Закон «О морских портах Украины», принятый в прошлом году, инициировал процесс глубоких и комплексных преобразований портового хозяйства страны. Они касаются и системы управления безопасностью портовой деятельности во всех ее компонентах. |
Первостепенным является обеспечение техногенной безопасности порта, навигационной безопасности судоходства в портовых водах, а также безопасности стоянки судов у причалов. Но в новых законодательных условиях появляется масса вопросов, требующих незамедлительных ответов.
Где граница ответственности между эксплуатантами терминалов — портовыми операторами и Администрацией морских портов Украины (АМПУ) — в случае возникновения аварии в портовых водах или при проведении работ в порту у причалов?
Какова правовая основа и процедуры взаимоотношений между портовыми операторами и АМПУ при реализации контрольно-надзорных функций?
Как гармонизировать обязательства по обеспечению безопасности и интересы бизнеса?
В настоящей публикации содержится попытка ответить на эти и другие вопросы, связанные с портовой реформой в Украине.
Один из возможных ответов на поставленные вопросы заключается в том, чтобы роль координатора мероприятий по безопасности портовой деятельности была поручена от имени АМПУ специальному назначенному лицу по системе управления безопасностью порта (НЛ СУБ). Уже сегодня фактически НЛ СУБ выполняет функции координатора по вопросам безопасности в рамках действующего отраслевого приказа №904 от 20.11.03 «Про затвердження положення про систему управління безпекою судноплавства на морському і річному транспорті». На наш взгляд, расположенные на территории порта субъекты хозяйственной деятельности, т.е. портовые операторы (стивидорные компании) должны в своем штате иметь НЛ СУБ терминала, которое находилось бы в оперативном подчинении у НЛ СУБ порта, как уполномоченного представителя администрации.
Нами предлагается нижеследующая схема участия НЛ СУБ в отношениях между АМПУ и портовыми операторами.
Из схемы видно, что ответственность за организацию выполнения работ по обеспечению эффективности функционирования системы управления безопасностью порта, в частности, техногенной, навигационной безопасности и реализации регуляторной политики в сфере безопасности несет НЛ СУБ порта, находящееся непосредственно в административном подчинении у начальника порта.
Служба главного диспетчера и служба главного инженера находятся посредственно во взаимодействии с постоянно действующей оперативной группой системы управления безопасностью порта. НЛ СУБ субъектов хозяйствования — стивидорных компаний и других терминальных операторов также находятся во взаимодействии с вышеназванной постоянно действующей оперативной группой СУБ (С) порта.
К функциональным обязанностям службы заместителя начальника порта по эксплуатации (гл. диспетчера) относятся:
– оперативное руководство технологической безопасностью в целом по порту;
– расстановка судов на рейдовых якорных стоянках и расположение их по причалам;
– взаимодействие с государственными, контрольно-надзорными, инспектирующими органами, которые контролируют соблюдение требований навигационной, экологической и техногенной безопасности при нахождении судов в порту.
К функциональным обязанностям службы главного инженера порта относятся:
– обеспечение круглосуточного доступа персонала аварийно-спасательных подразделений ко всем участкам причалов и к пришвартованным к ним судам;
– обеспечение объявленных глубин у причалов и на подходных каналах;
– организация технической безопасности и обеспечение выполнения мероприятий по поддержанию гидротехнических сооружений в эксплуатационном состоянии, а также оценка их остаточного ресурса;
– обеспечение соблюдения требований техногенной безопасности по порту в целом;
– взаимодействие с государственными надзорными и контролирующими органами, в частности, со службой капитана порта по проблеме навигационной безопасности и по проблеме техногенной безопасности, предотвращения аварийных ситуаций и ликвидации их последствий экологического характера, которые могут возникнуть на территории порта и в портовых водах.
Поскольку до вступления в силу Закона осталось мало времени, на наш взгляд, следует активизировать процесс разработки правовых основ взаимодействия Администрацией морских портов Украины и портовых операторов.
Для этого целесообразно привлечь профильных специалистов портов, научно-исследовательских институтов и учебных заведений и сформировать из них комплексную рабочую группу для разработки необходимых нормативных документов:
■ типовое положение о взаимодействии АМПУ с субъектами портовой деятельности — портовыми операторами при расследовании причин аварий в порту и портовых водах;
■ типовое положение о постоянно действующей оперативной группе СУБ (С) порта, а также мониторинге и внутреннем аудите функционирования СУБ (С) порта;
■ отраслевой регламент необходимого и достаточного уровня компетентности персонала, участвующего в обеспечении безопасности жизнедеятельности портового хозяйства Украины, с обязанностью прохождения им первичного обучения и регулярной проверки уровня компетенции в профильных учебных заведениях повышения квалификации не реже, чем один раз в три года.
Для реализации заявленных предложений Институт морехозяйства и предпринимательства организует серию учебно-консультативных семинаров. Приглашаем в партнеры учреждения и организации, имеющие отношение к данной проблеме и заинтересованные в ее цивилизованном разрешении.
Схема участия НЛ СУБ в отношениях между АМПУ и портовыми операторами
Начальник порта Назначенное лицо по СУБ (С) порта |
Служба Служба Постоянно действующая оперативная группа СУБ (С) порта
заместителя главного инженера Назначенные лица СУБ (С) субъектов хозяйствования – стивидорных компаний (портовых операторов)
начальника порта по эксплуатации (гл. диспетчер порта)
|