Санкции уже длительное время используются государствами и международными организациями в международных отношениях. Традиционно нарушение санкций влечет наступление неблагоприятных последствий для лиц, их нарушивших. Принуждение к исполнению санкций, как правило, осуществляется государствами, которые действуют в пределах своей юрисдикции, даже в случае введения санкций международными организациями. Регуляторы в США и в Европейском союзе, вероятно, не удовлетворенные относительной эффективностью санкций, введенных ими до недавнего времени, приняли меры к повышению их эффективности. Осуществленный анализ выявил две жизненно важные точки на теле международной торговли, а именно: валюту США и страхование, воздействуя на которые можно значительным образом повысить уровень эффективности действия санкций.
Санкции, введенные в последнее время, предусматривают не только запрет определенной коммерческой активности, например экспорт или импорт определенных товаров, но и запрещают предоставление страховых и иных услуг лицам, могущим быть вовлеченными в запрещенную деятельность. Данное нововведение позволяет значительно расширить круг субъектов, которые вынуждены учитывать действие санкций в своей повседневной жизни, так как большая часть международной торговли осуществляется в долларах США, а страховое покрытие или перестрахование предоставляется организациями, находящимися в США или Европейском союзе. Обусловливается это тем, что нарушение санкций может привести к тому, что такие лица могут лишиться возможности оперировать в доллаpax США и иметь доступ к крупнейшим страховым рынкам.
В части морского страхования под действие санкций подпадают страховые услуги по каско, страхованию грузов, а также страхование ответственности перед третьей стороной. В этой части особое внимание следует обратить на US Comprehensive Iran Sanctions Accountability and Divestment Act (CISADA) и European Union Council Regulation I 267/2012 (Reg 267).
CISADA вступил в силу 1 июля 2010 года. Статья 102B акта устанавливает следующее: “Underwriting or entering onto a contract to provide insurance or reinsurance…” в отношении деятельности, которая «…directly and significantly contribute to the enhancement of Iran’s ability to import refined petroleum products including… providing ships or shipping services to deliver refined petroleum products to Iran».
Данный акт сконструирован для экстерриториального действия и направлен на регулирование страховой деятельности за пределами юрисдикции США. CISADA устанавливает наказания для судовладельцев, операторов судов и страховщиков, которые нарушают правила акта. Устанавливая такое правило, регуляторы ожидают, что отсутствие страхования (каско, груз, Р&1 и пр.) затруднит или сделает невозможным перевозки определенных грузов в страны, подпадающие под действие санкции, или из них, что направлено на повышение эффективности действия санкций. Но это также порождает массу пустых хлопот в виде дополнительных рисков для лиц, не вознамерившихся нарушать санкции. Точно установить, что в соответствии с актом является допустимым, а что нет, не представляется возможным в силу неясности его текста.
CISADA дает полномочия президенту США запрещать финансовым институтам США иметь какие-либо отношения с определенными лицами. Например, президент США может запретить американским банкам предоставление банковских услуг, включая банковские переводы, в отношении лиц, нарушающих санкции. Указанные запреты осуществляются в рамках административных полномочий без решения суда.
Обжалование таких решений затруднено и может занять до нескольких месяцев.
Европейское законодательство, в частности, запрещает транспортировку иранской сырой нефти, нефтепродуктов, а также нефтехимических продуктов и страхование указанной транспортировки.
Статьи 11 и 14 European Union Council Regulation 267/2012 (Reg 267) устанавливают: «It shall be prohibited to provide directly or indirectly insurance and reinsurance related to the transport of crude oil [petrochemical products] and petroleum products of Iranian origin or that have been imported from lran».
Запрет распространяется как на груз, так и на бункер. Законодательство, как упоминалось ранее, имеет экстерриториальное действие. Его целью является предотвращение торговли со странами, в отношении которых введены санкции, путем запрета предоставления соответствующих страховых услуг.
В клубах взаимного страхования, входящих в Международную группу, застраховано 95% мирового танкерного флота. Подавляющее большинство указанных клубов расположено в Европе. Следовательно, они обязаны учитывать наличие санкций в своей деятельности.
Неевропейские клубы, в частности, китайский и корейский, в значительной мере размещают свое перестрахование в Европе или США, соответственно они не могут не учитывать содержание санкций в своей повседневной работе.
В каждый из указанных клубов входят сотни и тысячи судов. Менеджеры клубов не имеют практической возможности контролировать операции судов, застрахованных в клубе. Скорее его, менеджеры клуба узнают о нарушении санкций судном, входящим в клуб, от властей. На практике это означает, что клуб может быть квалифицирован в качестве организации, нарушившей санкции без вины, но со всеми вытекающими отсюда последствиями.
И CISADA, и European Union Council Regulation 267/2012 (Reg 267) практически переносят бремя доказывания наличия или отсутствия соответствующих обстоятельств на страховую организацию нарушителя.
С учетом вышеизложенных рисков все клубы взаимного страхования, входящие в Международную группу, внесли изменения в свои правила, суть которых сводится к следующему:
- Покрытие автоматически прекращается в том случае, если судно создает риск нарушения санкций клубом взаимного страхования.
- Запрещаются платежи клуба, которые могут создать для него риск нарушения санкций.
- В случаях, когда клуб из-за нарушения санкций членом не сможет получить все причитающееся ему по перестрахованию соответствующих рисков, ответственность клуба по отношению к его члену ограничивается надлежащим образом.
- Все требования к клубу, вытекающие из рейса, в ходе которого были нарушены санкции, рассматриваются Советом директоров клуба.
Соответствующее изменение было внесено в соглашение о пуле Международной группы.
Особое внимание хотелось бы обратить на то, что бенефициарами клубного страхования (P&I) являются третьи лица. Они становятся жертвами морских происшествий, не являются объектами санкций, но в силу используемого механизма санкций могут оказаться их жертвами.
Можно ожидать определенного влияния санкций на страховой рынок в части перераспределения бизнеса между его различными сегментами.
Следует также предположить, что в результате действия санкций в Мировом океане появилось значительное количество судов, ответственность которых теперь застрахована в иранском клубе Kish P&I club. Качество его покрытия не тестировалось.
Страхование играет большую роль в финансировании судоходства. Прекращение страхования
или возникновение неопределенности в части страхования в силу санкций аффектируют и
эту часть международного торгового судоходства.
Автор:
Владимир МЕДНИКОВ,
заместитель генерального директора, член правления ОАО «Совкомфлот»
Источник: Морское страхование. – 2013. – № 2. – С. 28 – 31.