­ону надо сконцентрировать усилия, — транспорт, энергетика, туризм. К груп­пе общих проблем региона Гриневец­кий отнес климатические изменения, вопросы, связанные с коррупцией, с торговлей людьми, с энергетической, экологической безопасностью и поли­тические противостояния.

Президент совета уезда Галац (Ру­мыния) Николае Добровичи-Бакалба-ша был более резок в оценке многолет­ней работы по спасению ситуации на Нижнем Дунае, поэтому не раз срывал аплодисменты собравшихся:

— Вопрос развития Дуная уже зву­чит, как шутка. Мы все время об этом говорим, создали даже Еврорегион «Нижний Дунай» и ничего не сделали.

Эта река — огромное богатство и по­тенциальный мотор развития для всех придунайских государств, главным об­разом, я считаю, на Нижнем Дунае. И разве не странно, что этот регион с точки зрения экономики стал пустым местом. Возможно, нам в этом помог­ли. Не могу забыть, что во время югос­лавского конфликта мосты бомбили не с концов, что было бы логичнее, а по­средине. Трудно понять, как река, на которой завязаны многие геополити­ческие вопросы, которая в свое время стала причиной Крымской войны, ко­торая стояла у истоков первой общеев­ропейской организации — Дунайской комиссии, которая официально счита­ется 7-м транспортным коридором ЕС, в итоге почти ничего не перевозит — ее судоходные возможности использу­ются всего на 7 %.

Николае Добровичи-Бакалбаша коснулся новой неожиданной пробле­мы для Дуная. В связи с изменением климата теперь и летом стало трудно перевозить грузы из-за сильных разли­вов. Надо все время прочищать каналы, фарватер. Это стоит денег. Болгария, которая разделяет с Румынией сред­нюю часть Дуная, этого не делает. К сожалению, нет никакого междуна­родного инструмента, чтобы заставить страну чистить реку. Это тема, о ко­торой стоит подумать.

ЕС в последнее время, наконец, за­шевелился, просчитав, какие деньги можно получить, развивая судоходство по крупнейшей реке Европы. Но то, что до сих пор ни Румыния, ни Молдова, ни Одесса (не говорю Украина, потому что Одесса сама по себе очень сильный экономический самостоятельный фак­тор) не смогли объединить свои уси­лия, — недопустимо, считает прези­дент совета уезда Галац.

Выступая в ходе одного из дискус­сионных блоков форума «Реализации транспортного (транзитного) потенциа­ла Нижнего Дуная», начальник управ­ления морехозяйственного комплекса, транспорта и связи Одесской облгос-администрации Александр Илько со­гласился с тем, что препятствий для объединения усилий стран-соседей по Дунаю нет.

В ходе форума, например, были до­стигнуты предварительные договорен­ности с представителями из Румынии и Молдовы о создании общей инфра­структуры для развития речного туриз­ма. В Одесской области, сказал Алек­сандр Илько, действуют, по сути, ев­ропейские правила регистрации для работы маломерного флота. Мы, на­пример, готовы вводить в эксплуа­тацию базы маломерного флота, где можно будет безопасно хранить суда.

На трех экономических столпах держится экономика региона, считает председатель правления ЧАО «Украин­ское Дунайское пароходство» Александр Долгов. Это предприятия море-хозяйственного комплекса, сельское хозяйство и туризм. Инфраструктура Придунавья полностью была завяза­на на работе морехозяйственного ком­плекса. Действовали три судоремонт­ных и один судостроительный завод; Дунайское пароходство, которое осу­ществляло более 70 % перевозок по Дунаю; два порта — Измаильский и Ренийский — с суммарным потенци­алом перевалки около 24 млн тонн в год. К сожалению, сегодня мощности используются максимум на 10-15 %. Суммарная перевалка названных портов за 2012 год составила около 4 млн тонн, объем перевозок Дунай­ского пароходства — 1,8 млн тонн. Туризм находится в зачаточном со­стоянии, хотя для него есть основные базовые условия, в том числе нали­чие Дунайского биосферного заповед­ника, единственного в своем роде на всем протяжении Дуная.

— Но не все так печально, — счи­тает Александр Долгов. — В прошлом году был создан координационный совет морехозяйственного комплек­са. Этим был сделан первый шаг к объединению интересов судоходства и портовиков. И уже есть результа­ты. Мы начинаем привлекать на себя те грузы, которые были в последнее время перепрофилированы на дру­гие средства доставки. В частности, вернулись в Измаильский порт сля­бы Алчевского комбината, россий­ские, узбекские транзитные грузы, создаются условия для возвращения железорудного сырья. Серьезно про­рабатывается вопрос открытия контейнерной линии Констанца — Из­маил. Порт Рени находится в особых условиях: там действует закон о спе­циальной экономической зоне, даны весьма существенные привилегии для инвесторов, и частный бизнес там начал достаточно успешно работать.

Развитие судоходного пути по Дунаю, от верховья до Констанцы, поддерживается Евросоюзом. Мы, к сожалению, тут конкурировать не мо­жем, говорит президент Дунайского пароходства. Но можем сотрудничать. Уверен, при объединении усилий и правильной диспетчеризации грузопо­токов как раз и может проявиться эф­фект синергии. Констанца — большой морской порт. Их интересуют крупные партии грузов — 20—40 тыс. тонн, а нашим портам интересны 3—10-ты­сячные партии. Простая диспетчери­зация грузопотоков позволит уйти от конкуренции, и каждый из портов получит свой экономический эффект.

В рамках форума также были рассмотрены другие приоритетные направления развития сотрудниче­ства и экономической интеграции.

Второй день участники междуна­родной встречи провели в поездках: посетили дунайскую Венецию — го­род Вилково, Дунайский биосферный заповедник, «нулевой километр» — место, где река впадает в Черное море — словом, на практике позна­комились с проблемами развития «зеленой экономики» и возможно­стями развития туризма в регионе Нижнего Дуная.

Автор: Валентина ВАСИЛЬЕВА

Источник: Порты Украины. – 2013. – № 9