Из тринадцати украинских морских портов два находятся в Азовском море — это порты Мариуполь и Бердянск. Техническое оснащение данных портов позволяет переваливать такие грузы, как металл, уголь, глина, зерновые, химикаты, контейнеры, оборудование и машины, грузы в паллетах и биг-бегах, подсолнечное масло. Порты Мариуполь и Бердянск имеют огромное экономическое и социальное значение для экономики Востока Украины в целом, а также военно-политическое значение, т.к. являются залогом присутствия Украины как морской державы в акватории Азовского моря.
На отечественные азовские порты приходится почти 10% (22,5 млн т) мощностей по перевалке грузов морских портов Украины. Данные порты оперируют 31-м причалом общей протяженностью 5,5 км (22 причала в Мариуполе, 9 — в Бердянске).
Украинские порты на Азовском море являются экспортоориентированными. Основные группы товаров, которые поставляются на экспорт через порты Азовского моря, — это металлопродукция и зерновые. Через Бердянск и Мариуполь товары на экспорт поставляют ведущие украинские и международные компании: зерновые (COFCO, Cargill, СТТ и др.), металлопродукцию («Метинвест», «Электросталь» (г. Курахово)), глины («Донбасскерамика», «Донбасснерудпром»).
Экспорт следует в такие страны, как Италия, США, Турция, Египет, Тунис, Великобритания, Франция, Сирия. До строительства Керченского моста через украинские порты на Азове экспортные грузы также отправлялись в страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Однако из-за ограничений по размеру судов и невозможности теперь принимать суда типа Panamax логистика по этим направлениям из Бердянска и Мариуполя стала невыгодной.
Сегодня наши порты Азовского региона — Мариуполь и Бердянск — находятся в очень сложном положении. После обстрела судов и захвата украинских моряков российская оккупационная власть объявила тотальную блокаду на проход судов, следующих в украинские порты на Азовском море. С 22 ноября до 1 декабря не было пропущено ни одного судна в сторону отечественных портов. В ожидании входа в Азовское море в отдельные дни скапливалось более 30 судов, которые направлялись в порты Мариуполя и Бердянска. Мариупольский порт стоял неделю. Когда резонанс о блокаде достиг апогея, суда начали понемногу пропускать — 1 декабря пропустили первые 3 судна: 2 — в Мариуполь и 1 — в Бердянск. С мая по октябрь 2018 г. зафиксировано 110 задержаний торговых судов в украинских водах Азовского моря и 630 искусственных задержек судов в нейтральных водах в Керченском проливе, осуществленных силами российских силовиков.
По мнению министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, действия российской стороны свидетельствуют о целеустремленной эскалации ситуации в Азовском море: «Цель одна — блокирование работы украинских портов в акватории Азовского моря и постепенное вытеснение Украины с ее законных территорий, которые закреплены нормами международного права».
В настоящее время задержки судов продолжаются: их останавливают, досматривают, ставят в очередь. «В результате судовладельцы подняли стоимость фрахта до $5—6 на тонне. Ранее фрахт из Мариуполя в порты Италии стоил около $20, в настоящее время — не менее $24, стоимость фрахта из портов Черного моря — $14. Фрахт из Мариуполя дороже из-за необходимости прохождения каналов и проливов, задержки судов увеличивают его стоимость еще больше. Теперь фрахт почти в 2 раза дороже в сравнении с портами Черного моря, — отметил начальник Администрации Мариупольского морского порта И. Барский. — Теоретически, грузы, которые идут к нам, необходимо перевезти в порты Черного моря. На это нужно время. Судовая партия накапливается 2—3 недели. Значит нужно изменить логистику, загрузить автодороги, которых нет. Автоперевозчики отказываются ехать в Мариуполь в связи с отсутствием нормальных автодорог. В связи с загруженностью железной дороги, „Укрзалізниця“ планирует увеличение пропускной способности перегона Запорожье—Волноваха. Усиливают это направление уже 4 года. Стало лучше, но существенно на ситуацию это не влияет. Если раньше в среднем через данный перегон проходило 14 пар поездов в сутки, сейчас — 18; необходимо — 30 пар. Также в планах профильного министерства работы по электрификации, установке двухпутного сообщения на всех перегонах. В настоящее время узкое горлышко от Запорожья до железнодорожной станции Пологи — однопутный неэлектрифицированный участок. Плюс не хватает тяги. „Укрзалізниця“ что-то улучшает, но этих темпов недостаточно, чтобы обеспечить промышленный регион Приазовья железнодорожными услугами. Как в таких условиях везти груз в черноморские порты? Вопросов больше, чем ответов. И уйти из Мариуполя невозможно. Логистику просто так не изменить. Приходится работать в Мариуполе. Бизнес стал дороже. Это сказывается негативно как на грузопотоке, так и на финансовых результатах».
Мариупольский морской порт
Порт Мариуполь по праву называют морскими воротами Востока Украины. Последние несколько лет к данному предприятию приковано особое внимание, что связанно с работой порта в непосредственной близости от зоны военных действий и регулярным блокированием силовыми структурами РФ судов, направляющихся в украинские порты Азовского моря.
Возможности предприятия позволяют осуществлять перевалку свыше 17 млн т грузов в год. В акватории Мариупольского порта осуществляют свою деятельность 2 портовых оператора: ГП «ММТП», ООО «АСРЗ».
За 11 месяцев 2018 г. грузопереработка в Мариупольском порту составила 5394,46 тыс. т — это на 9,1% меньше показателей аналогичного периода 2017 г. (5936,74 тыс. т). Грузооборот экспортных грузов в порту составил 4579,5 тыс. т, что составляет 92,1% к показателям 2017 г. (4971,14 тыс. т), импортных грузов (преимущественно, это поставки угля и известняка для промышленных предприятий Юго-Востока Украины) — 766,75 тыс. т, что составляет 87,6% по сравнению с аналогичными показателями 2017 г. (875,7 тыс. т). Львиную долю перевалки составили черные металлы.
В разрезе портовых операторов грузооборот распределен следующим образом: государственным портовым оператором ГП «ММТП» переработано 4863,6 тыс. т (90,2% от общего объема), ООО «АСРЗ» — 530,86 тыс. т.
По итогам 11 месяцев т.г. порт Мариуполь принял 431 судно, что на 41 судно меньше, чем в 2017 г. “До открытия моста в Керченском проливе мы ожидали рост по итогам года минимум на 5%. В абсолютных цифрах мы планировали обработать до 6,5 млн т, по факту будет около 5,9 млн т. Это означает, что Мариупольский порт покажет перевалку на 10% меньше, чем в прошлом году. Всего с момента начала войны, с 2014 г., потери составили около 6 млрд грн.: 2 млрд грн. потеряла АМПУ и 4 млрд — ГП «Мариупольский МТП», — отметил в одном из своих интервью начальник Администрации Мариупольского морского порта И. Барский.
Несмотря на различные негативные факторы, сопутствующие деятельности порта, предприятие весь 2018 г. работало и продолжает работать в нормальном штатном режиме. Об этом говорят факты и события, происходившие в Мариупольском порту в течение уходящего года.
Февраль 2018 г. АМПУ провела рабочую встречу в Мариупольском филиале со стивидорами, представителями бизнеса и местных органов государственной власти, в ходе которой были рассмотрены проект Стратегии морских портов Украины до 2038 г. и согласованные направления развития портов Азовского региона. В ходе последующего обсуждения участники совещания выделили составляющие, улучшение которых существенно повлияет на увеличение грузопотоков в Мариупольском и Бердянском портах, а, следовательно, они будут включены в Стратегию как приоритетные пути развития.
В краткосрочной перспективе в морском порту Мариуполь предусматривается:
— доведение глубин на подходном канале и акватории до паспортных;
— реконструкция причалов общей длиной 820 м;
— оборудование двусторонней автоматической блокировкой железнодорожных перегонов Волноваха—Камыш-Заря и Камыш-Заря—Запорожье;
— реконструкция железнодорожного участка Камыш-Заря—Волноваха для организации двустороннего движения;
— модернизация автомобильной дороги Т-08–03 Мариуполь—Запорожье с целью улучшения сообщения порта с другими регионами.
На среднесрочную перспективу:
— электрификация перегона и станций на участках Волноваха—Камыш-Заря и Камыш-Заря—Запорожье;
— организация сервиса контейнерных морских перевозок;
— выход государства из сегмента стивидорной деятельности путем передачи ГП «Мариупольский морской торговый порт» в концессию или приватизацию.
Март 2018 г. Мининфраструктуры Украины утвердило проект реконструкции гидротехнической части причала № 4 морского порта Мариуполь. Соответствующий приказ — важный шаг на пути реализации АМПУ проекта, который дает возможность в ближайшее время приступить к реконструкции причала № 4 для строительства будущего зернового терминала ГП «Мариупольский МТП». Проектная документация была разработана ГП «ЧерноморНИИпроект», подрядчиком, который проведет реконструкцию причала, стало предприятие «МАСТ-БУД».
Апрель 2018 г. Начальником Администрации Мариупольского морского порта назначен Игорь Николаевич Барский. Опыт работы Игоря Барского в морской отрасли составляет 25 лет, более 10 из которых — на руководящих должностях; прошел карьерный путь от стивидора ГП «Мариупольский МТП» до начальника коммерческой службы предприятия. С 2017 г. занимал должность замначальника Мариупольского филиала АМПУ по развитию портовой инфраструктуры.
Май 2018 г. Мариупольский морской порт увеличил проходную осадку судов с 7,5 м до 7,7 м. Сделать это позволила результативная работа самоотвозного землесоса «Меотида», который прибыл в Мариупольский порт в конце декабря 2017 г.
Управление государственного архитектурного контроля Мариупольского городского совета выдало разрешение на реконструкцию причала № 4, находящегося на балансе ГП «Мариупольский МТП».
Руководство Администрации Мариупольского морского порта приняло участие в международной конференции по вопросам привлечения инвестиций для развития портовой инфраструктуры Ukrainian ports forum 2018 в Одессе. Целью данного мероприятия было объединение представителей украинского и международного бизнес-сообщества на международной платформе для обсуждения путей и перспектив реализации совместных инфраструктурных проектов в портах Украины и прилегающих регионах, а также создания эффективной модели управления портовым хозяйством. В конференции Ukrainian ports forum 2018 приняли участие более 400 компаний из 23 стран мира.
Июнь 2018 г. Представители Администрации Мариупольского морского порта приняли участие в III Мариупольском аграрном форуме, который собрал более 100 представителей отраслевого бизнеса, госструктур, аналитиков, производителей аграрной продукции и логистических компаний из разных городов и областей Украины. «Данный форум уже в третий раз стал своеобразной площадкой для открытой дискуссии представителей агропромышленного комплекса не только Донецкой, но и Киевской и Одесской областей. Встреча с аграриями и логистами разных регионов страны получилась интересной и, надеюсь, плодотворной. Гости увидели, что наш город живет спокойной жизнью, и Мариупольский порт готов сотрудничать и развиваться», — отметил начальник администрации Игорь Барский.
Сентябрь 2018 г. В Администрации Мариупольского морского порта состоялась церемония подписания Соглашения о сотрудничестве с городским центром занятости. В мероприятии приняли участие начальник Администрации Игорь Барский, директор городского центра занятости Юрий Чуприн, а также представители городских СМИ.
Ноябрь 2018 г. Администрацией Мариупольского морского порта в рамках 1 очереди реконструкции гидротехнической части причала № 4 освоено 54,6% финплана 2018 г., что составляет около 60 млн грн. После реконструкции длина причала № 4 составит 234 м, проектная глубина — 9,75 м. Реконструкцию планируется завершить через 18 месяцев после старта строительно-монтажных работ. Стоимость проекта — 167 млн грн. Проведение работ позволит эксплуатировать причал не менее 50 лет. «Полный план капинвестиций по строительству объектов в порту Мариуполь включает в себя не только реконструкцию гидротехнической части причала № 4, но и 3-го, и 2-го. Модернизация причалов, реконструкция их гидротехнической части, строительство современного агропромышленного кластера, развитие операционных акваторий предусматривают возможность увеличения их глубин до 9,75 м, что позволит сделать Мариупольский порт более рентабельным и конкурентоспособным среди портов Азово-Черноморского бассейна», — подчеркнул И. Барский.
В Сан-Джорджо-ди-Ногаро (Италия) состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве между Мариупольским филиалом ГП «АМПУ» и генеральным партнером портового района Порто Ногаро, главной целью которого является увеличение грузопереработки Мариупольского морского порта и расширение перечня грузов, которые перевозятся из порта Мариуполь в итальянские порты Ногаро и Монфальконе. Подписание и сотрудничество сторон в рамках настоящего Соглашения будет способствовать исследованию возможностей по увеличению импорта и транзита по маршруту Европа—Азия, обмену профессиональным опытом в морской отрасли и обмену передовым опытом между данными украинским и итальянскими морскими портами относительно новых технологий перегрузки грузов. Показать современные технологии грузоперевалки украинских портов, ознакомиться с существующей европейской системой экологического мониторинга, максимально улучшить логистическую цепочку доставки грузов и повысить энергоэффективность в порту — это задачи, которые были поставлены в рамках соглашения.
