В Одессе прошел международный деловой форум «Дунайская синергия», в ходе которого обсуждались возможности развития бизнес-среды Дунайского региона. Мероприятие инициировали Одесская областная государственная администрация и Одесский областной совет, его поддержали центральные органы власти Украины, дипломатические учреждения стран Дунайского региона, международные организации и европейские структуры.
В форуме участвовали народные депутаты Украины, руководители профильных министерств, эксперты в сферах экономики, финансов, юриспруденции, межрегионального сотрудничества, экологии и евроинтеграции, представители бизнеса из Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Молдовы, Румынии, Сербии, Словакии, Украины и Хорватии. Участники получили возможность наладить и расширить сотрудничество с коллегами из других стран, ознакомиться с особенностями ведения бизнеса и привлечения инвестиций на внутреннем рынке Евросоюза, изучить перспективы региона, связанные с активизацией трансграничного и кроссрегионального сотрудничества.
Участников столь представительного форума приветствовал от имени Президента Украины Виктора Януковича советник президента Валерий Пустовойтенко, который в начале 2000-х был министром транспорта Украины и проблемы Придунавья знает не понаслышке. Он выразил сожаление, что дунайские порты теряют грузовую базу, которую в свое время стимулировали специальными льготными тарифами. На форум Валерий Пустовойтенко приехал выполнять поручение Президента — способствовать установлению деловых контактов с потенциальными инвесторами в экономику Одессы и Одесской области.
За последнее время был принят ряд законов, которые способствуют улучшению инвестиционного климата в Украине, развитию частного бизнеса. К сожалению, отметил Пустовойтенко, внедрение их в жизнь идет медленно. На заседании экономического совета Президент страны Виктор Янукович сделал серьезное замечание экономическому блоку Кабинета Министров в связи с невыполнением закона о стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест, который вступил в силу с начала 2013 года. Этот документ предусматривает специальное налоговое обложение и финансовую господдержку развивающимся предприятиям. Например, если в ходе реализации инвестпроекта малое предприятие создает 25 новых рабочих мест, то получает от государства примерно 500 тыс. евро, среднее предприятие за 50 дополнительных мест могут поощрить на сумму в 1 млн евро. Крупное предприятие, создавшее 150 и 300 рабочих мест, получает соответственно 3 или 15 млн евро. Это очень перспективная программа для подъема экономики депрессивных районов через реализацию инвестпроектов, создание по одному новому пред-приятию в каждом сельском районе, в каждом небольшом городке, считает Пустовойтенко.
В 2010 году Украина принимала активное участие в разработке Стратегии ЕС для Дунайского региона. В 2012 году Одесский облсовет, основываясь на
приоритетах Еврокомисии и Стратегии ЕС, утвердил региональную программу, направленную на повышение конкурентоспособности придунайского экономического субрегиона. Этот документ рассчитан на 10 лет, учитывает интерес каждой из общин Придунавья, уделяет внимание развитию трансграничного сотрудничества, прежде всего, в пределах Еврорегиона «Нижний Дунай», членом которого Одесская область является уже 15 лет.
Но это общая канва принятых документов. Если заглянуть вглубь, то эти и другие решения больших изменений в жизнь депрессивного региона не внесли. Народный депутат Украины Сергей Гриневецкий признался, что наиболее эффективно реализовыва-лась комплексная Программа развития украинского Придунавья, принятая в 2004 году, когда министром транспорта был Георгий Кирпа. Тогда реально было много сделано, в том числе, чтобы Украина получила выход по Дунаю к Черному морю, чтобы заработали дунайские транспортные коридоры, чтобы по ним за счет организации интермодальных перевозок пошли грузопотоки из Скандинавии, Прибалтики, России, Беларуси, с выходом через украинские порты на Турцию и Балканы.
По мнению Сергея Гриневецкого, из-за непонимания важности и страте-гичности этого региона для Украины профильные министерства и МИД страны недооценивают ситуацию и, к сожалению, практически не участвовали в создании европейской Стратегии для Дуная. Как результат — Украина не имеет ни одного направления, в котором бы она участвовала хотя бы в качестве модератора.
Любопытно, что идея синергии (множащийся эффект от взаимодействия двух или более факторов) пронизывает последние европейские документы. В них речь идет не о создании условий для свободной конкуренции как основного фактора развития рынка, а о сотрудничестве конкурентов. Главная цель Дунайской Стратегии именно в развитии сотрудничества.
Основные вопросы, на которых региону надо сконцентрировать усилия, — транспорт, энергетика, туризм. К группе общих проблем региона Гриневецкий отнес климатические изменения, вопросы, связанные с коррупцией, с торговлей людьми, с энергетической, экологической безопасностью и политические противостояния.
Президент совета уезда Галац (Румыния) Николае Добровичи-Бакалба-ша был более резок в оценке многолетней работы по спасению ситуации на Нижнем Дунае, поэтому не раз срывал аплодисменты собравшихся:
— Вопрос развития Дуная уже звучит, как шутка. Мы все время об этом говорим, создали даже Еврорегион «Нижний Дунай» и ничего не сделали.
Эта река — огромное богатство и потенциальный мотор развития для всех придунайских государств, главным образом, я считаю, на Нижнем Дунае. И разве не странно, что этот регион с точки зрения экономики стал пустым местом. Возможно, нам в этом помогли. Не могу забыть, что во время югославского конфликта мосты бомбили не с концов, что было бы логичнее, а посредине. Трудно понять, как река, на которой завязаны многие геополитические вопросы, которая в свое время стала причиной Крымской войны, которая стояла у истоков первой общеевропейской организации — Дунайской комиссии, которая официально считается 7-м транспортным коридором ЕС, в итоге почти ничего не перевозит — ее судоходные возможности используются всего на 7 %.
Николае Добровичи-Бакалбаша коснулся новой неожиданной проблемы для Дуная. В связи с изменением климата теперь и летом стало трудно перевозить грузы из-за сильных разливов. Надо все время прочищать каналы, фарватер. Это стоит денег. Болгария, которая разделяет с Румынией среднюю часть Дуная, этого не делает. К сожалению, нет никакого международного инструмента, чтобы заставить страну чистить реку. Это тема, о которой стоит подумать.
ЕС в последнее время, наконец, зашевелился, просчитав, какие деньги можно получить, развивая судоходство по крупнейшей реке Европы. Но то, что до сих пор ни Румыния, ни Молдова, ни Одесса (не говорю Украина, потому что Одесса сама по себе очень сильный экономический самостоятельный фактор) не смогли объединить свои усилия, — недопустимо, считает президент совета уезда Галац.
Выступая в ходе одного из дискуссионных блоков форума «Реализации транспортного (транзитного) потенциала Нижнего Дуная», начальник управления морехозяйственного комплекса, транспорта и связи Одесской облгос-администрации Александр Илько согласился с тем, что препятствий для объединения усилий стран-соседей по Дунаю нет.
В ходе форума, например, были достигнуты предварительные договоренности с представителями из Румынии и Молдовы о создании общей инфраструктуры для развития речного туризма. В Одесской области, сказал Александр Илько, действуют, по сути, европейские правила регистрации для работы маломерного флота. Мы, например, готовы вводить в эксплуатацию базы маломерного флота, где можно будет безопасно хранить суда.
На трех экономических столпах держится экономика региона, считает председатель правления ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» Александр Долгов. Это предприятия море-хозяйственного комплекса, сельское хозяйство и туризм. Инфраструктура Придунавья полностью была завязана на работе морехозяйственного комплекса. Действовали три судоремонтных и один судостроительный завод; Дунайское пароходство, которое осуществляло более 70 % перевозок по Дунаю; два порта — Измаильский и Ренийский — с суммарным потенциалом перевалки около 24 млн тонн в год. К сожалению, сегодня мощности используются максимум на 10-15 %. Суммарная перевалка названных портов за 2012 год составила около 4 млн тонн, объем перевозок Дунайского пароходства — 1,8 млн тонн. Туризм находится в зачаточном состоянии, хотя для него есть основные базовые условия, в том числе наличие Дунайского биосферного заповедника, единственного в своем роде на всем протяжении Дуная.
— Но не все так печально, — считает Александр Долгов. — В прошлом году был создан координационный совет морехозяйственного комплекса. Этим был сделан первый шаг к объединению интересов судоходства и портовиков. И уже есть результаты. Мы начинаем привлекать на себя те грузы, которые были в последнее время перепрофилированы на другие средства доставки. В частности, вернулись в Измаильский порт слябы Алчевского комбината, российские, узбекские транзитные грузы, создаются условия для возвращения железорудного сырья. Серьезно прорабатывается вопрос открытия контейнерной линии Констанца — Измаил. Порт Рени находится в особых условиях: там действует закон о специальной экономической зоне, даны весьма существенные привилегии для инвесторов, и частный бизнес там начал достаточно успешно работать.
Развитие судоходного пути по Дунаю, от верховья до Констанцы, поддерживается Евросоюзом. Мы, к сожалению, тут конкурировать не можем, говорит президент Дунайского пароходства. Но можем сотрудничать. Уверен, при объединении усилий и правильной диспетчеризации грузопотоков как раз и может проявиться эффект синергии. Констанца — большой морской порт. Их интересуют крупные партии грузов — 20—40 тыс. тонн, а нашим портам интересны 3—10-тысячные партии. Простая диспетчеризация грузопотоков позволит уйти от конкуренции, и каждый из портов получит свой экономический эффект.
В рамках форума также были рассмотрены другие приоритетные направления развития сотрудничества и экономической интеграции.
Второй день участники международной встречи провели в поездках: посетили дунайскую Венецию — город Вилково, Дунайский биосферный заповедник, «нулевой километр» — место, где река впадает в Черное море — словом, на практике познакомились с проблемами развития «зеленой экономики» и возможностями развития туризма в регионе Нижнего Дуная.
Автор: Валентина ВАСИЛЬЕВА
Источник: Порты Украины. – 2013. – № 9