5 октября 2013 года в Одессе состоялась Международная транспортная конференция «Тенденции транспортной отрасли: развитие транспортной инфраструктуры и мультимодальные перевозки».
Среди участников конференции — представители Министерства инфраструктуры Украины, ГП «АМПУ», Южной таможни Миндоходов и сборов Украины, «Укрзализныци», министерств транспорта Азербайджана, Грузии, Казахстана, Молдовы, миссии ЕС по пограничной помощи Молдове и Украине, международные эксперты ЕС по проектам ТРАСЕКА, руководители украинских портов.
Приоритеты определены
Результатом шагов по интеграции Украины в европейскую транспортную сеть стало подписание министрами транспорта ЕС и стран восточного партнерства в начале октября этого года в Люксембурге совместной декларации относительно будущего сотрудничества в сфере транспорта. Этим документом определена приоритетная транспортная сеть и приоритетные инвестиционные проекты. Через территорию Украины проходят 4 панъевропейских транспортных коридора и маршрут ТРАСЕКА.
— Мы делаем многое для их развития, — говорил директор Департамента координации политики развития инфраструктуры и туризма Министерства инфраструктуры Николай Снитко. — Для беспрепятственного пропуска поездов разрабатываются специальные графики, создаются условия, чтобы не было заторов на границах и в пути следования. По коридору ТРАСЕКА железнодорожным транспортом за 8 месяцев 2013 года перевезено 192 тыс. тонн грузов, что на 20 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспортный грузопоток увеличился на 53 %, транзит — на 12 %. К сожалению, импорт сократился на 17 %.
У Украины есть уникальная возможность соединить коридором Балтийское и Черное моря благодаря контейнерным поездам «Викинг» и «Зубр». В 2012 году поездом «Викинг» по Украине было перевезено 13,8 тыс. ТЕГГ, почти в 4 раза больше, чем в 2011 году. Однако в первом полугодии 2013 года объемы перевозок упали почти наполовину. Сейчас проводится работа по продлению маршрутов этих поездов до стран Кавказа и Азии. Ведутся переговоры о присоединении к этому маршруту Болгарии, Молдовы, Турции, Грузии и Азербайджана, а в перспективе планируется участие Казахстана, стран Центральной Азии.
для Украины важно функционирование паромного сообщения через Черное море. В 2012 году через порт Ильичевск на порты Болгарии, Грузии, Турции в железнодорожно-паромном сообщении привезено 43 тыс. тонн грузов, что составило 82 % к уровню 2011 года, а за 6 месяцев 2013 года — 171 тыс. тонн. Рост по сравнению с прошлым годом — 14%.
Тем не менее, следует отметить падение объемов железнодорожно-паромных перевозок между Украиной и Грузией. Это связано с нерегулярностью движения паромов и тарифными вопросами. Чтобы привлекать клиентов, необходимо совместно с грузинской стороной разработать прозрачный механизм функционирования паромного сообщения между нашими странами.
Как отметил Н. Снитко, в Украине недостаточно развит рынок международных паромных сообщений. Сказывается дефицит флота современных паромных судов, судов типа ро-ро, пассажирских, круизных… Развитие паромного сообщения также становится в ряд приоритетных.
Своими соображениями по поводу развития международных транспортных проектов поделился национальный секретарь ТРАСЕКА Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Марат Садуов:
— Мы используем все возможности для увеличения количества участников международных проектов. На саммите тюркоязычных государств, куда входят Казахстан, Кыргызстан, Турция, Азербайджан, был поднят вопрос о присоединении этих стран к ТРАСЕКА. В конце 2012 года в Измире был подписан меморандум о намерениях в рамках этого проекта. Сейчас на повестке дня выполнение плана мероприятий: либерализация тарифов, определение «узких» мест. Для нас ТРАСЕКА важна еще и потому, что способствует контейнеризации Казахстана, где в сравнении с Украиной объемы контейнерных перевозок невелики.
В Казахстане проводится большая работа по увеличению этого грузопотока, упрощению таможенных процедур. Развиваются связи с Западным Китаем. Строится пограничный центр сотрудничества Харгон, куда будут стекаться большие объемы товаров разных стран. Для пребывания в этом центре предпринимателям не потребуется получать визу.
Эксперт ЕС по проекту ТРАСЕКА Ашраф Хамед считает, что Украине для повышения конкурентоспособности нужно развивать собственную инфраструктуру: строить дороги, увеличивать пропускную способность портов. Пример грузинских портов Поти и Батуми говорит о том, что развитие их пропускной способности способствовало росту объемов транзита. Также Украина должна позиционировать себя, как логистически привлекательная страна. Нужно, чтобы транзит перемещался не только через морские порты, но и по интермодальным коридорам.
