Списки Парижского меморандума

22 Окт
На 47-м заседании комитета Па­рижского меморандума о взаи­мопонимании по контролю стран порта был утвержден очередной пере­чень государств, составленный по ито­гам оценки состояния и деятельности судов, которые ходят под их флагами.

Эти результаты свидетельствуют о позитивных тенденциях: Украина под­нялась на 7 позиций, закрепившись в «сером» списке. Это тем более прият­но, что из «черного» списка Украина вышла только в прошлом году.

«Такая положительная динами­ка, прежде всего, свидетельствует об успешном результате деятельности «Укрморречинспекции», которая осу­ществляет контроль государства фла­га судов», — отмечается в официаль­ном сообщении ведомства.

Вышеупомянутый перечень гото­вится ежегодно и включает в себя три списка («белый», «серый» и «чер­ный»), в которые вносят так называе­мые «флаги» — от самых надежных до самых неблагополучных.

Всего в перечень включено 75 стран.

В 2013 году было проведено 17687 инспекций, что приблизительно на 3 % меньше, чем годом ранее. В среднем на судно это составляет 1,3 инспекции в год. Снижение количества инспекций, которые имели место с момента введе­ния в действие Нового инспекционного режима в январе 2011 года, наблюда­лось и в 2012 году. Новой характерной чертой этого режима является то, что критерии оценки ежегодных инспек­ций для каждого государства-члена Парижского меморандума основыва­ются не на анализе судозаходов, а на данных, связанных с перемещениями судна. При этом чем выше оценка ин­спекторов, тем длиннее интервал между инспекциями. Вследствие такого под­хода количество инспекций в регионе Меморандума падает, но зачастую уве­личивается количество задержаний.

Часть «Белого», «Серого» и «Черного» списков Парижского меморандума, вступивших в силу с 1 июля 2014 года.

(по техническим причинам не приводится)

В 2011 году количество выявлен­ных недостатков на судах составило 50718. В 2012 году это число несколь­ко снизилось — до 49261. В 2013 году оно снизилось совсем незначитель­но — до 49024.

58 % инспекций выявили на судах один или несколько недостатков (го­дом ранее — 57 %). При этом в сред­нем на судне инспекторы выявили 2,8 недостатка в 2013 году. Некоторые из этих недостатков непосредственным образом затрагивают вопросы безопас­ности судна, здоровья членов экипажа или экологические. В этом случае суд­но задерживается. Иногда одни и те же суда задерживались по нескольку раз в 2013 году. В сравнении с 2012 годом количество задержаний практически не изменилось — 668 в прошлом году про­тив 669 годом ранее. 3,78 % инспекций привели к столь печальному результату.

В прошлом году в «белом» списке Парижского меморандума оказалось 46 флагов, 19 флагов попали в «серый список», а 10 — в «черный». Отметим, что в 2012 году количество флагов во всех трех списках составляло 78 (45, 19 и 14 соответственно).

«Белый» список представляет «ка­чественные» флаги, чрезвычайно редко задерживаемые инспекторами. В 2013 году он «удлинился» на один флаг. Новые страны в списке — Казахстан, Саудовская Аравия и Швейцария, в 2012 году занимавшие позиции в «се­ром» списке.

На первом месте оказалась Фран­ция, чей флаг в прошлом году озна­чал высшие показатели по результатам инспекций. Вслед за французским — флаги Норвегии, Швеции, Дании и Италии.

В 2013 году в «сером» списке оказа­лось 19 флагов (столько же — годом ра­нее). «Новичками» списка стали флаги Грузии, Ливана, Сент-Китс и Невиса, Ливии и Албании. Отметим, что это можно считать успехом, поскольку в 2012 году перечисленные страны зани­мали места в «черном» списке.

Флаги, заслуженно вызывающие у инспекторов наибольшие подозрения, это флаги Танзании, Гондураса, Доми­ники и Того. Эти страны заняли по­следние места в «черном» списке Па­рижского меморандума.

Чаще всего в прошлом году за­держивались суда для перевозки ге­неральных грузов и многоцелевые. За ними следуют яхты, осуществля­ющие коммерческие пассажирские перевозки, буксиры, рефрижерато­ры и балкеры.

Комитет Парижского меморандума внимательно следит за деятельностью классификационных обществ, осущест­вляющих инспектирование. В 2013 году выше всего Комитет оценил дея­тельность таких признанных обществ, как Lloyd’s Register, American Bureau of Shipping и Der Norske Veritas. Вы­зывающими наименьшее доверие сре­ди признанных обществ оказались в прошлом году INCLAMAR, Bulgarian Register of Shipping (BRS) и Universal Shipping Bureau Inc. (USB).

Какие же недостатки на судах ока­зались наиболее частыми из выявлен­ных инспекциями? Основные «непоряд­ки» можно разделить на нарушения, касающиеся:

■     сертификатов и документации;

■     пожарной безопасности;

■     навигационной безопасности;

■     условий труда и жизни на судне.

Перечисленные категории составля­ют примерно 55 % выявленных нару­шений. При этом на долю нарушений в вопросах судовых сертификатов, сер­тификатов членов экипажа и прочей документации пришлось 4,5 %, или 6836 в абсолютных цифрах (в 2012 году — 7158).

Нарушения навигационной безо­пасности составили 13,98 “о (годом ранее — 13,84 %). Против пожарной безопасности грешили в прошлом году тоже изрядно: в 13.57 . выявленных нарушений, и это 6637 случаев. На долю экологических нарушений при­шлось 5.9 “о, или 1060 случаев. Что касается неприемлемых условий рабо­ты и жизни на судах, то это 14.82 % всех выявленных нарушений (в 2012 году — 14.71 %).

По материалам иностранных СМИ: Марк ШЕВЧЕНКО

Источник: Порты Украины. – 2014. – № 7. – С. 44 – 45.