СОВРЕМЕННЫЕ САНКЦИИ – НОВОЕ ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

16 Май

Санкции уже длительное время используются государст­вами и международными организациями в международных отношениях. Традиционно нарушение санкций влечет на­ступление неблагоприятных последствий для лиц, их нару­шивших. Принуждение к исполнению санкций, как пра­вило, осуществляется государствами, которые действуют в пределах своей юрисдикции, даже в случае введения санк­ций международными организациями. Регуляторы в США и в Европейском союзе, вероятно, не удовлетворенные относительной эффективностью санк­ций, введенных ими до недавнего времени, приняли меры к повышению их эффективности. Осуществленный анализ выявил две жизненно важные точки на теле международ­ной торговли, а именно: валюту США и страхование, воз­действуя на которые можно значительным образом повы­сить уровень эффективности действия санкций.


Санкции, введенные в послед­нее время, предусматри­вают не только запрет опреде­ленной коммерческой активно­сти, например экспорт или им­порт определенных товаров, но и запрещают предоставление страховых и иных услуг лицам, могущим быть вовлеченными в запрещенную деятельность. Данное нововведение позволяет значительно расширить круг субъектов, которые вынуждены учитывать действие санкций в своей повседневной жизни, так как большая часть международ­ной торговли осуществляется в долларах США, а страховое по­крытие или перестрахование предоставляется организациями, находящимися в США или Евро­пейском союзе. Обусловливается это тем, что нарушение санкций может привести к тому, что такие лица могут лишиться воз­можности оперировать в доллаpax США и иметь доступ к круп­нейшим страховым рынкам.

В части морского страхования под действие санкций подпа­дают страховые услуги по каско, страхованию грузов, а также страхование ответственности перед третьей стороной. В этой части особое внимание следует обратить на US Comprehensive Iran Sanctions Accountability and Divestment Act (CISADA) и European Union Council Regulation I 267/2012 (Reg 267).

CISADA вступил в силу 1 июля 2010 года. Статья 102B акта устанавливает следующее: “Underwriting or entering onto a contract to provide insurance or reinsurance…” в отношении деятельности, которая «…directly and significantly contribute to the enhancement of Iran’s ability to import refined petroleum products including… providing ships or shipping services to deliver refined petroleum products to Iran».

Данный акт сконструирован для экстерриториального дей­ствия и направлен на регулиро­вание страховой деятельности за пределами юрисдикции США. CISADA устанавливает наказа­ния для судовладельцев, опера­торов судов и страховщиков, ко­торые нарушают правила акта. Устанавливая такое правило, ре­гуляторы ожидают, что отсут­ствие страхования (каско, груз, Р&1 и пр.) затруднит или сделает невозможным перевозки опреде­ленных грузов в страны, подпа­дающие под действие санкции, или из них, что направлено на повышение эффективности дей­ствия санкций. Но это также по­рождает массу пустых хлопот в виде дополнительных рисков для лиц, не вознамерившихся нарушать санкции. Точно устано­вить, что в соответствии с актом является допустимым, а что нет, не представляется возможным в силу неясности его текста.

CISADA дает полномочия пре­зиденту США запрещать финан­совым институтам США иметь какие-либо отношения с опреде­ленными лицами. Например, президент США может запре­тить американским банкам пре­доставление банковских услуг, включая банковские переводы, в отношении лиц, нарушающих санкции. Указанные запреты осуществляются в рамках административных полномочий без решения суда.

Обжалование таких решений затруднено и может занять до нескольких месяцев.

Европейское законодатель­ство, в частности, запрещает транспортировку иранской сы­рой нефти, нефтепродуктов, а также нефтехимических продук­тов и страхование указанной транспортировки.

Статьи 11 и 14 European Union Council Regulation 267/2012 (Reg 267) устанавливают: «It shall be prohibited to provide directly or indirectly insurance and reinsu­rance related to the transport of crude oil [petrochemical products] and petroleum products of Iranian origin or that have been imported from lran».

Запрет распространяется как на груз, так и на бункер. Законо­дательство, как упоминалось ранее, имеет экстерриториаль­ное действие. Его целью яв­ляется предотвращение тор­говли со странами, в отношении которых введены санкции, путем запрета предоставления соответствующих страховых услуг.

В клубах взаимного страхования, входящих в Международную группу, застраховано 95% мирового танкерного флота. Подавляющее большинство указанных клубов расположено в Европе. Следовательно, они обязаны учитывать наличие санкций в своей деятельности.

Неевропейские клубы, в частности, китайский и корейский, в значительной мере размещают свое перестрахование в Европе или США, соответственно они не могут не учитывать содержание санкций в своей повседневной работе.

В каждый из указанных клубов входят сотни и тысячи судов. Менеджеры клубов не имеют практической возможности контролировать операции судов, застрахованных в клубе. Скорее его, менеджеры клуба узнают о нарушении санкций судном, входящим в клуб, от властей. На практике это означает, что клуб может быть квалифицирован в качестве организации, нарушив­шей санкции без вины, но со всеми вытекающими отсюда по­следствиями.

И CISADA, и European Union Council Regulation 267/2012 (Reg 267) практически переносят бремя доказывания наличия или отсутствия соответствующих об­стоятельств на страховую орга­низацию нарушителя.

С учетом вышеизложенных рисков все клубы взаимного страхования, входящие в Между­народную группу, внесли изме­нения в свои правила, суть кото­рых сводится к следующему:

  • Покрытие автоматически прекращается в том случае, если судно создает риск нарушения санкций клубом взаимного стра­хования.
  • Запрещаются платежи клуба, которые могут создать для него риск нарушения санк­ций.
  • В случаях, когда клуб из-за нарушения санкций членом не сможет получить все причитающееся ему по перестрахованию соответствующих рисков, ответ­ственность клуба по отношению к его члену ограничивается над­лежащим образом.
  • Все требования к клубу, вы­текающие из рейса, в ходе кото­рого были нарушены санкции, рассматриваются Советом ди­ректоров клуба.

Соответствующее изменение было внесено в соглашение о пуле Международной группы.

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что бенефициа­рами клубного страхования (P&I) являются третьи лица. Они становятся жертвами морских происшествий, не являются объ­ектами санкций, но в силу ис­пользуемого механизма санкций могут оказаться их жертвами.

Можно ожидать определен­ного влияния санкций на страхо­вой рынок в части перераспреде­ления бизнеса между его различ­ными сегментами.

Следует также предположить, что в результате действия санк­ций в Мировом океане появи­лось значительное количество судов, ответственность которых теперь застрахована в иранском клубе Kish P&I club. Качество его покрытия не тестировалось.

Страхование играет большую роль в финансировании судоходства. Прекращение страхования
или возникновение неопределенности в части страхования в силу санкций аффектируют и
эту часть международного торгового судоходства.

Автор:

Владимир МЕДНИКОВ,

заместитель генерального директора, член правления ОАО «Совкомфлот»

Источник: Морское страхование. – 2013. – № 2. – С. 28 – 31.