Демередж и фрахтователь

13 Июл

Мы неоднократно обращались к вопросам, связанным с правовыми последствиями простоя судов при выполнении грузовых работ, в том числе ответственностью фрахтователя за просрочку выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Сложная ситуация для фрахтователя возникает в случаях, когда он также является владельцем груза, выступая продавцом груза на условиях CIF. В практике отгрузок из украинских портов такая ситуация достаточно распространенная.

В настоящей публикации рассматриваются Правила истолкования сталии 1993 года (Voyage Charterparty Laytime Interpretation Rules 1993 – VOYLAYRULES 93), а также реализация этих Правил. Особенное внимание автор посвящает практике Международной юридической службы (Interlegal) по юридическому сопровождению споров, возникающих из отношений по поводу выполнения грузовых работ на судах.

Время —деньги!

Простой судов и задержка их об­работки нежелательны, поскольку это отрицательно сказывается на эффек­тивности эксплуатации флота. Для фрахтователя, если он является и гру­зовладельцем, простой может обер­нуться убытками в двойном размере, поскольку у него возникает ответ­ственность как перед судовладельцем по чартеру, так и перед покупателем по соответствующему договору купли-продажи.

По рейсовому чартеру ответствен­ность за своевременную погрузку обыч­но несет фрахтователь, также при по­грузке генеральных грузов он отвечает за обеспечение сепарационными и кре­пежными материалами, за укладку и крепление груза в трюме.

Казалось бы, фрахтователь имеет возможность спланировать и прове­сти погрузку таким образом, чтобы избежать ответственности за просроч­ку сталийного времени. Но погрузку, как правило, организовывает и опла­чивает не сам фрахтователь, а укра­инский поставщик груза, продавший этот груз фрахтователю на условиях FОВ. Именно этот украинский по­ставщик заключает договор экспеди­рования, перевалки, хранения, или иной подобный договор с экспедито­ром в порту или непосредственно с терминалом.

Оговорка о сталийном времени, со­держащаяся в чартере, обычно явля­ется обязательством, которое берет на себя фрахтователь в пользу судовла­дельца. Она либо устанавливает точ­ный срок, либо предусматривает способ расчета, либо допускает учет разумно­го времени, которое предоставляет­ся фрахтователю для выполнения его обязанностей по погрузке или выгруз­ке. За задержку судна под грузовыми операциями сверх установленного пе­риода фрахтователь несет ответствен­ность за демередж, и эта ответствен­ность является бесспорной, если только задержка судна не возникла по вине судовладельца либо в чартере не ого­ворено какое-либо исключение.

Выбор фрахтователем вида продол­жительности сталийного времени зави­сит от конкретного чартера, порта по­грузки/выгрузки, рода груза, условий запродажного контракта и т.д. Однако, подписав чартер, фрахтователь должен помнить о проблемах, которые могут возникнуть в зависимости от вида про­должительности сталии.

Чтобы разобраться в нюансах, фрах­тователь должен быть достаточно под­готовлен в вопросах расчета сталии и демереджа.

Например, можно обратиться к стан-1 дартным правилам в отношении сталии и демереджа, разработанным авторитет­ными международными организация­ми. В частности, БИМКО (Балтийский и международный морской совет), ММК (Международный морской комитет), ФОНАСБА (Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и аген­тов) и ИНТЕРКАРГО (Международная ассоциация владельцев сухогрузных су­дов) разработали и приняли в 1993 г. Правила истолкования сталии (Voyage Charterparty Laytime Interpretation Rules 1993). Кодовое обозначение — VOYLAYRULES 93.

Правила основаны на многолетней практике торгового мореплавания, ан­глийской прецедентной практике и от­ражают современный подход к основ­ным понятиям, связанным со сталией и демереджем в рейсовом чартере.

Сталия

Ключевым правилом является Правило 4, в соответствии с которым «сталия» означает согласованный меж­ду сторонами период времени, в тече­ние которого судовладелец должен дер­жать судно в состоянии готовности к погрузке или выгрузке без уплаты до­полнительного фрахта.

На практике начало отсчета ста­лийного времени определяется сово­купностью следующих условий:

а) судно находится в надлежащем месте;

б) судно готово к выполнению погрузочно-разгрузочных работ;

в) фрахтовщиком (капитаном судна) подан фрахтователю нотис о готовности.

Время после подачи нотиса и до начала сталии называется свободным временем. Время выполнения грузовых работ, которые фактически начинают­ся в свободное время, засчитывается как сталия, что прямо предусмотре­но, например, в ч. 4 ст. 130 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Если же это положение противоречит условиям чартера, то действуют условия чартера, поскольку упомянутое правило имеет диспозитивный характер.

Как же исчисляется сталийное время? Единицами исчисления являются дни, часы и минуты. Ключевая единица — день, который состоит из 24 асов: с 00. 00 до 24. 00 (Правило 7). Надлежащая продолжительность сталии определяется соглашением сторон договора перевозки, а при отсутствии такого соглашения — сроками, обычно принятыми в порту выполнения рузовых работ, хотя трудно представить себе чартер, в котором бы не был регулирован этот вопрос.

Имеется три основных способа определения продолжительности сталии. Два способа описаны в Правилах 5 и 6. Правило 5 посвящено способу «на люк в день». Правилом 6 регулируется способ «на рабочий люк в день» (WHD — РЛД). Сталия, исчисленная таким методом, называется расчет­ам сталийным временем (Calculable aytime).

