В числе главных нововведений Закона – снятие запрета на аренду причалов и вопросы приватизации объектов портовой инфраструктуры. Ранее Закон об аренде госимущества устанавливал прямой запрет на аренду причалов. Закон о портах предусматривает внесение изменений в Закон об аренде, которыми причалы морских портов исключаются из перечня объектов, не подлежащих передаче в аренду, – считает капитан порта Мариуполь Сергей ПЕРЕПЕЧАЕВ.
Интервью привлекает внимание тем, что в нем отражается мнение практикующего капитана порта о Законе “О морских портах Украины” от 17.05.2012.
Говорить что-то конкретное по порту Мариуполь я не вправе – этот круг вопросов входит в компетенцию начальника порта.
– В новом Законе предусмотрена госмонополия на некоторые виды портовых услуг…
– Закон закрепляет исчерпывающий перечень услуг, на которые устанавливается госмонополия. В перечень попали регулирование движения судов, проведение аварийно-спасательных работ, навигационное, гидрографическое и картографическое обеспечение мореплавания, предотвращение и ликвидация разлива загрязняющих веществ. Остальные виды услуг (работ) могут оказываться и частными компаниями. При этом Министерство инфраструктуры сможет утверждать правила оказания услуг по обслуживанию судов, перевалки грузов и других услуг только в части, которая касается выполнения Украиной своих международных обязательств.
– А что в Законе сказано о службе капитана порта?
– Там осталось такое понятие, как «служба капитана порта», а подробностей об этом, по сути, никаких. До конца непонятны и мои функции. Если предполагается морская Администрация, как мы и планировали, тогда будет нормально. Но также ни слова – о финансировании (из каких источников и т. п.)
– Законом предусматривается создание Администрации морских портов Украины?
– Да, Администрация будет заключать договоры на строительство и реконструкцию объектов портовой инф-раструктуры. Руководить Администрацией будет глава Администрации, который назначается на должность и увольняется с должности Министерством инфраструктуры. Начальники морских портов будут назначаться Министерством инфраструктуры по представлению главы Администрации морских портов.
В структуре морских портов предлагается создавать Совет морского порта, в состав которого будут входить начальник и капитан порта, представители морских терминалов, стивидорных компаний и других субъектов хозяйствования, работающих в порту. Совет порта будет рассматривать изменения в план развития порта, свод обычаев порта и обязательные постановления по порту.
Но пока над этим еще работают – по Закону отведены 12 месяцев для по-этапных наработок. Этим занята и «Укрморречинспекция» – наш высший орган по безопасности судоходства. Речь идет о нашем штате, статьях финансирования, местах расположения, имуществе и последующих полномочиях, подконтрольной территории…
– Предусмотрен ли выход капитанерии из состава портов?
– Да, предусмотрен (в этом случае выхода мы напрямую войдем в состав «Укрморречинспекции»), так как служба капитана порта является государственной структурой и не подпадает ни под какие приватизации. В том числе не может входить и в государственную Администрацию морских портов.
На перспективу, возможно, будут расширены наши полномочия – от масштабов порта до территориальных зон. При этом задачи останутся прежними: надзор и контроль за безопасностью судоходства в определенной зоне.
– Какой будет дальнейшая судьба портофлота?
– Если порты станут частными, то все будет просчитываться. В том числе рентабельность портофлота. Возможен и вариант приватизации портофлота.
– В том числе и ледокола, к примеру, «Капитан Белоусов»?
– Ледокол закреплен за портом и останется в порту. Но мое мнение такое: ледоколы должны принадлежать государству, а не частному порту. А вообще… В Украине сейчас организовано государственное предприятие по поиску и спасению людей. Там должны и обязаны выполнять требования Конвенции по поиску и спасению на море. Это предприятие должно заниматься в том числе и оказанием услуг в условиях ледовой навигации; следовательно, иметь ледокольные средства на своем балансе.
– Если же говорить об этом Законе в целом…
– …То можно констатировать позитивность этого документа, приближение норм и правил к международным стандартам. Во всем мире, к примеру, служба капитана порта не входит в состав порта; она является отдельной организацией, которая занимается безопасностью мореплавания и никак не связана с какой-либо коммерческой деятельностью.
Вопросов остается еще много. Но, думаю, за 12 месяцев, отведенных на реорганизацию нашей отрасли, вопросы будут постепенно сняты. Полагаю, тяжелее всего придется осенью, зимой…
Источник: http://www.maritimebusinessnews.com.ua/news/analytics_and_comments/2012/07/04/16979.html