Капитан Мариупольского порта о Законе о портах: вопросов остается еще много

4 Июл

В числе главных нововведений Закона – снятие запрета на аренду причалов и вопросы приватизации объектов портовой инфраструктуры. Ранее Закон об аренде госимущества устанавливал прямой запрет на аренду причалов. Закон о портах предусматривает внесение изменений в Закон об аренде, которыми причалы морских портов исключаются из перечня объектов, не подлежащих передаче в аренду, – считает капитан порта Мариуполь Сергей ПЕРЕПЕЧАЕВ.

Интервью привлекает внимание тем, что в нем отражается мнение практикующего капитана порта о Законе “О морских портах Украины” от 17.05.2012.

Что касается приватизации объектов портовой инфраструктуры, этот Закон предусматривает такую возможность, кроме стратегических объектов в пределах морских портов. К объектам приватизации относятся единые имущественные комплексы и акции публичных акционерных обществ (ПАО), созданных в процессе реорганизации на базе подразделений морских портов. Указанные объекты (в случае приватизации 100% акций ПАО) подлежат продаже на конкурсных началах. Движимое и недвижимое имущество, которое выступало предметом аренды по договору, заключенному до принятия Закона о портах, и при условии, что арендатором сделаны улучшения на сумму не менее 25% его остаточной стоимости. Акции (доли, паи), принадлежащие государству в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных на базе единых имущественных комплексов.

Говорить что-то конкретное по порту Мариуполь я не вправе – этот круг вопросов входит в компетенцию начальника порта.

– В новом Законе предусмотрена госмонополия на некоторые виды портовых услуг…

– Закон закрепляет исчерпывающий перечень услуг, на которые устанавливается госмонополия. В перечень попали регулирование движения судов, проведение аварийно-спасательных работ, навигационное, гидрографическое и картографическое обеспечение мореплавания, предотвращение и ликвидация разлива загрязняющих веществ. Остальные виды услуг (работ) могут оказываться и частными компаниями. При этом Министерство инфраструктуры сможет утверждать правила оказания услуг по обслуживанию судов, перевалки грузов и других услуг только в части, которая касается выполнения Украиной своих международных обязательств.

– А что в Законе сказано о службе капитана порта?

– Там осталось такое понятие, как «служба капитана порта», а подробностей об этом, по сути, никаких. До конца непонятны и мои функции. Если предполагается морская Администрация, как мы и планировали, тогда будет нормально. Но также ни слова – о финансировании (из каких источников и т. п.)

– Законом предусматривается создание Администрации морских портов Украины?

– Да, Администрация будет заключать договоры на строительство и реконструкцию объектов портовой инф-раструктуры. Руководить Администрацией будет глава Администрации, который назначается на должность и увольняется с должности Министерством инфраструктуры. Начальники морских портов будут назначаться Министерством инфраструктуры по представлению главы Администрации морских портов.

В структуре морских портов предлагается создавать Совет морского порта, в состав которого будут входить начальник и капитан порта, представители морских терминалов, стивидорных компаний и других субъектов хозяйствования, работающих в порту. Совет порта будет рассматривать изменения в план развития порта, свод обычаев порта и обязательные постановления по порту.

Но пока над этим еще работают – по Закону отведены 12 месяцев для по-этапных наработок. Этим занята и «Укрморречинспекция» – наш высший орган по безопасности судоходства. Речь идет о нашем штате, статьях финансирования, местах расположения, имуществе и последующих полномочиях, подконтрольной территории…

– Предусмотрен ли выход капитанерии из состава портов?

– Да, предусмотрен (в этом случае выхода мы напрямую войдем в состав «Укрморречинспекции»), так как служба капитана порта является государственной структурой и не подпадает ни под какие приватизации. В том числе не может входить и в государственную Администрацию морских портов.

На перспективу, возможно, будут расширены наши полномочия – от масштабов порта до территориальных зон. При этом задачи останутся прежними: надзор и контроль за безопасностью судоходства в определенной зоне.

– Какой будет дальнейшая судьба портофлота?

– Если порты станут частными, то все будет просчитываться. В том числе рентабельность портофлота. Возможен и вариант приватизации портофлота.

– В том числе и ледокола, к примеру, «Капитан Белоусов»?

– Ледокол закреплен за портом и останется в порту. Но мое мнение такое: ледоколы должны принадлежать государству, а не частному порту. А вообще… В Украине сейчас организовано государственное предприятие по поиску и спасению людей. Там должны и обязаны выполнять требования Конвенции по поиску и спасению на море. Это предприятие должно заниматься в том числе и оказанием услуг в условиях ледовой навигации; следовательно, иметь ледокольные средства на своем балансе.

– Если же говорить об этом Законе в целом…

– …То можно констатировать позитивность этого документа, приближение норм и правил к международным стандартам. Во всем мире, к примеру, служба капитана порта не входит в состав порта; она является отдельной организацией, которая занимается безопасностью мореплавания и никак не связана с какой-либо коммерческой деятельностью.

Вопросов остается еще много. Но, думаю, за 12 месяцев, отведенных на реорганизацию нашей отрасли, вопросы будут постепенно сняты. Полагаю, тяжелее всего придется осенью, зимой…

Беседовал Игорь СЕМУСЕВ, Приазовский рабочий

Источник: http://www.maritimebusinessnews.com.ua/news/analytics_and_comments/2012/07/04/16979.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *