На 47-м заседании комитета Парижского меморандума о взаимопонимании по контролю стран порта был утвержден очередной перечень государств, составленный по итогам оценки состояния и деятельности судов, которые ходят под их флагами. |
Эти результаты свидетельствуют о позитивных тенденциях: Украина поднялась на 7 позиций, закрепившись в «сером» списке. Это тем более приятно, что из «черного» списка Украина вышла только в прошлом году.
«Такая положительная динамика, прежде всего, свидетельствует об успешном результате деятельности «Укрморречинспекции», которая осуществляет контроль государства флага судов», — отмечается в официальном сообщении ведомства.
Вышеупомянутый перечень готовится ежегодно и включает в себя три списка («белый», «серый» и «черный»), в которые вносят так называемые «флаги» — от самых надежных до самых неблагополучных.
Всего в перечень включено 75 стран.
В 2013 году было проведено 17687 инспекций, что приблизительно на 3 % меньше, чем годом ранее. В среднем на судно это составляет 1,3 инспекции в год. Снижение количества инспекций, которые имели место с момента введения в действие Нового инспекционного режима в январе 2011 года, наблюдалось и в 2012 году. Новой характерной чертой этого режима является то, что критерии оценки ежегодных инспекций для каждого государства-члена Парижского меморандума основываются не на анализе судозаходов, а на данных, связанных с перемещениями судна. При этом чем выше оценка инспекторов, тем длиннее интервал между инспекциями. Вследствие такого подхода количество инспекций в регионе Меморандума падает, но зачастую увеличивается количество задержаний.
Часть «Белого», «Серого» и «Черного» списков Парижского меморандума, вступивших в силу с 1 июля 2014 года.
(по техническим причинам не приводится)
В 2011 году количество выявленных недостатков на судах составило 50718. В 2012 году это число несколько снизилось — до 49261. В 2013 году оно снизилось совсем незначительно — до 49024.
58 % инспекций выявили на судах один или несколько недостатков (годом ранее — 57 %). При этом в среднем на судне инспекторы выявили 2,8 недостатка в 2013 году. Некоторые из этих недостатков непосредственным образом затрагивают вопросы безопасности судна, здоровья членов экипажа или экологические. В этом случае судно задерживается. Иногда одни и те же суда задерживались по нескольку раз в 2013 году. В сравнении с 2012 годом количество задержаний практически не изменилось — 668 в прошлом году против 669 годом ранее. 3,78 % инспекций привели к столь печальному результату.
В прошлом году в «белом» списке Парижского меморандума оказалось 46 флагов, 19 флагов попали в «серый список», а 10 — в «черный». Отметим, что в 2012 году количество флагов во всех трех списках составляло 78 (45, 19 и 14 соответственно).
«Белый» список представляет «качественные» флаги, чрезвычайно редко задерживаемые инспекторами. В 2013 году он «удлинился» на один флаг. Новые страны в списке — Казахстан, Саудовская Аравия и Швейцария, в 2012 году занимавшие позиции в «сером» списке.
На первом месте оказалась Франция, чей флаг в прошлом году означал высшие показатели по результатам инспекций. Вслед за французским — флаги Норвегии, Швеции, Дании и Италии.
В 2013 году в «сером» списке оказалось 19 флагов (столько же — годом ранее). «Новичками» списка стали флаги Грузии, Ливана, Сент-Китс и Невиса, Ливии и Албании. Отметим, что это можно считать успехом, поскольку в 2012 году перечисленные страны занимали места в «черном» списке.
Флаги, заслуженно вызывающие у инспекторов наибольшие подозрения, это флаги Танзании, Гондураса, Доминики и Того. Эти страны заняли последние места в «черном» списке Парижского меморандума.
Чаще всего в прошлом году задерживались суда для перевозки генеральных грузов и многоцелевые. За ними следуют яхты, осуществляющие коммерческие пассажирские перевозки, буксиры, рефрижераторы и балкеры.
Комитет Парижского меморандума внимательно следит за деятельностью классификационных обществ, осуществляющих инспектирование. В 2013 году выше всего Комитет оценил деятельность таких признанных обществ, как Lloyd’s Register, American Bureau of Shipping и Der Norske Veritas. Вызывающими наименьшее доверие среди признанных обществ оказались в прошлом году INCLAMAR, Bulgarian Register of Shipping (BRS) и Universal Shipping Bureau Inc. (USB).
Какие же недостатки на судах оказались наиболее частыми из выявленных инспекциями? Основные «непорядки» можно разделить на нарушения, касающиеся:
■ сертификатов и документации;
■ пожарной безопасности;
■ навигационной безопасности;
■ условий труда и жизни на судне.
Перечисленные категории составляют примерно 55 % выявленных нарушений. При этом на долю нарушений в вопросах судовых сертификатов, сертификатов членов экипажа и прочей документации пришлось 4,5 %, или 6836 в абсолютных цифрах (в 2012 году — 7158).
Нарушения навигационной безопасности составили 13,98 “о (годом ранее — 13,84 %). Против пожарной безопасности грешили в прошлом году тоже изрядно: в 13.57 . выявленных нарушений, и это 6637 случаев. На долю экологических нарушений пришлось 5.9 “о, или 1060 случаев. Что касается неприемлемых условий работы и жизни на судах, то это 14.82 % всех выявленных нарушений (в 2012 году — 14.71 %).
По материалам иностранных СМИ: Марк ШЕВЧЕНКО
Источник: Порты Украины. – 2014. – № 7. – С. 44 – 45.