Термин «абандон» происходит от французского слова abandon (отказ). Этому институту в Кодексе торгового мореплавания (КТМ РФ) посвящено две статьи – 278 и 279. При этом они, единственные из всех иных статей гл. XV Кодекса, регулирующей договор морского страхования, включают в себя нормы, носящие императивный характер, т.е. обязательные к исполнению обеими сторонами договора морского страхования.
Необходимо констатировать, что абандон достаточно слабо изучен с позиций теории страхового права и относительно редко служит предметом специального исследования цивилистов. Между тем в практике возникает множество сложностей. Настоящая статья является попыткой ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы.
Понятие, условия и порядок заявления абандона
В соответствии со ст. 278 КТМ РФ в случае, если имущество застраховано от гибели, страхователь или выгодоприобретатель может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую сумму. |
Следует отметить, что федеральный законодатель довольно детально урегулировал вопрос об основаниях абандона в морском страховании. Он может быть заявлен в случае:
1) пропажи судна без вести;
2) уничтожения судна и (или) груза (полной фактической гибели);
3) экономической нецелесообразности восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели судна);
4) экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;
5) захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев (и. 1 ст. 278 КТМ РФ).
Экономическая нецелесообразность ремонта судна или доставки груза в порт назначения принято называть конструктивной гибелью имущества (ст. 300 КТМ РФ).
В ст. 277 Кодекса называется еще одно основание для абандона – пропажа судна без вести, если последнее известие о нем получено до истечения срока действия договора морского страхования судна и если страховщик не докажет, что судно погибло но истечении указанного срока.
Когда речь идет о конструктивной гибели судна, то страхователь или выгодоприобретатель должны представить суду доказательства экономической нецелесообразности ремонта судна1.
Заявить абандон может собственник, а также обладатель иных вещных прав (права хозяйственного ведения или оперативного управления), если он имеет право распоряжаться соответствующим имуществом. Говоря о круге субъектов права на абандон, A.M. Симоненко указывает: «Переход к страховщику от страхователя каких-либо иных прав, кроме права собственности (например, права аренды), приводит к тому, что страховщик оказывается в крайне невыгодном положении: он выплачивает всю страховую сумму, но не становится собственником остатков застрахованного имущества и не может удовлетворить свой интерес, например, путем продажи этих остатков.
По нашему мнению, можно было бы ограничить круг лиц, имеющих право на заявление абандона, путем внесения изменений в КТМ РФ»2. Полагаю, что это целесообразно было бы сделать, чтобы в принципе исключить возможные разногласия по данному вопросу.
В силу ст. 279 КТМ РФ заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев с момента окончания срока или наступления указанных обстоятельств. По истечении этого времени страхователь или выгодоприобретатель утрачивает право на абандон и может требовать возмещения убытков на общих основаниях. Эти положения свидетельствуют о том, что срок на заявление абандона носит пресекательный характер.
Заявление об абандоне должно быть безусловным и не может быть взято страхователем или выгодоприобретателем обратно. При этом суды склонны понимать данную норму буквально, требуя, чтобы страхователь или выгодоприобретатель направили страховщику именно такое заявление. Так, суд пришел к выводу, что ссылки страхователя на ст. 278 КТМ РФ в требовании о выплате страхового возмещения, чтобы считать абандон заявленным, недостаточно3.
После заявления абандона к страховщику переходят:
– все права на застрахованное имущество при страховании имущества в полной стоимости;
– права на долю застрахованного имущества пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости при страховании имущества не в полной стоимости.
A.M. Симоненко считает, что «для того, чтобы к страховщику перешло право собственности на долю в застрахованном имуществе, необходимо, чтобы эта доля уже существовала к моменту заявления абандона»4. Думается, что это неверный вывод, поскольку такая доля вполне может быть рассчитана постфактум. В то же время следует согласиться с мнением С.Н. Афанасьева, который констатирует: «Полагаем, что законодатель при формулировании этой нормы подразумевал переход к страховщику права собственности не на долю застрахованного имущества, а на долю в праве общей долевой собственности на это имущество. Такая позиция вполне обоснованна, поскольку в рассматриваемом случае объект права собственности един для всех участников, и все они должны находиться к нему в одинаковом отношении. Такое возможно лишь при отношениях общей долевой собственности, в которой, как известно, доля в праве выражает определенные юридические возможности. Другими словами, доля, принадлежащая каждому из участников долевой собственности, выступает не как часть вещи и не как право на часть вещи, а как часть права на всю вещь как единое целое.
Таким образом, в случае абандона застрахованного не в полной стоимости имущества к страховщику должна переходить доля в праве общей долевой собственности на это имущество»5.