“Несмотря на все негативные события, происходившие в уходящем году, Мариупольский порт продолжает работать и развиваться. «Наш основной партнер — „Метинвест“ — заявил, что оставляет бизнес-план на следующий год на уровне показателей 2018 г. Поэтому рассчитываем, что порт работать будет. Также возлагаем надежды на новый зерновой терминал, который планируется запустить во второй половине следующего года. Если Россия не придумает новых сюрпризов, ожидаем, что в следующем году рецессия в Мариуполе закончится», — заявил И. Барский.
Согласно Плану развития морского порта Мариуполь на среднесрочную перспективу, продолжается реализация проекта по созданию кластера по перевалке грузов агропромышленного комплекса, который включает в себя: строительство зернового терминала — проект стоимостью около 500 млн грн. реализуется ГП «Мариупольский МТП» и предусматривает увеличение грузопереработки агропромышленных грузов на 1,2 млн т, строительство комплекса масел — проект стоимостью около 200 млн грн. реализуется ГП «Мариупольский МТП» совместно с компанией-инвестором ООО «Евро-Ойл» и предусматривает увеличение переработки грузов на 400 тыс. т, реконструкцию крытого склада напольного хранения на причале № 2 — проект стоимостью около 100 млн грн. реализуется компанией ООО «СТТ», предусматривает увеличение нормы единовременного хранения пищевых грузов на складе до 30 тыс. т и даст возможность организовать прием грузов со всех видов транспорта. В свою очередь, ГП «АМПУ» реализует большой инвестпроект стоимостью 167 млн грн., без реализации которого невозможно развитие кластера пищевых грузов, — реконструкцию гидротехнической части причала № 4 порта Мариуполь. Функционирование данного кластера повысит конкурентоспособность порта и даст возможность создать новые рабочие места.
В преддверии юбилейного года — Мариупольскому морскому порту в следующем году исполняется 130 лет — предприятие готовится достойно проводить уходящий год, каким бы сложным он ни был, и с надеждой смотрит в будущее, ни на шаг не отступая от своих социальных стандартов и планов развития.
Бердянский морской порт
Бердянский морской порт — ворота одной из крупнейших индустриальных областей Украины — Запорожской. Пропускная способность предприятия — 3,7 млн т грузов в год. В акватории Бердянского порта осуществляют свою деятельность 4 портовых оператора: ГП «Бердянский МТП», ООО «Аскет Шиппинг», ООО «Агро-класс», «Бердянский завод подъемно-транспортного оборудования».
За 11 месяцев 2018 г. грузопереработка в Бердянском порту составила 1708,40 тыс. т, что на 24% меньше показателей аналогичного периода 2017 г. (2246,70 тыс. т). Грузооборот экспортных грузов в порту составил 1682,5 тыс. т, что составляет 83,2% к показателям 2017 г. (2021,99 тыс. т), импортных грузов — 15,40 тыс. т. В т.г. Бердянский порт освоил перевалку такого сложного и негабаритного груза, как комплектующие для Приморской ВЭС компании ДТЭК. Комплектующие поставляются в Бердянск из Голландии.
По итогам 11 месяцев порт Бердянск принял на 108 судов меньше, чем за аналогичный период прошлого года (215 и 323). Начиная с 2014 г. потери порта Бердянск составили около $4 млн — ГП «БМТП» и 350 млн грн. — Бердянский филиал ГП «АМПУ».
В настоящее время Бердянский морской порт работает в нормальном штатном режиме, как и работал весь уходящий год. Об этом говорят события и факты, происходившие на предприятии в течение уходящего года.
Июль 2018 г. Собственное дноуглубительное судно АМПУ — земснаряд «Меотида» — завершило выполнение работ по эксплуатационному дноуглублению на лимитирующем участке подходного канала. Работы стартовали в июне т.г. и были выполнены в запланированном объеме; после чего судно вернулось в Мариупольский морской порт.
Октябрь 2018 г. Мининфраструктуры Украины согласовало «План развития морского порта Бердянск» на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, утвержденный АМПУ. Обновленный документ предусматривает реализацию инвестпроектов по реконструкции и строительству 6 причалов и 2 зерновых терминалов. Необходимость согласования новой редакции «Плана развития морского порта Бердянск» возникла в связи с завершением выполнения части проектов, предусмотренных предыдущим Планом развития порта, который был утвержден в 2014 г. В частности, завершение в 2016 г. ремонта причала № 5 — улучшение автомобильной и железнодорожной инфраструктуры — на общую сумму более 3,4 млн грн. В 2016 г. было отремонтировано 1500 м2 дорожного покрытия на общую сумму 1,3 млн грн. А в течение 2016—2018 гг. проведен ремонт более 1135 м пути и 12 стрелочных переводов на общую сумму около 15 млн грн. По данным Администрации морского порта Бердянск, уже обновлено около 90% железнодорожного пути.
Ноябрь 2018 г. Бердянский морской торговый порт посетил региональный представитель китайской компании China machinery engineering corporation, где встретился с руководством предприятия, лично ознакомился с технологией разгрузки комплектующих ветрогенераторов государственным портовым оператором и осмотрел складские территории, на которых хранится груз. Организатором встречи с представителем китайского производителя выступила фирма «Холлеман Украина» — партнер ГП «БМТП». China machinery engineering corporation в Украине уже реализует один проект в Никополе. На 2 квартал 2019 г. планируется запуск строительства ветровой электростанции под Мелитополем. Рекомендации специалистов «Холлеман Украина», высокий профессиональный уровень специалистов ГП «БМТП», оперативность работы с данным видом груза, удачное географическое расположение предприятия и прямое сообщение с Мелитополем будут способствовать подписанию контракта на разгрузку первых 10 комплектов генераторов для Мелитопольской ВЭС.
Декабрь 2018 г. В связи с усложнением факторов, которые негативно влияют на объем грузоперевозок и финансово-экономическое состояние ГП «БМТП» — снижение грузопотока из-за военных действий на Донбассе, строительство Керченского моста и действия РФ в Керчь-Еникальском проливе — руководством предприятия продолжается кропотливая работа и поиск путей выхода из убыточности. На заседании комиссии по принятию решений по преодолению финансовых трудностей и уменьшению всех статей затрат предприятия обсуждалось технико-экономическое обоснование оптимизации расходов для обеспечения безубыточной работы. Все члены комиссии поддержали решение, что с целью избежания оптимизации расходов путем сокращения работников необходимо выполнить дополнительные расчеты до принятия окончательного решения и осуществления выбора между оптимизацией численности работников или переходом на неполный режим работы (сокращенного на 20% рабочего времени) и другими мерами экономии. На заседании Совета предприятия и комиссии с участием председателя ППО БМТП и представителей Совета бригадиров ГП «БМТП» после всестороннего обсуждения было принято решение о переходе на неполный режим работы (сокращение на 20% рабочего времени) всех работников ГП «БМТП» с 1.01.2019 г. с целью сохранения рабочих мест и предотвращения сокращения работников. Также поддержано предложение по изменению источника выплаты материальной помощи (за счет фонда потребления) с целью уменьшения расходов операционной деятельности и улучшения финансового результата работы.
В Стратегии морского порта Бердянск на краткосрочную перспективу предусматривается:
— доведение глубин на подходном канале и акватории до паспортных;
— выход государства из сегмента стивидорной деятельности путем передачи ГП «Бердянский морской торговый порт» в концессию или его приватизации.
На среднесрочную перспективу предполагается:
— электрификация железнодорожного перегона Пологи—Бердянск;
— развитие свободных перспективных территорий.
Согласованный в октябре 2018 г. Мининфраструктуры Украины «План развития морского порта Бердянск» предусматривает, силами АМПУ и частных инвесторов, реализацию ряда важных проектов. Среди них: реконструкция причалов №№ 6, 7, 8 и 9 (с увеличением проходной осадки до 8 м и улучшением технических характеристик причальных сооружений в целом), строительство причалов № 10 и № 11 с созданием новых территорий, реконструкция морского портового зернового терминала «Бердянский завод подъемно-транспортного оборудования», с объемом инвестиций в размере $22 млн, из которых $2,4 млн предприятие уже вложило в 2017 г., реконструкция существующих и строительство дополнительных мощностей зернового терминала «Новая Хортица». По подсчетам, на реализацию этих проектов необходимо $5,5 млн. Инвестирование этого проекта также уже начато на сумму $57 тыс. Реализация двух последних проектов предусматривает создание около 170 дополнительных рабочих мест.
Авторы: Бохан Сергей, Медведская Юлия, Жук Анна
Источник: Транспорт. – 2018. – № 12. – С. 38 – 46.