Управление безопасностью судоходства и закон о портах

1 Мар
Закон «О морских портах Украины», принятый в прошлом году, ини­циировал процесс глубоких и комплексных преобразований порто­вого хозяйства страны. Они касают­ся и системы управления безопасно­стью портовой деятельности во всех ее компонентах.

Первостепенным является обеспе­чение техногенной безопасности порта, навигационной безопасности судоход­ства в портовых водах, а также без­опасности стоянки судов у причалов. Но в новых законодательных услови­ях появляется масса вопросов, тре­бующих незамедлительных ответов.

Где граница ответственности между эксплуатантами терминалов — порто­выми операторами и Администрацией морских портов Украины (АМПУ) — в случае возникновения аварии в порто­вых водах или при проведении работ в порту у причалов?

Какова правовая основа и процеду­ры взаимоотношений между портовы­ми операторами и АМПУ при реализа­ции контрольно-надзорных функций?

Как гармонизировать обязательства по обеспечению безопасности и инте­ресы бизнеса?

В настоящей публикации содержится попытка ответить на эти и другие вопросы, связанные с портовой реформой в Украине.

Один из возможных ответов на по­ставленные вопросы заключается в том, чтобы роль координатора мероприятий по безопасности портовой деятельно­сти была поручена от имени АМПУ специальному назначенному лицу по системе управления безопасностью порта (НЛ СУБ). Уже сегодня факти­чески НЛ СУБ выполняет функции координатора по вопросам безопасно­сти в рамках действующего отрасле­вого приказа №904 от 20.11.03 «Про затвердження положення про систему управління безпекою судноплавства на морському і річному транспорті». На наш взгляд, расположенные на терри­тории порта субъекты хозяйственной деятельности, т.е. портовые операто­ры (стивидорные компании) должны в своем штате иметь НЛ СУБ терминала, которое находилось бы в опера­тивном подчинении у НЛ СУБ порта, как уполномоченного представителя администрации.

Нами предлагается нижеследующая схема участия НЛ СУБ в отношениях между АМПУ и портовыми операторами.

Из схемы видно, что ответственность за организацию выполнения работ по обеспечению эффективности функционирования системы управления безопасностью порта, в частности, техногенной, навигационной безопасности и реализации регуляторной политики в сфере безопасности несет НЛ СУБ порта, находящееся непосредственно в административном подчинении у начальника порта.

Служба главного диспетчера и служба главного инженера находятся посредственно во взаимодействии с постоянно действующей оперативной группой системы управления безопасностью порта. НЛ СУБ субъектов хозяйствования — стивидорных компаний и других терминальных операторов также находятся во взаимодействии с вышеназванной постоянно действующей оперативной группой СУБ (С) порта.

К функциональным обязанностям службы заместителя начальника порта по эксплуатации (гл. диспетчера) относятся:

– оперативное руководство технологической безопасностью в целом по порту;

– расстановка судов на рейдовых якорных стоянках и расположение их по причалам;

– взаимодействие с государственны­ми, контрольно-надзорными, ин­спектирующими органами, которые контролируют соблюдение требо­ваний навигационной, экологиче­ской и техногенной безопасности при нахождении судов в порту.

К функциональным обязанностям службы главного инженера порта от­носятся:

– обеспечение круглосуточного до­ступа персонала аварийно-спаса­тельных подразделений ко всем участкам причалов и к пришвар­тованным к ним судам;

– обеспечение объявленных глубин у причалов и на подходных кана­лах;

– организация технической безопас­ности и обеспечение выполнения мероприятий по поддержанию гидротехнических сооружений в экс­плуатационном состоянии, а также оценка их остаточного ресурса;

– обеспечение соблюдения требова­ний техногенной безопасности по порту в целом;

– взаимодействие с государственными надзорными и контролирующими органами, в частности, со службой капитана порта по проблеме нави­гационной безопасности и по про­блеме техногенной безопасности, предотвращения аварийных ситуа­ций и ликвидации их последствий экологического характера, которые могут возникнуть на территории порта и в портовых водах.

Поскольку до вступления в силу За­кона осталось мало времени, на наш взгляд, следует активизировать процесс разработки правовых основ взаимодей­ствия Администрацией морских пор­тов Украины и портовых операторов.

Для этого целесообразно привлечь профильных специалистов портов, научно-исследовательских институтов и учебных заведений и сформировать из них комплексную рабочую группу для разработки необходимых нормативных документов:

■   типовое положение о взаимодей­ствии АМПУ с субъектами портовой деятельности — портовыми операторами при расследовании причин аварий в порту и портовых водах;

■     типовое положение о постоянно действующей оперативной группе СУБ (С) порта, а также мониторин­ге и внутреннем аудите функцио­нирования СУБ (С) порта;

■     отраслевой регламент необходимого и достаточного уровня компетент­ности персонала, участвующего в обеспечении безопасности жизне­деятельности портового хозяйства Украины, с обязанностью прохож­дения им первичного обучения и регулярной проверки уровня ком­петенции в профильных учебных заведениях повышения квалифи­кации не реже, чем один раз в три года.

Для реализации заявленных пред­ложений Институт морехозяйства и предпринимательства организует серию учебно-консультативных семинаров. Приглашаем в партнеры учреждения и организации, имеющие отношение к данной проблеме и заинтересованные в ее цивилизованном разрешении.

Схема участия НЛ СУБ в отношениях между АМПУ и портовыми операторами

Начальник порта                                                         Назначенное лицо по СУБ (С) порта

Служба                             Служба                                                 Постоянно действующая оперативная группа СУБ (С) порта

заместителя                  главного инженера                      Назначенные лица СУБ (С) субъектов хозяйствования –                                                                                                                                     стивидорных компаний (портовых операторов)

начальника

порта по эксплуатации

(гл. диспетчер порта)

Руководители служебных подразделений порта, непосредственно обеспечивающие функционирование СУБ (С) порта

Персонал портовых объектов, прямо или косвенно имеющих отношение к обслуживанию объектов СУБ (С) порта

(В точности связи и отношения между АМПУ и портовыми операторами воспроизвести не удалось по техническим причинам)

Автор:

Владимир ШАРАПОВ, заведующий кафедрой Института морехозяйства и предпринимательства
Источник: Порты Украины. – 2013. – №1. – С. 42 -43.