Третий метод гораздо проще. Стороны договариваются о количестве времени, за которое должны быть выполнены грузовые работы. Точнее, стороны обыкновенно договаривают­ся о количестве рабочего времени. Хотя в плане часов и минут рабочее время не отличается от текущего (ка­лендарного, астрономического) време­ни, в течение которого производятся погрузочно-разгрузочные операции. Другое дело рабочие дни. При исчис­лении сталии в рабочих днях, празд­ничные и нерабочие дни не учитыва­ются. Стороны могут договориться о том, что сокращенные рабочие дни, учитываются как 0,5 или 0,75 рабо­чего дня. Обычно это субботние дни. Если сталия измеряется в рабочих ча­сах и минутах, то перерывы в работе исключаются при исчислении сталий­ного времени. В некоторых профор­мах чартеров предусматривается счет сталийного времени в текущих днях, что соответствует практике отдель­ных портов, где грузовые работы ве­дутся круглые сутки. Однако и в этом случае воскресные и праздничные дни исключаются из расчета сталии. Сталийное время, исчисленное таки­ми методами, называется определен­ным (Definite laytime).

Неопределенное и обычное ста­лийное время (Indefinite laytime, Customary laytime) зависит от обы­чаев порта, в котором производятся грузовые операции, или от скорости, с которой судно может произвести по­грузку или выгрузку, или от обоих условий одновременно. Они все иден­тичны, поскольку определяют сталию как неопределенный период времени, который дается фрахтователям для проведения грузовых операций. Если судно не погружено или не выгруже­но в течение этого периода времени, то, как и при других видах сталии, согласованных в чартере, судовладе­лец имеет право на компенсацию, ко­торая чаще всего определяется в чар­тере в форме демереджа.

Как только сталийное время нача­лось, то оно отсчитывается непрерывно, если только в чартере нет каких-либо противоречащих этому обычаев или специальных оговорок. Отсчет време­ни продолжается, даже если простой вызван обстоятельствами, которые не находятся «под личным контро­лем фрахтователя». Например, из-за плохой погоды, скопления судов, за­бастовок, отсутствия груза и др., при условии, что судовладелец не является ответственным за какие-либо из этих обстоятельств.

Так, например, при погрузке судна в Ильичевском порту, груз находился на причалах различных терминалов (районов порта). Судно было ошвар­товано на одном районе для погруз­ки находящегося там груза. Однако, в связи с загруженностью порта, ад­министрация порта приняла решение перешвартовать судно на другой район для продолжения погрузки, при этом на склад этого района надо было пере­везти груз для его дальнейшей пере­валки. Сталийное время было опреде­лено в чартере через норму погрузки 12 часов в сутки, исключая воскрес­ные и праздничные дни, если они не использовались. Время перешвартов­ки судна в данном случае не входи­ло в сталийное время, что было пря­мо оговорено в чартере. Однако время для перевозки груза не считалось ис­ключенным периодом. В этой связи фрахтователь вынужден был превысить сталийное время и нести ответ­ственность в виде демереджа из-за необходимости перевозки груза на другой район, хотя это произошло не по его вине.

Из-за неточной фиксации в чарте­ре исключений из сталийного време­ни фрахтователям придется доказы­вать, что какой-либо период должен быть исключен из сталии, и это может вызвать проблемы.

Другой пример. Судно было зафрах­товано для перевозки генерального груза из одного из российских портов. Условия чартера предусматривали по­грузку по установленной норме в по­гожий рабочий день, состоящий из 24 последовательных часов. Когда судно пришло на рейд, причал был занят, и судно бросило якорь, ожидая, когда он освободится. Но дело происходило зи­мой, хорошую погоду сменили силь­ный ветер и шторм. Поскольку чарте­ром было установлено, что погрузка должна производиться в погожие ра­бочие дни, то возник вопрос, как рас­считывать сталийное время в часы не­погоды в период, когда судно стоит на рейде, а не у причала.

По общему правилу, пока судно ожидает на рейде свободный причал, сталия рассчитывается так, как если бы судно стояло у причала под погруз­кой или выгрузкой. Но обязательные постановления порта гласят, что все погрузочные операции запрещены при скорости ветра более 17 м/с. В стейтменте указано, что портом было изда­но соответствующее постановление о прекращении всех погрузочных опера­ций, так как скорость ветра составля­ла 19—24 м/с.

Однако в то время как наше судно стояло на рейде, на этом же терминале в часы непогоды производило погрузку другое судно. Судовладелец счел этот факт достаточным доказательством того, что его судно тоже могло в это время грузиться, и, соответственно, не исключил эти периоды сильного ветра из сталийного времени.

Опытные фрахтователи, как прави­ло, уверены в себе и хорошо знакомы как с обычаями портов, из которых производят отгрузки, так и с правила­ми расчета сталии и демереджа. Тем не менее, погода, человеческий фактор, действия властей или контрагентов за­частую вносят непредвиденные коррек­тивы, которые могут обернуться зна­чительными убытками. Своевременная оценка всех обстоятельств и выбор оптимального варианта в таких случаях под силу только квалифицированным спе­циалистам, это сэкономит не только время, но и деньги.

Автор: Наталья МИРОШНИЧЕНКО, старший юрист Международной юридической службы (Interlegal)

Источник: Порты Украины. – 2012. – № 5. – С. 64 – 65.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *