Международные коммерческие трансакции: налоговые и таможенные аспекты

5 Дек
В Киеве в середине ноября т.г. прошла Международная конференция “Международные коммерческие трансакции: налоговые и таможенные аспекты”. В рамках конференции обсуждались вопросы относительно: основных составляющих международных коммерческих трансакций; практики применения в Украине документов Международной торговой палаты; таможенного оформления товаров при осуществлении международных коммерческих трансакций в свете нового Таможенного кодекса Украины; налогообложения экспортно-импортных операций в соответствии с Налоговым кодексом Украины: основных новаций и проблем, практики Международного арбитражного суда при ТПП Украины при разрешении внешнеэкономических споров.

Как отметил в своем выступлении Ян Рамберг, эксперт Международной торговой палаты (МТП), профессор Стокгольмского университета, основная цель МТП — содействие международной торговле. Одним из первых серьезных шагов в этом направлении было появление первой версии Инкотермс в 1936 г. После этого начали проводиться исследования с целью понять, как в разных странах понимаются термины Инкотермс. Последняя версия Инкотермс вышла в 2010 г. На сегодняшний день существует 4 категории правил Инкотермс 2012: E, F, C, D.
Эксперт МТП подчеркнул, что, рассматривая международную трансакцию по продаже товара, к ней относится факт перевозки (перемещения) товара от продавца к покупателю. Но остается неразрешенный вопрос: Кто должен заключать договор на перевозку при этом? Продавец или покупатель? Ян Рамберг, отвечая на эти вопросы, отметил, что при этом очень важна роль банков. Банки могут не только переводить деньги от покупателя продавцу. Когда продавец доверяет покупателю, он, например, предоставляет ему кредит на выплату на определенное время.
Но это не всегда так. Поэтому продавцу необходимы гарантии банка. Одной из таких гарантий является документарный аккредитив. Ян Рамберг обратил внимание на UCP 600 — это последняя версия унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (издаются МТП). Он подчеркнул, что иногда возникают коллизии, связанные с применением различных видов гарантий, которые существуют помимо документарного аккредитива. Для того чтобы избежать коллизий, существует международная Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах от 1995 г. Основные проблемы для покупателя, с которыми он сталкивается в международных торговых операциях, — он не видит товар до момента его прибытия в место назначения, где он начинает нести все риски, связанные с товаром. Откуда покупатель может знать о возможных рисках, связанных с состоянием товаров во время перевозки? Для этого существуют специальные документы.
А именно, для урегулирования подобных коллизий нужна “чистая” накладная (коносамент), которая будет означать, что товар прибыл в надлежащем состоянии. Банк ожидает этот документ перед тем, как перевести деньги за товар продавцу. Однако перевозчик зачастую не видит груз в контейнере и его состояние соответственно; перевозчик во время перевозки не обязан все время открывать контейнер для того, чтобы убедиться, что с грузом все в порядке. В настоящее время перевозки грузов в контейнерах связаны также и с определенным уровнем опасности, что связанно с терроризмом. Борьба с терроризмом привела к многочисленным изменениям в таможенных процедурах многих стран. Поэтому в настоящее время инспекция товара перед отправкой (транспортировкой) не является обязанностью покупателя. Процедура PSI регулирует эти вопросы. Т.е. органы власти страны назначения могут запрашивать документы, свидетельствующие о состоянии груза. Риски, связанные с повреждением и утратой товаров при морской перевозке, сохраняются и по настоящее время, несмотря на то, что транспортные технологии развиваются. Риски покрываются путем страхования грузов и возможных рисков перевозчика. Страховая компания при наступлении страхового случая сначала платит первой инстанции, после чего страховая компания проводит расследование. Если в договоре прямо указана сторона, которая несет ответственность за груз, то страховая компания подает регрессный иск к этой стороне, чтобы возместить затраченные деньги. Но, как отметил Ян Рамберг, страховые компании не могут покрыть все риски. Страховые полисы различаются по степени покрытия страховых случаев. Есть полисы с расширенным покрытием страховых случаев. Есть полисы с минимальным покрытием. Для регулирования таких условий нужны специальные правила. Традиционно лондонские страховые компании являются основными в вопросах морского страхования. Банки для выплат по контракту продавцу должны проверять документы на соответствие всем правилам и требованиям. Но в самой трансакции между продавцом и покупателем банки не участвуют. Банки проверяют документы в том виде, в котором они им поступили. Банки не обязаны проверять или проводить расследования по поводу выполнения сторонами своих обязанностей. Покупатель несет риски
в любом случае, даже если он предоставил соответствующие указания банку. Поэтому покупатель защищается от возможной неуплаты различными видами гарантий, например, гарантией по требованию. К сожалению, процедуры разработки правил, регулирующих международные перевозки, очень сложны. Гаагские правила 1924 г., Гамбургские правила 1978 г. — основные международные документы из “старого” набора. Для перевозок нефти, зерна, руды достаточно “старого” набора правил. Но для перевозки грузов в контейнерах их недостаточно. Причина — контейнеры начали перевозиться и по суше. Существует Конвенция ООН 1980 г. о международных смешанных перевозках грузов, которая так и не вступила в действие. Также для решения различных коллизий существуют и Роттердамские правила от 2009 г. Роттердамские правила очень сложны и, надеюсь, никогда не вступят в силу, поскольку они полноценно не заменят Гаагские правила и всегда будут дополнением к ним. Следующей не менее важной проблемой является взаимодействие между контрактами купли-продажи и
перевозки. Груз перевозится от продавца к покупателю, а оплата происходит в противоположном направлении. И здесь вступает в силу документарный аккредитив. Если контракт заключается на условиях Е или F, то покупатель обязан оплатить перевозку. Инкотермс 2010 распространяются как на перевозки грузов всеми видами транспорта, так и отдельно на морские перевозки. Термины С и D. Термины С наименее понятны для всех. Причина — необходимо называть пункт назначения после литеры С. Продавец должен знать, как, до какого пункта заключать договор на перевозку, поскольку покупатель является бенефициаром. И если во время перевозки что-то происходит с грузом, то это уже не проблема продавца, а покупателя. Термины D в отличие от С означают “поставку”, и здесь продавец обязан оплатить поставку и заключить
договор перевозки. Анализируя проблемы, возникшие с развитием интермодальных перевозок, Ян Рамберг отметил, что все началось с революции контейнерных перевозок в 1980 г. В Инкотермс 1980 появились термины F. А правила, регулирующие взаимодействие перевозчика с
клиентом, тогда разработаны не были. Поэтому Конвенция ООН 1980 г. о смешанных перевозках не была принята ООН. Встал вопрос о создании единого набора правил, подобного Инкотермс. И именно ими стали правила UNCTAD МТП для интермодального транспорта. Акцент сместился на перевозчиков, которые стали брать на себя контрактные обязательства. Явилось дилеммой, какую ответственность применять к перевозчику при перевозке разными видами транспорта, какие конвенции использовать для контрактных перевозчиков: морские, железнодорожные, автомобильные? Потом ответственность перевозчика была сужена до того момента, той точки, в которой произошло или могло произойти повреждение груза, утрата его. Но тогда невозможно было прописать ответственность перевозчика с самого начала перевозки, все зависело от того, какие события произошли или могут произойти во время перевозки. В принципе Роттердамские правила определенным образом урегулировали этот вопрос, но они содержат ссылки на другие конвенции в зависимости от вида транспорта, которые в случае ссылки на них имеют преимущество над Роттердамскими правилами, которые в основной своей части регулируют морские перевозки, но также могут регулировать и перевозки другими видами транспорта, как составляющие морской перевозки. Не менее важным вопросом является законодательное определение компаний, предоставляющих логистические услуги. Для того, чтобы затраты на трансакции были минимальными, правила должны быть четкими, простыми и прозрачными. Логистические услуги должны предоставляться таким образом,
чтобы предоставляющая такие услуги организация смогла предоставить вам гарантии в случае, если что-то произойдет по ее вине. Ян Рамберг призвал к тому, чтобы логистические компании, не гарантирующие возмещение ущерба, оказались не у дел. Банки всегда желают получить максимально детальные инструкции, правильно оформленные. Но проблема в том, что многие покупатели не знают, что происходит на рынке. По мнению эксперта, принцип нерасследования банками деталей трансакций между продавцом и покупателем правильный, но непонятно бездействие банков, когда они видят, что покупатель предоставляет явно ошибочные инструкции. “Считаю странным одно из положений Роттердамских правил, которое говорит, что перевозчик может оставлять за собой право передать груз в пункте назначения стороне, которая может не предоставлять ему надлежащим образом оформленную накладную (“фальшивую” накладную). Банки давно дискутируют над тем, могут ли такие накладные официально ими приниматься. Считаю, что банки, взаимодействуя с покупателями, должны
просить их не принимать такие “фальшивые” накладные в качестве документарного аккредитива”. Другие необоротные документы (помимо
накладных). Оборотные транспортные накладные выдаются даже тогда, когда в этом нет необходимости. Оборотные транспортные накладные нужны тогда, когда товар может быть продан во время транзита. Оборотная накладная — инструмент, позволяющий покупателю перепродать товар и передать документы на него во время транзита. Транспортные операторы, логистические компании не ожидают, что транспортные документы будут оборотными, т.к. они понимают, что нет смысла транспортируемый груз перепродавать во время пути следования.
