ЕС и Украина: сотрудничество в сфере транспорта

22 Окт

В публикации освещаются вопросы, связанные с поддержкой транспортного сектора Украины со стороны Европейского Союза, в частности, финансовой со стороны Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Кроме того, рассматриваются обязательства Украины по адаптации своего национального права к законодательству ЕС, в особенности в сфере водного траспорта, причем особое внимание уделяется реформированию морского портового хозяйства. Автор приходит к парадоксальному выводу, что факт наращивания объемов перевалки континентальными портами Украины отнюдь не свидетельствует о положительных тенденциях в экономике Украины.

О секторальной помощи и кредитах

Начнем с парадокса. Все транспорт­ники знают, что деятельность портово­го сектора — главный индикатор со­стояния экономики страны. Однако тот факт, что с весны 2014 года укра­инские континентальные порты нара­щивают объемы перевалки, отнюдь не свидетельствует о положительных тен­денциях экономики страны.

Украинский транспортный сектор восстанавливает свои позиции бла­годаря росту украинского экспорта и уменьшению импорта. В январе-апреле 2014 года транспортными пред­приятиями было перевезено 240,1 млн тонн грузов, что на 2,9 % больше, чем за тот же период в 2013 году. В янва­ре—апреле 2014 года объем перевалки в украинских портах увеличился до 46,429 млн тонн, что на 8,2 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост произошел бла­годаря увеличению экспорта на 16 %.

Но так, конечно, долго продолжать­ся не может: на фоне политической де­стабилизации экономика падает. Тем не менее, выводить страну из кризи­са надо, и здесь единственный путь — ускорение курса реформ, в том числе реформ на транспорте. Украинская власть подтверждает свою привержен­ность курсу реформ, ее направление в этом поддерживает Евросоюз.

Напомню, что еще четыре года на­зад ЕС решил оказать секторальную бюджетную и техническую помощь на развитие транспортной инфраструкту­ры в размере 65 млн евро. Но опасения, связанные с усилением коррупции в стране, заставили притормозить реали­зацию решения. Рассчитываем, что пе­редача части этих средств, в том числе в виде проектов технической помощи, будет завершена в течение 2014 года.

Автодорожный транспорт с точки зрения интегрирования должен стать самым успешным. ЕСМТ (Европейская конференция министров транспорта) распределяет квоты на доставку грузов автомобилями в Евросоюз из других стран. Год назад Украине было выдано 2200 разрешений, в этом году — 3300 разрешений. Сегодня Украина по ко­личеству разрешений — вторая сре­ди стран, получивших квоты ЕСМТ. Причем во многом ограничивали число квот проблемы с транспортом внутри самой страны. Получить разрешения могут только грузовики, которые ис­пользуют двигатели, соответствующие стандартам евро-4 и евро-5.

Главная поддержка осуществляется через финансовые учреждения ЕС — Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестицион­ный банк. В течение последних 10 лет они вложили в Украину 9 млрд евро. Из них четверть направлена на разви­тие инфраструктуры. Сотрудничество с этими банками крайне интересно для Украины, так как они дают кредиты под низкие проценты: ЕБРР — 1 %, ЕИБ – 0,75 %.

Прогноз участия ЕИБ в пакете ЕС по поддержке Украины — долгосрочные кредиты на сумму 3 млрд евро к 2016 году. На реконструкцию Бескидского железнодорожного туннеля этот банк уже предоставил 55 млн евро. Общая стоимость проекта, в котором также участвует ЕБРР, — 163 млн евро.

С финансовыми учреждениями также согласованы новые проекты. В конце июля 2014 года ЕБРР подписал договор о предоставлении кредита на 60 млн евро с компанией «Бруклин-Киев», которая строит в Одесском пор­ту зерноперевалочный терминал мощ­ностью до 4 млн тонн зерна в год.

Кроме того, ЕБРР планирует вы­делить 250 млн евро на реконструк­цию автодорог М05 (Киев — Одесса) и М01 (Киев — Чернигов), Н01 (Киев — Знаменка) и Р02 (Киев — Иванков), кольцевой дороги вокруг Житомира.

На рассмотрении у ЕБРР и ЕИБ находятся следующие проекты: стро­ительство автомагистрали Львов — Краковец (в том числе северный уча­сток кольцевой дороги вокруг Львова) и автомагистрали Монаши — Рени; стро­ительство второго пути на железнодорожном участке Гребинка — Лозовая и второго пути на железнодорожном участке Коростень — Шепетовка.

Обязательства для Украины

Есть и другие проекты. Сейчас идет общий процесс обсуждения новых либо коррекция утвержденных инвестици­онных проектов. В этом контексте дол­жен подчеркнуть, что Евросоюз серьез­но настроен на развитие внутренних водных путей, которые, к сожалению, сейчас используются в Украине слабо, хотя это потенциально может стать од­ним из самых успешных и перспектив­ных проектов.

Украина берет на себя обязатель­ство адаптировать свое законодатель­ство, привести его в соответствие с 55 европейскими директивами, указан­ными в Соглашении об ассоциации. Из них 26 (т.е. более 47 %) непосред­ственно относятся к водному транс­порту. Из этих 26 директив (регла­ментов) 20 касаются сферы морского транспорта, 6 — перевозок внутрен­ними водными путями.

Итак, несомненно, морской ces тор является той сферой украинской транспортной системы, где правовое сближение с ЕС имеет наиболее все­охватывающий характер и где больше всего неурегулированных директив тормозящих интеграцию на миро­вом рынке.

Небольшое число директив не долж­но успокаивать. Чтобы был понятен объем предстоящей работы, приведу такой пример: после подписания согла­шения об авиационном пространстве Украине надо будет поменять мини­мум 100 законов и подзаконных актов.

О каких же директивах касательно водного транспорта идет речь? Назову некоторые из них.

Директива 2005 65/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 октября 2005 года об усилении безопасности портов (дано три года на имплементацию). К слову, подготовительная работа по этой директиве была одним из инди­каторов для реализации европейской программы секторальной бюджетной поддержки Украины.

Директива 2008/106/ЕС от 19 но­ября 2008 года о минимальном при­емлемом уровне подготовки моряков (три года на имплементацию).

Директива 2008/68 (три года на имплементацию) об обеспечении пере­возки опасных грузов автомобильным, железнодорожным и водным (морским и речным) транспортом.

Директива Совета (EEC) № 87/540 о доступе к профессии перевозчика гру­зов водными путями в национальном и международном сообщении и взаим­ном признании дипломов, свидетельств и других подтверждений формальной квалификации для этой профессии (три года на имплементацию).

Нет у реформ конца

Любопытно, что не только Украина нуждается в реформах и новых подхо­дах к регулированию портовой деятель­ности. Так сложилось, что в отличие от большинства других транспортных секторов, в отношении портов отсут­ствует специальное законодательство ЕС (директивы ЕС или ЕК).

В странах ЕС сегодня действует более 300 портов, из них 120 так на­зываемые стратегические. Для эконо­мики Евросоюза порты крайне важ­ны. Достаточно сказать, что через них проходит 75 % торговых объемов меж­ду ЕС и другими странами мира 35 % грузовых перевозок внутри ЕС осущест­вляются через каботажное плавание.

Но порты все ещё сложно регули­ровать на уровне ЕС. Вслед за Зеленой книгой 1997 года Европейская комис­сия в 2001 году предложила регули­ровать доступ к рынку портов, в 2003 году Европейский парламент отклонил это предложение. Второе предложение было сделано в 2004 году, и тоже без­успешно. Теперь все ждут, когда но­вый Европарламент обратит внимание на существующую проблему. Стоит ли этим заниматься? Да.

Согласно отчету о глобальной кон­куренции портов в 2012— 2013 годах при максимальной оценке 7 баллов, 6,8 набрали Нидерланды (столь­ко же Сингапур), 6,3 — Бельгия и Финляндия, чуть ниже показатели у Германии, Швеции, Великобритании, Дании, Испании и Эстонии.

Тот факт, что с весны 2014 года украинские континентальные порты наращивают объемы перевалки, отнюдь не свидетельствует о положительных тенденциях в экономике страны

Самые низкие показатели в ЕС у Болгарии (3,7), Польши (3,5) и Румынии (2,6). Средний мировой показатель — 4. Выходит, в целом порты ЕС конкурентоспособны. Но все порты без исключения могут улучшить показатели.

Чтобы не терять время в ожидании перемен, возможных с приходом нового Европарламента, чтобы поступательно двигаться вперед. Европейская комис­сия рекомендует следующее.

Надо оптимизировать отчетность и формы в отношении судов и товаров, которые определяются Директивами 2002/6/ЕС (формальные процедуры для судов при прибытии/ уходе из порта), 2000/59/ЕС (прием отходов и сбросов), 2002/59/ЕС (мониторинг су­дов) и Регламентом (ЕС) N 725/2004 (безопасность на море) путем предло­жения директивы Европейского пар­ламента и Совета.

Создать в портах единое админи­стративное окно, улучшить координа­цию инспекций, проводимых в пор­тах различными административными службами.

Расширить сферу действия Сви­детельств об освобождении от лоцман­ской проводки. Прежде всего, это важно для паромов, которые работают на ли­ниях ЕС регулярно. Лоцманские корпо­рации получают очень большие деньги за проводку. В США, во Флориде, до­ходы отдельной лоцманской компании достигают до 400 тыс. долларов в год. Освобождение от лоцманских прово­док позволило бы значительные суммы оставлять перевозчикам для направле­ния их на развитие паромных перевозок.

Создать в портах зоны, закреплен­ные за каботажным плаванием, что может содействовать этим перевозкам.

Отказаться от систематических про­верок и запросов документации тамо­женными органами для товаров, пе­ревозимых морем между портами ЕС. Внедрить систему, которая применяет­ся к товарам, передвигающимся через сухопутные границы стран Евросоюза. Это потребует внесения изменений в действующие положения Таможенного кодекса ЕС.

Расширить применение электрон­ной передачи административных дан­ных путем применения морских си­стем электронной связи.

Похожие проблемы есть и в портах Украины. Предполагается, что упро­щение административных процедур уменьшит затраты предприятий, соз­даст благоприятные условия для раз­вития, приведет к переориентации зна­чительной части перевозок с наземного транспорта на каботажное плавание. В результате выиграет окружающая среда, будут сокращены потребление энергии, уменьшатся выбросы парниковых газов.

Выгоды для предприятий портовой отрасли от внедрения этих предложе­ний были оценены в 2,4 млрд евро. Скорее всего, это заниженная циф­ра, так как она не включает расчеты, связанные со сменой наземных видов транспорта на водный.

Рекомендуемые улучшения пока­зывают, что у реформирования пор­тов ЕС нет конца, как с точки зрения улучшения конкурентоспособности, так и повышения безопасности, энергоэффективности или защиты окру­жающей среды.

Украина запустила процесс ре­форм с июня 2013 года, что является надежным основанием для последую­щей модернизации. Недавняя «дорож­ная карта», разработанная Федерацией работодателей транспорта Украины н нацеленная на оптимизацию работы морских портов, в случае своей реа­лизации сделает их более конкуренто­способными. ЕС будет продолжать ак­тивную поддержку этого процесса.
Автор:

Бернард СЕМЕРИЯ, руководитель группы экспертов проекта ЕС «Поддержка имплементации транспортной стратегии Украины»

Источник:

Порты Украины. – 2014. – № 7. – С. 42 – 43.