Украина — ЕС: сотрудничество в сфере транспорта

16 Дек

5 октября 2013 года в Одессе состоялась Междуна­родная транспортная конференция «Тенденции транс­портной отрасли: развитие транспортной инфраструк­туры и мультимодальные перевозки».

Среди участников конференции — представители Министерства инфра­структуры Украины, ГП «АМПУ», Южной таможни Миндоходов и сбо­ров Украины, «Укрзализныци», ми­нистерств транспорта Азербайджана, Грузии, Казахстана, Молдовы, миссии ЕС по пограничной помощи Молдове и Украине, международные эксперты ЕС по проектам ТРАСЕКА, руководи­тели украинских портов.

Приоритеты определены

Результатом шагов по интеграции Украины в европейскую транспорт­ную сеть стало подписание министра­ми транспорта ЕС и стран восточного партнерства в начале октября этого года в Люксембурге совместной декларации относительно будущего сотрудничества в сфере транспорта. Этим документом определена приоритетная транспортная сеть и приоритетные инвестиционные проекты. Через территорию Украины проходят 4 панъевропейских транспорт­ных коридора и маршрут ТРАСЕКА.

— Мы делаем многое для их разви­тия, — говорил директор Департамента координации политики развития ин­фраструктуры и туризма Министерства инфраструктуры Николай Снитко. — Для беспрепятственного пропуска по­ездов разрабатываются специальные графики, создаются условия, чтобы не было заторов на границах и в пути следования. По коридору ТРАСЕКА же­лезнодорожным транспортом за 8 ме­сяцев 2013 года перевезено 192 тыс. тонн грузов, что на 20 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспортный грузопоток увеличился на 53 %, транзит — на 12 %. К сожа­лению, импорт сократился на 17 %.

У Украины есть уникальная воз­можность соединить коридором Балтий­ское и Черное моря благодаря контей­нерным поездам «Викинг» и «Зубр». В 2012 году поездом «Викинг» по Украине было перевезено 13,8 тыс. ТЕГГ, почти в 4 раза больше, чем в 2011 году. Однако в первом полугодии 2013 года объемы перевозок упали почти наполовину. Сейчас проводится работа по продле­нию маршрутов этих поездов до стран Кавказа и Азии. Ведутся переговоры о присоединении к этому маршруту Болгарии, Молдовы, Турции, Грузии и Азербайджана, а в перспективе пла­нируется участие Казахстана, стран Центральной Азии.

для Украины важно функ­ционирование паромного сообщения через Черное море. В 2012 году через порт Ильичевск на порты Болгарии, Грузии, Турции в железнодорожно-паромном сообщении привезено 43 тыс. тонн грузов, что составило 82 % к уровню 2011 года, а за 6 месяцев 2013 года — 171 тыс. тонн. Рост по сравне­нию с прошлым годом — 14%.

Тем не менее, следует отметить паде­ние объемов железнодорожно-паромных перевозок между Украиной и Грузией. Это связано с нерегулярностью движе­ния паромов и тарифными вопросами. Чтобы привлекать клиентов, необходи­мо совместно с грузинской стороной раз­работать прозрачный механизм функ­ционирования паромного сообщения между нашими странами.

Как отметил Н. Снитко, в Украине недостаточно развит рынок междуна­родных паромных сообщений. Сказы­вается дефицит флота современных паромных судов, судов типа ро-ро, пас­сажирских, круизных… Развитие па­ромного сообщения также становится в ряд приоритетных.

Своими соображениями по поводу развития международных транспортных проектов поделился национальный се­кретарь ТРАСЕКА Министерства транс­порта и коммуникаций Республики Казахстан Марат Садуов:

— Мы используем все возможности для увеличения количества участников международных проектов. На саммите тюркоязычных государств, куда вхо­дят Казахстан, Кыргызстан, Турция, Азербайджан, был поднят вопрос о при­соединении этих стран к ТРАСЕКА. В конце 2012 года в Измире был подпи­сан меморандум о намерениях в рам­ках этого проекта. Сейчас на повестке дня выполнение плана мероприятий: либерализация тарифов, определе­ние «узких» мест. Для нас ТРАСЕКА важна еще и потому, что способству­ет контейнеризации Казахстана, где в сравнении с Украиной объемы контей­нерных перевозок невелики.

В Казахстане проводится большая работа по увеличению этого грузопо­тока, упрощению таможенных проце­дур. Развиваются связи с Западным Китаем. Строится пограничный центр сотрудничества Харгон, куда будут сте­каться большие объемы товаров раз­ных стран. Для пребывания в этом центре предпринимателям не потре­буется получать визу.

Эксперт ЕС по проекту ТРАСЕКА Ашраф Хамед считает, что Украине для повышения конкурентоспособности нужно развивать собственную инфра­структуру: строить дороги, увеличивать пропускную способность портов. Пример грузинских портов Поти и Батуми гово­рит о том, что развитие их пропускной способности способствовало росту объ­емов транзита. Также Украина должна позиционировать себя, как логистиче­ски привлекательная страна. Нужно, чтобы транзит перемещался не только через морские порты, но и по интермо­дальным коридорам.