Экспортно-импортные трансакции усложнились на государственном уровне вследствие угроз терроризма. Важно знать при этом четко, кто  обязан по условиям контракта экспортировать или импортировать товар. Инкотермс 2010 акцентирует внимание сторон на их взаимодействии, взаимопомощи друг другу. Подводя итоги, Ян Рамберг подчеркнул, что важно всесторонне понимать отношения между
контрактными сторонами и между контрактными сторонами и органами власти. Практику применения в Украине документов Международной торговой палаты осветил в своем выступлении Свистиль С.А., председатель совета Ассоциации экспортеров и импортеров ВЭД, председатель Рабочей группы по вопросам Инкотермс 2010. Он выделил среди них основные:
— Инкотермс 2010. Правила ICC по использованию терминов для внутренней и международной торговли;
— Комментарии ICC к Правилам Инкотермс 2010. Разъяснения и практическое применение;
— Типовой договор купли-продажи ICC (издание № 556) — в феврале/марте выходит с комментариями;
— Унифицированные правила для гарантий по требованию (издание № 758);
— Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (издание № 600);
— Оговорка ICC 2003 о форс-мажоре, Оговорка ICC 2003 о затруднениях (издание № 650);
— Передача прав собственности в международной торговле (издание № 546) — основная идея издания — это переход права собственности на товар после оплаты за товар, а не во время таковой, как это предусматривает ХКУ;
— новый арбитражный регламент МТП.
Рассматривая вопросы таможенного оформления товаров при осуществлении международных коммерческих трансакций в свете нового Таможенного кодекса Украины, Зварыч В.В., директор Департамента таможенных платежей ГТСУ, остановился на основных изменениях в таможенном деле в связи с принятием нового ТКУ:
— возможность оформлять товары в любом таможенном органе;
— систематизация норм, касающихся обложения пошлинами, т.е. если раньше это были разобщенные документы, то сейчас все можно найти в ТКУ;
— декларирование товаров, ввозящихся в качестве иностранных инвестиций, — требование подачи векселя отсутствует;
— декларирование товаров в таможенном режиме переработки — требование предоставления авалированного векселя отсутствует в ТКУ;
— единый сбор в случае перегрузки грузов с водного, авиационного и трубопроводного видов транспорта на таможенной территории Украины не взимается;
— урегулирован порядок уплаты таможенных платежей в случае утраты или уничтожения товаров до начала таможенного оформления, т.е. при форс-мажоре таможенные платежи не уплачиваются;
— товары стоимостью до EUR100 не облагаются пошлинами;
— финансовые гарантии не применяются к товарам, стоимость которых не превышает EUR1000; фингарантии возвращаются на протяжении 1 дня с момента выполнения обязательств, выполнение которых этими гарантиями обеспечивается;
— реимпорт — ввозная пошлина не взимается в любом случае;
— вывозная пошлина (реэкспорт) — не взимается;
— временный ввоз товаров с коммерческой целью — вопрос урегулирован полностью, срок уплаты таможенной пошлины можно отсрочить путем ежемесячной уплаты 3% от суммы надлежащего сбора;
— ставки ввозной пошлины физическими лицами — ставка 10%, необлагаемая стоимость — EUR1000 для авиасообщения, EUR500 — для других видов транспорта;
— таможенная стоимость товаров — вопрос урегулирован неоднозначно; обращено внимание на ограниченный перечень документов, которые
таможенный орган может истребовать у субъекта для подтверждения заявленного уровня таможенной стоимости товара; нормативно урегулирован вопрос касательно действий таможенных органов при запросе дополнительных документов.
Зварыч В.В. выделил не только основные нововведения, но и остановился на недостатках:
— в ТКУ отсутствует норма, гласящая, что таможенная стоимость товаров не может быть меньше стоимости сырья, из которого этот товар произведен (проблемы с определением таможенной стоимости товаров из алюминия);
— актуален вопрос сравнительного анализа стоимости идентичных товаров (речь идет о т.н. “прямых контрактах”); на треть по сравнению с 2011 г. увеличилось количество импортных товаров, ввезенных по контрактам, сторонами которых являются субъекты, зарегистрированные в офшорных зонах.
ГТСУ проводит активную работу по взаимодействию с субъектами ВЭД. ГТСУ ориентируется на добросовестных субъектов ВЭД, занимающих значительные объемы на рынке, и готова к диалогу со всеми. О нововведениях в налогообложении экспортно-импортных операций в соответствии с Налоговым кодексом Украины рассказала Альбина М.С., замначальника управления ГНСУ. Она отметила, что в 2012 г. внесено множество изменений в НКУ в части НДС:
— Закон Украины № 4834, введен в действие с 1.07.2012 г., внес изменения, в соответствии с которыми субъект, который хочет добровольно зарегистрироваться в качестве плательщика НДС, должен перед этим осуществить хоть какие-то поставки (других ограничений нет);
– к вопросу об аннулировании — ранее в п. 184.7 НКУ было определение условной поставки, сейчас такого термина нет, но сама суть осталась, условная поставка не канула в лету, если субъект ликвидируется и у него есть какие-то остатки, то они должны быть учтены и на них должны быть начислены соответствующие обязательства;
– электронная налоговая накладная (ЭНН) как инструмент кардинально не работает пока, т.к. необходимо вносить изменения в соответствующие нормативно-правовые акты; порядок под механизм реализации ЭНН готов, сейчас проходит установленную процедуру регистрации и плательщики активно интересуются им; бумажная накладная может кануть в лету, если контрагенты, первое, договорятся о применении ЭНН и, второе, контрагент, который составляет ЭНН, должен зарегистрировать ее в едином реестре налоговых накладных; проект порядка на сайте Минфина будет размещен; срок регистрации налоговых накладных поменялся с 10 дней на 15;
– право формирования налогового кредита — кардинально изменился п. 5 ст. 198 НКУ; если вы приобрели что-то с целью использования в освобожденных, необлагаемых операциях, т.е. не формировали налоговый кредит, а потом захотели использовать приобретение в облагаемых операциях, то можно использовать право восстановления части налогового кредита в соответствии со ст. 189 НКУ;
— Закон Украины № 4915 внес изменения в НКУ в связи с вступлением в силу нового ТКУ:
– в НКУ появились понятия ввоз и вывоз;
– для налоговиков новшество — ст. 191 НКУ;
– кардинально переписана статья 206 НКУ:
– внесены изменения в п. 8 ст. 200 НКУ: если субъект использует ЭГТД, то он не обязан предоставлять налоговым органам бумажную копию ЭГТД, таможня сама предоставляет налоговой необходимую информацию; эта норма сейчас не работает, т.к. необходимо внести соответствующие изменения в постановление КМУ от 21.05.2012 г. № 450 “Вопросы, связанные с применением таможенных деклараций” (обратить внимание на пп. 30, 31, 31 этого постановления), работа эта идет, проект согласован, проект будет размещен для ознакомления и предоставления замечаний. Готовится проект приказа Минфина об изменениях в порядок заполнения реестра налоговых накладных. Обращено внимание на проект порядка о приеме, выдаче налоговых накладных. Все проекты на сайте Минфина. Отмечено, что в системе “Лига Закон” размещено разъяснение ГНСУ о том, как “закрывать” экспорт и импорт. Приказ Минфина от 30.05.2012 г. № 651 (п. 5.4) говорит о том, что может и должна делать таможня, если субъекту необходим документ для подтверждения экспорта или импорта в налоговых органах. Субъект обращается в таможню письменно, таможня ставит отметки на копии ГТД или на распечатанной копии ЭГТД, которые предоставляются в налоговые органы для подтверждения экспорта или импорта;
— Закон Украины № 5083 — добавлен подпункт “ї” в пункт 1 ст. 201 НКУ, в соответствии с которым в налоговой накладной, наряду с кодом УКТ ВЭД, необходимо указывать номер и дату ГТД; эта норма не работает сейчас, т.к. необходимо вносить изменения в форму налоговой накладной и необходимо разработать соответствующий порядок, который будет размещен на сайте;
— Закон Украины № 5211 — связан с улучшением инвестиционного климата, который идет в привязке к законодательству об инвестиционном климате в Украине; в этом Законе существует норма, касающаяся НДС (закон начинает действовать с 1.01.2013 г.); если субъект ВЭД что-то ввозит в страну в качестве инвестиций, то он может получить отсрочку платежа путем выписки и выдачи таможне соответствующего векселя.