«Граница разделяет, а таможня соединяет»
Эти слова генерального секретаря Всемирной таможенной организации не случайно привел в своем докладе Андрей Виденов, эксперт по вопросам таможенного контроля и аудита Миссии ЕС по пограничной помощи Молдове и Украине:
— Государственные контролирующие органы должны способствовать развитию торговли, помогать субъектам внешнеэкономической деятельности быстрее и эффективнее продвигать свои товары. Для этого необходимо упрощать процедуру контроля, первым делом документооборот, исключить дублирование информации. Первый шаг на этом пути сделан в Одесском порту, где внедрена информационная система портового сообщества, налажен электронный документооборот. Это соответствует европейским стандартам.
Всемирная таможенная организация рекомендует новый вид контроля, который практикуется в ЕС и ряде других стран. Поскольку основные объемы грузов перемещаются по морю, то первичный контроль начинается в порту отправления, чтобы снизить риски. В пункте назначения осуществляются остальные виды контроля. Система «единого окна», внедренная в Одесском порту, согласно которой экспедитор (оператор) подает документы в электронном виде один раз, а контролирующие органы обмениваются информацией между собой в электронном виде, тесно связана с системой «единой остановки», когда все контролирующие органы одновременно в одном месте начинают контрольные процедуры.
В ЕС при выполнении контрольных процедур практикуют интернациональное сотрудничество. В новом кодексе ЕС идет речь о централизованной растаможке. Например, немецкая компания (грузовладелец) может обратиться в немецкую таможню, передать декларацию на груз, следующий из Марселя в Германию, и таможенные органы Германии и Франции совместно проведут контрольные формальности еще в порту Марсель.
Скорость и безопасность
Прежде чем в Одесском порту был внедрен первый этап информационной системы портового сообщества (ИСПС), всем участникам этого процесса пришлось пройти нелегкий путь. Впервые о системе «Единое окно — локальное решение» зашла речь на семинаре под эгидой ООН по упрощению процедур торговли в июне 2011 года в рамках Международной транспортной недели в Одессе. Участники семинара обратились к премьер-министру Украины с просьбой поддержать инициативу о внедрении этой системы в отечественных портах. Решено было начать с портов Одесской области, поскольку, как отметил советник президента АО «Пласке» Василий Зубков, через порты Одесской области — Одесский, Ильичевский, а также развивающийся терминал в Южном — проходят основные объемы контейнеров:
— В 2009—2011 годах на этих терминалах постоянно были проблемы с обработкой и документальным оформлением контейнеров. Время обработки варьировалось от 1—2 суток до недели и больше. В то время как наши основные конкуренты — порты Прибалтики, Западной Европы — на эти процедуры затрачивают 30 минут, максимум час… При оформлении документов на вывоз импортного контейнера экспедитор должен был обойти до 30 офисов контролирующих органов. Создавалась благоприятная среда для коррупционных схем…
Одесский порт был выбран в качестве базового по решению Межведомственной рабочей группы по вопросу внедрения системы «Единое окно — локальное решение» в зоне деятельности Южной таможни и портов Одесской области, созданной по поручению правительства в 2011 году при поддержке Мининфраструктуры и по инициативе Украинского комитета Международной торговой палаты. В течение последних лет специалисты ОМТП продвинулись в этом направлении, разработав и реализовав несколько проектов. В том числе электронный пропуск (автоматическая система контроля доступа — АСКД) — оформление многооборотных карт вместо бумажных пропусков, электронное планирование заезда автотранспорта в порт, интеграция технических средств (весовые комплексы) в информационную систему порта и другие. Реализация данной системы осуществляется путем создания в порту единой информационной системы портового сообщества в соответствии с рекомендациями комиссии ООН.
«Контроль в портах никто не отменял, — отметил Зубков. — Внедряются новые формы и средства его проведения. Самое главное, на новую ступень поднимаются взаимоотношения субъектов внешнеэкономической деятельности, т.е. грузовладельцев или их представителей и контролирующих органов… Высокий уровень безопасности строится на электронных цифровых подписях. Именно они используются сейчас в Одесском порту. Это наивысший уровень безопасности для системы, которая содержит информацию с ограниченным доступом и не является государственной тайной».
В заключение участники конференции выразили готовность продолжать региональный диалог и активное сотрудничество в сфере мультимодальных перевозок и логистики в направлении Европа — Кавказ — Азия. Обсудили тенденции развития контейнерных перевозок, организации поездов комбинированного транспорта, автомобильных перевозок с использованием паромного сообщения.
Автор: Татьяна ОВРУЦКАЯ
Источник: Порты Украины. – 2013. – № 9. – С. 26 – 27.