«Граница разделяет, а таможня соединяет»

Эти слова генерального секретаря Всемирной таможенной организации не случайно привел в своем докладе Андрей Виденов, эксперт по вопросам таможенного контроля и аудита Миссии ЕС по пограничной помощи Молдове и Украине:

— Государственные контролирую­щие органы должны способствовать развитию торговли, помогать субъек­там внешнеэкономической деятельно­сти быстрее и эффективнее продвигать свои товары. Для этого необходимо упрощать процедуру контроля, первым делом документооборот, исключить ду­блирование информации. Первый шаг на этом пути сделан в Одесском пор­ту, где внедрена информационная си­стема портового сообщества, налажен электронный документооборот. Это со­ответствует европейским стандартам.

Всемирная таможенная органи­зация рекомендует новый вид кон­троля, который практикуется в ЕС и ряде других стран. Поскольку основ­ные объемы грузов перемещаются по морю, то первичный контроль начи­нается в порту отправления, чтобы снизить риски. В пункте назначения осуществляются остальные виды кон­троля. Система «единого окна», вне­дренная в Одесском порту, согласно которой экспедитор (оператор) подает документы в электронном виде один раз, а контролирующие органы обме­ниваются информацией между собой в электронном виде, тесно связана с си­стемой «единой остановки», когда все контролирующие органы одновремен­но в одном месте начинают контроль­ные процедуры.

В ЕС при выполнении контроль­ных процедур практикуют интерна­циональное сотрудничество. В новом кодексе ЕС идет речь о централизован­ной растаможке. Например, немецкая компания (грузовладелец) может об­ратиться в немецкую таможню, пере­дать декларацию на груз, следующий из Марселя в Германию, и таможенные органы Германии и Франции совмест­но проведут контрольные формально­сти еще в порту Марсель.

Скорость и безопасность

Прежде чем в Одесском порту был внедрен первый этап информационной системы портового сообщества (ИСПС), всем участникам этого процесса при­шлось пройти нелегкий путь. Впервые о системе «Единое окно — локальное решение» зашла речь на семинаре под эгидой ООН по упрощению процедур торговли в июне 2011 года в рамках Международной транспортной недели в Одессе. Участники семинара обрати­лись к премьер-министру Украины с просьбой поддержать инициативу о вне­дрении этой системы в отечественных портах. Решено было начать с портов Одесской области, поскольку, как отме­тил советник президента АО «Пласке» Василий Зубков, через порты Одесской области — Одесский, Ильичевский, а также развивающийся терминал в Южном — проходят основные объе­мы контейнеров:

— В 2009—2011 годах на этих тер­миналах постоянно были проблемы с обработкой и документальным оформ­лением контейнеров. Время обработки варьировалось от 1—2 суток до недели и больше. В то время как наши основ­ные конкуренты — порты Прибалтики, Западной Европы — на эти процеду­ры затрачивают 30 минут, максимум час… При оформлении документов на вывоз импортного контейнера экспеди­тор должен был обойти до 30 офисов контролирующих органов. Создавалась благоприятная среда для коррупцион­ных схем…

Одесский порт был выбран в ка­честве базового по решению Межве­домственной рабочей группы по вопросу внедрения системы «Единое окно — ло­кальное решение» в зоне деятельности Южной таможни и портов Одесской об­ласти, созданной по поручению пра­вительства в 2011 году при поддержке Мининфраструктуры и по инициативе Украинского комитета Международной торговой палаты. В течение последних лет специалисты ОМТП продвинулись в этом направлении, разработав и реали­зовав несколько проектов. В том числе электронный пропуск (автоматическая система контроля доступа — АСКД) — оформление многооборотных карт вме­сто бумажных пропусков, электронное планирование заезда автотранспорта в порт, интеграция технических средств (весовые комплексы) в информационную систему порта и другие. Реализация данной системы осуществляется путем создания в порту единой информаци­онной системы портового сообщества в соответствии с рекомендациями ко­миссии ООН.

«Контроль в портах никто не отме­нял, — отметил Зубков. — Внедряются новые формы и средства его проведе­ния. Самое главное, на новую ступень поднимаются взаимоотношения субъ­ектов внешнеэкономической деятель­ности, т.е. грузовладельцев или их представителей и контролирующих ор­ганов… Высокий уровень безопасности строится на электронных цифровых подписях. Именно они используются сейчас в Одесском порту. Это наивыс­ший уровень безопасности для систе­мы, которая содержит информацию с ограниченным доступом и не являет­ся государственной тайной».

В заключение участники конферен­ции выразили готовность продолжать региональный диалог и активное со­трудничество в сфере мультимодальных перевозок и логистики в направлении Европа — Кавказ — Азия. Обсудили тенденции развития контейнерных пе­ревозок, организации поездов комбини­рованного транспорта, автомобильных перевозок с использованием паромно­го сообщения.

Автор: Татьяна ОВРУЦКАЯ

Источник: Порты Украины. – 2013. – № 9. – С. 26 – 27.