Правовая природа абандона
В доктрине страхового права по поводу правовой природы абандона высказываются различные точки зрения. Большинство ученых рассматривают абандон как одностороннюю сделку, так как заявление о нем страховщиком не может быть отклонено6. |
Отдельные авторы отстаивают тезис об абандоне как двусторонней сделке7. Многие страховые организации используют специальные типовые соглашения об абандоне, в которых фиксируется отказ страхователя или выгодоприобретателя от объекта страхования в пользу страховщика, регулируются практические вопросы передачи страховой компании документов на абандонированное имущество и самого такого имущество по акту приема-передачи, а также в случае утраты имущества определяются последствия последующего его обнаружения.
Некоторые авторы считают, что абандон может быть и односторонней, и двусторонней сделкой8.
В РФ утверждение о договорной природе абандона противоречит законодательству. Если абандон – это право страхователя, то ему корреспондирует обязанность страховщика, причем безусловная. Отказаться от принятия абандонированного имущества страховщик вправе лишь в том случае, когда он обоснованно отказал в признании события страховым случаем. В качестве примера, который косвенно подтверждает данный тезис, приведу Определение ВАС РФ от 20 июня 2011 г. № ВАС-4818/11 об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ.
ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением об установлении момента прекращения права собственности заявителя на рефрижераторное судно «Петрозаводск» в качестве факта, имеющего юридическое значение.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 05.05.2010 г., оставленным без изменений судами второй и третьей инстанций, заявление судоходной компании оставлено без рассмотрения.
Суд установил, что между ООО и страховой компаний был заключен договор от 31.03.2009 г. № 1510000-0000175 ВДТР страхования рефрижераторного судна «Петрозаводск», принадлежащего судоходной компании, на случай его гибели и повреждения.
Указанное судно 11.05.2009 г. потерпело крушение. По данному факту администрация порта провела расследование, о чем 16.07.2009 утвержден акт расследования, из которого следует, что аварийный случай стал причиной конструктивной гибели судна.
Руководствуясь ст. 278, 279 КТМ РФ, судоходная компания 23.07.2009 г. уведомила страховщика об абандоне.
Судоходная компания обратилась в арбитражный суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, в котором просило суд установить момент прекращения права собственности на судно «Петрозаводск», связывая его установление с необходимостью определить момент, с которого у судоходной компании прекратилось бремя содержания имущества. Учитывая, что страховщиком заявлены возражения относительно признания аварии судна страховым случаем и выплаты страхового возмещения, суд пришел к выводу о наличии спора о праве, поэтому оставил заявление судоходной компании без рассмотрения9.
Однако в ряде зарубежных государств абандон имеет договорную природу, поэтому в теоретическом плане можно рассматривать его как одностороннюю, так и двустороннюю сделку. В практическом же плане в нашей стране абандон является односторонней сделкой, т.е. для ее совершения достаточно волеизъявления только страхователя или выгодоприобретателя.
В этой связи имеет смысл рассмотреть правовую природу соглашений об абандоне. Это не более чем договор о процедуре оформления передачи имущества страховщику. Если страхователем или выгодоприобретателем сделано заявление об абандоне, то недостижение согласия между участниками страхового правоотношения относительно технологии передачи права на застрахованное имущество совсем не означает, что абандон не состоялся. В данном случае объект страхования страховщику уже передан, а остаются нерешенными лишь технические вопросы. Их несогласование не дезавуирует волеизъявление страхователя или выгоденфиобетателя об отказе от застрахованного имущества в пользу страховщика. Все неблагоприятные последствия несогласования технических деталей несет страховая организация.
Предметом абандона может быть имущество, которое страховщик вправе иметь на праве собственности. Следовательно, нельзя заявлять об абандоне в отношении утраченного имущества, запрещенного к обороту или оборот которого ограничен. Абандон такого имущества ничтожен, поскольку совершается вопреки императивным нормам закона, запрещающим или ограничивающим оборот такого рода вещей (ст. 168 ГК РФ). В данном случае абандон запрещается в силу норм публичного права. Правда, если речь идет о конструктивной гибели, когда сами по себе остатки такого имущества уже не несут в себе характеристик имущества, ограниченного в обороте или запрещенного к обороту, то препятствий к их передаче страховщику я не вижу.
В литературе подчас высказывается мнение, согласно которому страховщик, принявший абандон, несет ответственность и за событие, которое не было включено в страховое покрытие10, но с этим нельзя согласиться. С правовой точки зрения подобное положение вещей возможно лишь при условии, что соответствующее согласие страховой компании на абандон квалифицируется как конклюдент-ное действие, направленное на изменение условий договора страхования. Против такого подхода существует очень веское возражение. Договор страхования по российскому праву носит формальный характер и требует письменной формы (ст. 248 КТМ РФ). Поэтому в соответствии с общими правилами договорного права изменять такой договор возможно лишь соглашением, совершенным в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не следует иное (п. 1 ст. 452 ГК РФ). В п. 12 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования, являющегося приложением к Информационному письму Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 28 ноября 2003 г. № 75, указано, что возмещение страховщиком убытков страхователя при отсутствии предусмотренного договором страхового случая не может рассматриваться как изменение договора страхования.