Селивон Н.Ф., председатель МКАС ТПП Украины, посвятил свое выступление практике Международного арбитражного суда при ТПП Украины при разрешении внешнеэкономических споров. Он отметил, что МКАС ТПП Украины действует 20 лет, в состав входят 75 квалифицированных арбитров, рассматривает только внешнеэкономические споры и споры, в которых одной из сторон являются предприятия с иностранными инвестициями.
Ошибки при заключении внешнеэкономических
контрактов:
— не проверяются контрагенты перед заключением контракта (полномочия подписывающего и т.д.);
— не уделяется должного внимания всем пунктам контракта (количество, качество поставляемой продукции, рекламации);
— не прописываются вопросы, связанные с применимым правом и местом рассмотрения возможных споров в связи с невыполнением условий контракта.
Обращено внимание на то, что стороны при заключении внешнеэкономических контрактов вольны в выборе применяемого права и нужно знать последствия, которые могут возникнуть в связи с применением того или иного применяемого права. Представитель юридической компании “Василь Кисиль и партнеры” Юрченко И. остановился на юридических аспектах осуществления международных коммерческих трансакций. Он отметил, что Украина занимает 137 место в общем рейтинге Doing business. Внешняя торговля сталкивается не только с вопросами таможни, но и с вопросами НДС, налогового кредита на импорт, налога на репатриацию. Юрченко И. напомнил, что министр финансов Украины отметил в
одном из интервью, что бюджет страны не досчитался 100 млрд грн. от использования офшорных схем. Налоговая ничего не может с этим поделать. В настоящее время обсуждается несколько законопроектов о трансфертном ценообразовании, для применения которых необходимы специальные базы цен.
К вопросу об услугах. Внешнеэкономический договор о предоставлении услуг по выполнению работ (в таких договорах можно встретить фразы “авторский надзор”, “подготовка документации”, “проектирование”). Чем это может быть опасно? Все эти фразы подпадают под определенное в НКУ понятие — “инжиниринг”. Инжиниринг — это особый доход, который в Украине определен как пассивный доход и при выплате таких услуг украинская компания обязана удержать налог на репатриацию по ставке 15% (если не применяется соглашение об избежании двойного налогообложения). НКУ также ограничивает затраты на инжиниринг, украинская фирма может отнести на за-
траты не более 5% стоимости на товары, импортируемые в связи с такими услугами. Консультанты и бизнес задавали вопрос налоговой о том, как быть, что делать, если ничего не импортируется и нерезидент просто оказывает услуги инжиниринга. Ответ налоговой: “Ничего”.
К вопросу, если оборудование ввозится в таможенном режиме временного ввоза. Импорт это или не импорт? Однозначно можно сказать, что это не импорт и на затраты ничего нельзя отнести. К нетипичным контрактам нужно внимательно подходить, их нужно структурировать, отделять услуги, не связанные с рисками, от услуг, связанных с таковыми, грамотно подходить к ценообразованию.
К вопросу о передаче украинской компанией в аренду своего оборудование за рубеж, например в Беларусь. Происходит ситуация, когда украинской компании начинают платить на 15% меньше арендной платы, поскольку в Беларуси арендные платежи воспринимаются как роялти, поэтому соглашение об избежании двойного налогообложения компанию в таком случае не защищает. Поэтому нужно проявлять
аккуратность.
К вопросу об экспорте. Представители налоговой службы дают понять, что экспорт — это, когда есть штамп таможни, когда нет такого штампа — это не экспорт, а это говорит о необходимости отчислить 20% НДС.
Если нерезидент стал собственником товара и продает товар, находящийся на территории Украины, за рубеж, то как быть при этом? Этот вопрос не урегулирован. Необходимо проявлять аккуратность. К вопросу о роялти. В Украине давно муссируется вопрос о том, что роялти должно включаться в таможенную стоимость на основании трех условий:
— роялти непосредственно касается импортируемых товаров;
— выплата роялти является условием продажи;
— роялти не включается в цену товара (нужно в договоре делать оговорку, что роялти включено в цену товара).
Бесплатное использование торговых марок в Украине. У таможни не возникнет вопросов, а вот у налоговой возникнут вопросы, т.к. все, что получено бесплатно, — это доход, который необходимо обложить налогом.
Управление рисками необходимо при заключении внешнеэкономических контрактов. Единственный инструмент — консультации таможенных или налоговых органов. Закон гласит, что субъект, который действует в соответствии с официальным разъяснением таможни или налоговой, не может привлекаться к ответственности.
Публикацию подготовил: А. ГАТАУЛИН
Источник: Транспорт. – 2012. – № 49. – С. 63 – 67.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *