Какие особенности договора морского агентирования?

31 Авг

Частным и весьма специфическим видом агентских отношений являются отношения морского агентирования, – это отношения коммерческого представительства, то есть, независимо от того, какого бы рода ни был агент, он должен представлять интересы принципала и действовать в целях реализации интересов принципала. При этом специфика морского агентирования определяется, главным образом, тем, что принципалом морского агента, как правило, является судовладелец.

Порядок назначения морского агента во многом зависит от формы организации судоходства. Так, в линейном судоходстве выбор агента производится обычно только судовладельцем, а в трамповом – часто судовладелец соглашается на то, чтобы выбор и номинирование портового агента осуществлял фрахтователь. В этом случае выбор фрахтователя является обязательным для судовладельца. Такой порядок назначения портового агента особо характерен для современных условий нестабильной конъюнктуры фрахтового рынка. При этом варианте выбора агента он становится представителем судна и максимально заинтересован в обеспечении судна работой, в обеспечении наиболее качественного обслуживания и наибольшей помощи капитану.

В последнем случае в чартер вносится условие «агент фрахтователя» (charterer’s agent), что означает право фрахтователя выбрать агента и обязанность судовладельца оплатить его услуги. Согласитесь, ситуация довольно парадоксальная, казалось бы. Однако такой порядок отношений апробирован практикой. Фрахтователь отвечает только за выбор агента, то есть претензии к нему могут быть предъявлены лишь в случае выбора недобросовестного или некомпетентного агента. За действия агента фрахтователь, номинировавший его, ответственности не несет. Судовладелец автоматически становится принципалом агента фрахтователя. Такой агент должен так же добросовестно заботиться об интересах судовладельца, как и агент, номинированный судовладельцем. На практике все же весьма сложно добиться полной сбалансированности интересов фрахтователя и судовладельца в деятельности портового агента фрахтователя, так что судовладелец вынужден назначать одновременно протектинг-агента, вознаграждение которого обычно равняется половине тарифа, установленного в порту. В принципе, это назначение никак не сказывается на правах и обязанностях портового агента фрахтователя, он, как обычно, должен одинаково представлять и защищать интересы обоих принципалов. За исключением агента тайм-чартерного фрахтователя. Если при работе судна в тайм-чартере назначается протектинг-агент, то агент фрахтователя освобождается от функций и компетенции по снабжению судна и обслуживанию его экипажа. Эти вопросы решаются протектинг-агентом.

В настоящее время имеется проформа Стандартного генерального агентского соглашения линейного сервиса (STANDARD LINER AND GENERAL AGENCY AGREEMENT), разработанная ФОНАСБА и рекомендованная БИМКО в 2001 г. Это последняя редакция, в которой объединены проформы Генерального агентского соглашения (линейного сервиса) и Стандартного соглашения об агентировании линии, четвертая редакция которых была принята ФОНАСБА в 1993 г. Поскольку ФОНАСБА представляет интересы агентов, а БИМКО – преимущественно интересы судовладельцев, эти проформы достаточно хороши с точки зрения баланса интересов.

Все функции агента сводятся к двум основным группам:

– взаимодействие с официальными лицами и органами властного характера. Эти функции иногда называются кларированием;

– взаимодействие с лицами, вступающими в договорные и другие частноправовые отношения с принципалом. Эти функции подразделяются на взаимодействие с регулярными договорными партнерами принципала и с прочими третьими лицами, например: адвокатами, сюрвейерами, клубами P&I и т.п. К регулярным договорным партнерам относятся: стороны, участвующие в отношениях перевозки; стороны, обслуживающие груз; стороны, обслуживающие судно, в том числе осуществляющие снабжение, как продовольственное, так и техническое; стороны, обслуживающие парк оборудования, в основном, это контейнеры.

Агентское соглашение – это хозяйственный договор, таким образом, он всегда возмездный. Этот договор двухсторонний. Обыкновенно он консенсуальный, но может иметь и реальный характер, то есть вступать в силу только после уплаты аванса судовладельцем. Форма договора портового агентирования обычно письменная. Он может заключаться на определенный и на неопределенный срок. Разновидностью срочного договора является договор на оказание конкретной услуги, после чего он прекращается. Генеральное агентское соглашение может заключаться в форме единого документа, который подписывается сторонами. Однако, как правило, договор портового агентирования заключается путем обмена документами посредством электронной связи, либо иных средств связи, что особенно характерно для договора портового агентирования в трамповом судоходстве.

Вообще, вопрос о форме и порядке заключения договора имеет очень много аспектов. Конечно, в принципе, лучше, если договор имеет письменную форму, но в современных условиях, как правило, бывает так, что стороны обсуждают условия агентирования в устной форме с тем, чтобы затем оформить их письменно, а впоследствии забывают это сделать или подтверждают электронной почтой, что во многих юрисдикциях не признается письменным доказательством. Специальным Законом, которым регулируются отношения морского агентирования в Украине, являются ст.ст. 116 – 119 Кодекса торгового мореплавания Украины.

Международная юридическая служба ”Interlegal” имеет значительный опыт в сопровождении агентских соглашений. Конечно, упомянутая проформа агентского соглашения очень популярна, но для организации долгосрочных отношений часто необходима более детальная проработка условий договора. Опираясь на наш опыт, мы разработали Правила агентирования (PORT AGENCY TERMS AND CONDITIONS), которые могут служить хорошей базой для переговоров по организации долгосрочного агентирования, либо общей частью агентского соглашения в любом случае. Более того, при наличии ссылки на Правила, например, в счете, это с высокой вероятностью будет признано судом как доказательство заключения договора, а именно: договора присоединения (ст. 634 ГК Украины), причем на условиях, содержащихся в Правилах.  Разумеется, не только наш опыт был отправной точкой при разработке этих Правил. Мы использовали наработки английской правовой доктрины в сфере агентирования вообще и морского агентирования, в частности. Правила находятся на нашем веб-сайте www.interlegal.com.ua в бесплатном доступе.

Автор:

Артур Ницевич
Управляющий партнер “Международной юридической службы Interlegal”

Источник:

http://cfts.org.ua/question?id=35