В конце мая в Одессе состоялась традиционная встреча специалистов в сфере зернового и морского бизнеса на форуме Grain & Maritime Days in Odessa. В этот раз организаторы серии мероприятий ИА «АПК-Информ» и Международная юридическая служба Interlegal объединили около 500 участников: менеджеров транспортной отрасли, сельхозпредприятий, логистов, экспортеров, брокеров, экспедиторов, судовладельцев, представителей международных отраслевых организаций и ассоциаций Украины и зарубежья.
Статья посвящена первому дню ежегодной конференции Grain & Maritime Days in Odessa. Особое внимание уделяется проекту зернового терминала в порту Черноморска, который реализует «Рисоил Терминал».
Среди актуальных тем встречи – вопросы, связанные с перспективами развития мирового рынка зерна, украинского зернового и масличного экспорта на 2017/18 маркетинговый год (МГ). Участники также обсуждали проблемы земельной реформы, взаимодействия органов власти и бизнеса, логистики и т. д.
Особую атмосферу традиционному форуму в этом году придал его генеральный спонсор – группа компаний RISOIL S.А. Первый день конференции участники провели в Черноморском порту, где знакомились с работой и перспективами развития «Рисоил Терминал».
Директор терминала ООО «СП Рисоил Терминал» Олег Фотченко рассказал: «Рисоил-Терминал» начал работу в 2001 году в тогда еще Ильичевском порту и стал крупнейшим в Украине терминалом по перевалке растительных масел. Емкости единовременного хранения составляли 100 тыс. тонн. Максимальная интенсивность погрузки однородного груза – 15 тыс. тонн в сутки».
За время эксплуатации терминал отгрузил на экспорт более 10 млн тонн грузов, обработал 1600 пароходов. Причем за это время тоннажность принимаемых судов увеличилась на порядок – с 3 тыс. двт до 35 тыс. двт.
“Два года назад было принято решение: кроме перевалки масла, заняться новым для нас направлением, – продолжает Олег Фотченко. – Инвестиционный проект строительства зернового элеватора условно разделен на четыре этапа, два из которых реализованы”.
Построены и запущены в эксплуатацию два напольных универсальных склада общей емкостью 80 тыс. тонн для хранения кукурузы и шротовых грузов. Построена новая станция выгрузки мощностью 72 железнодорожных вагона в сутки (к сожалению, здесь компания была ограничена земельными ресурсами) и две станции выгрузки зерна с автотранспорта суммарной мощностью 300 автомобилей в сутки. Создан силосный парк на 100 тыс. кубометров. Построена и оснащена самым современным оборудованием лаборатория для контроля качества зерна.
Все это позволило компании в 2016 году перевалить свой первый миллион тонн зерна, а с начала текущего года – 600 тыс. тонн. На новый МГ планируется отправить на экспорт 2 млн тонн зерна.
«Не менее амбициозны два последующих этапа, – говорит Олег Фотченко. – На ближайшее время наша основная задача – выйти непосредственно на причальную линию и осуществить стивидорные операции своими силами. Сегодня услуги по перегрузке судов нам оказывает наш партнер – ГП «МТП «Черноморск».
Для этого будет построена конвейерная галерея от силосного парка к стыку причалов №10 и №11. На 11-м причале планируется установить судопогрузочную машину производительностью 1 тыс. тонн в час. «Сегодня 11-й причал используется на 60% своих возможностей, мы же загрузим его полностью», – подчеркивает Олег Фотченко.
В 2017 году планируется начать строительство второй станции разгрузки вагонов, непосредственно под силосным парком, производительностью 240 вагонов в сутки. На последнем, четвертом этапе будет построен 300-метровый двусторонний пирс, установлены две судопогрузочные машины, каждая производительностью 1,5 тыс. тонн в час. «В целом мы обеспечим интенсивность погрузки судов не менее 50 тыс. тонн в сутки», – говорит директор терминала.
Также планируется установить машину реверсного типа, позволяющую принимать на элеватор грузы с судов типа река-море. Будет также обеспечена возможность непосредственно перегрузки зерна с воды на балкер. Заключительный этап включает строительство силосного парка еще на 15 тыс. кубометров.
За время эксплуатации «Рисоил Терминал» отгрузил на экспорт более 10 млн тонн грузов
Таким образом, реализация всего проекта к 2019 году обеспечит общую годовую мощность терминала по перевалке 4,5 млн тонн зерна и 1 млн тонн растительного масла. «В целом мы создаем предприятие, которое позволит предоставлять самый широкий и качественный спектр терминальных услуг», – рассказывает Олег Фотченко.
Эффективность строительства и эксплуатации комплекса, безусловно, зависит от возможности приема крупнотоннажного флота. «На это направлено наше сотрудничество с Администрацией морских портов Украины, – поясняет Олег Фотченко. – В мае этого года подписан меморандум, согласно которому наша компания реализует проект, Администрация обеспечит глубины операционной акватории у нашего комплекса до 15 м и глубины подходного канала до 16 м. Это реальный пример государственно-частного партнерства».
Автор: Валентина МИХАЙЛОВА
Источник: Порты Украины. – 2017. – № 5. – С. 22 – 23.