Отдельные авторы приходят к выводу, что абандон должен распространяться на все застрахованное имущество, так как частичный абандон законом не предусмотрен”. На самом деле норма п. 2 ст. 278 КТМ РФ о переходе к страховщику права на долю застрахованного имущества пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости при страховании имущества не в полной стоимости говорит как раз о том, что законодатель допускает абандон части имущества, но это должна быть вся застрахованная часть.
Другими словами, абандон на часть имущества возможен по факту неполного имущественного страхования, но при этом отказ от права собственности должен распространяться на всю долю соответствующего имущества. Если по договору морского страхования имущество было застраховано в размере, скажем, 80% от страховой стоимости, то абандон должен быть произведен в отношении именно этой доли имущества. В данной ситуации единоличное право собственности на застрахованное имущество в результате абандона преобразуется в право долевой собственности.
Такое решение проблемы дает возможность справедливо распределить и расходы, связанные с содержанием или утилизацией соответствующего имущества. Как известно, в соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Если титульным владельцем абандонированного имущества является выгодоприобретатель, т.е. лицо, непосредственно в договоре страхования не участвующее, то общая долевая собственность на застрахованное имущество возникнет на основании его одностороннего волеизъявления.
В результате заявления об абандоне к страховщику переходят все элементы права на абандонированное имущество, т.е. право владения, пользования и распоряжения. При этом для такого перехода права собственности не требуется, чтобы к этому моменту страховщик уже осуществил выплату страхового возмещения.
Сравнительный анализ института абандона и отказа от права собственности
Иногда абандон характеризуется в качестве обычного отказа от права собственности12. Другие авторы считают его адресным отказом от права собственности13. |
Институт абандона действительно имеет отличия от простого отказа собственника от своего имущества. Как известно, ст. 236 ГК РФ предусматривает, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от прана собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
При отказе от собственности права на отчуждаемое таким способом имущество и обязанности, связанные с ним, сохраняются у прежнего собственника до тех пор, пока не появится новый собственник. При абандоне же переход прав на имущество происходит сразу.
Переход права собственности при отказе от такого права традиционно относится к первоначальным способам приобретения права собственности, а абандон представляет собой производный способ приобретения права собственности. ■
Продолжение следует
1 См. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2008 г. № 09АП-12292/2008-ГК по делу № А40-16886/08-63-174.
2 Симоненко A.M. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. СПС «Консуль-тантПлюс».
3 См. постановление Федерального арбитражного суда Северо-Запалного округа от 4 мая 2005 г. по делу № А56-23778/04; постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2012 г. № 09АП-33302/2012, 09АП-38185/2012 по делу № А40-29646/12-96-282.
4 Симоненко A.M. Указ. соч.
5 Афанасьев С.Н. Отказ страхователя от прав на застрахованное имущество (абандон) в морском страховании. СПС «КонсультантПлюс»
6 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: Комментарий. Под. ред. Иванова Г.Г. М., 2000, С. 468; Страхование от А до Я. Под ред. Корчевской Л.И., Турбиной К.Е. М., 1996, С. 179.
7 Шапюрин A.A. Проблемы нормативного регулирования института абандона и отказа от прав на застрахованное имущество. «Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии», 2006, № 4. С. 70-71; Чебунин A.B. Чебунин A.B. Абандон в теории и практике страхования. Http://www.lawinsti-tut.ru/ru/science/vestnik/20031 / chebunin.html.
8 См. Юлдашев Ю.Т. Страховой бизнес: Словарь-справочник. М., 2005. С. 7; Теория и практика страхования. Учеб. пос. М., 2003. С. 378; Гришин Г. Штурмовать далеко море… надо с полисом в руках. М., 2000. С. 257.
9 См. СПС «КонсультантПлюс»; см. также постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2005 г. по делу № 10АП-1176/04-ГК.
10 См., например, Теория и практика страхования. Учеб. пос. С. 378.
11 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: Комментарий. С. 469.
12 Шашорин A.A. Проблемы нормативного регулирования института абандона и отказа от прав на застрахованное имущество // «Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии». – 2006. – №4. – С. 70-71.
Автор:
Сергей ДЕДИКОВ, старший партнер Общества страховых юристов, советник ОАСПО «Москва Ре»
Источник:
Морское страхование. – 2013. – № 4. – С. 84 – 90.