Анкетный госконтроль вне закона

5 Дек

В последнее время участились случаи проведения проверок предприятий на предмет соблюдения законодательства Украины об оплате труда. Не последнюю роль в проведении проверок играют и органы государственной налоговой службы (ГНС), которые с целью получения информации не только исследуют документацию предприятий, но и методом анкетирования опрашивают сотрудников предприятий. Но насколько законными являются такие методы осуществления контроля среди работников предприятий и обязаны ли работники предоставлять сведения о своей заработной плате? Итак, публикация посвящена порядку проведения проверок соблюдения законодательства о труде, в особенности органами ГНС.

Основные принципы контроля за соб­людением законодательства об оплате труда и перечень органов, уполномоченных такой контроль осуществлять, изложены в Законе Украины «Об оплате труда». В соответствии со статьей 35 данного Закона контроль за соблюдением законодательства об оплате труда на предприятиях осуществляют:

— Министерство труда Украины и его органы;

— финансовые органы;

— органы государственной налоговой инспекции;

— профессиональные союзы, представляющие интересы наемных работников.

Вполне понятно, что каждый из указанных органов имеет различную степень прав и полномочий при осуществлении контроля за оплатой труда. Однако не так давно в Закон были внесены существенные дополнения, согласно которым каждый из указанных контролирующих органов имеет право получать от субъектов хозяйствования и нанятых ими лиц информацию, документы и материалы, а также посещать места осуществления хозяйственной деятельности во время выполнения трудовых функций такими наемными лицами.

Более детально Порядок проведения проверок соблюдения законодательства о труде утвержден приказом Министерства труда и социальной политики Украины № 72 от 21 марта 2003 года.

В соответствии с положениями Закона Украины «Об оплате труда» органы ГНС также относятся к органам, уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением законодательства об оплате труда. Полномочия органов ГНС по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о труде предусмотрены и Кодексом законов о труде Украины.

В отличие от Гострудинспекции основной задачей ГНС является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью начисления налогов и сборов и своевременностью перечисления их в бюджет. В частности, наличие информации о нарушении законодательства о труде (относительно использования труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями заработной платы без уплаты налогов в бюджет) является основанием для проведения фактической налоговой проверки, которая осуществляется без предварительного уведомления предприятия, по месту осуществления основной деятельности.

С целью надлежащего проведения проверок достоверности формирования затрат на выплату заработной платы, а также установления фактов выплаты заработной платы «в конвертах» ГНС изданы специальные рекомендации относительно проведения таких проверок (письмо Государственной налоговой администрации Украины от 1 апреля 2010 года).

Права контролирующих органов получать пояснения непосредственно у работников предприятия ни НК, ни подзаконными нормативными актами, регулирующими деятельность налоговых органов при проведении проверок, не предусмот­рены.

Несмотря на то что отдельные основания для получения информации непосредственно от работников предприятия у контролирующих органов имеются в рамках Закона Украины «Об оплате труда», тем не менее работник имеет право отказаться давать какие-либо пояснения относительно своей заработной платы, ссылаясь на статью 63 Конституции Украины, в соответствии с которой лицо не несет ответственности за отказ давать показания или пояснения в отношении себя.

Таким образом, если на работника не возложены функции руководителя предприятия, а пояснения касаются его лично, то отказ работника предоставлять пояснения в какой-либо форме (в том числе в виде заполнения анкет) является правомерным.

Автор: К. Горовая – юрист компании «Международная юридическая служба», г. Одесса

Источник: Юридическая практика. – 2011. – № 44.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *