16.03.2017 г. и.о. главы Администрации морских портов Украины (АМПУ) Райвис
Вецкаганс представил широкой отраслевой общественности план приоритетных
действий АМПУ на 2017 г.
По словам и.о. главы АМПУ, приоритетными направлениями ведомства в
2017 г. станут: модернизация и развитие портовой инфраструктуры, создание
условий и механизмов для привлечения инвестиций, обеспечение равных и конкурентных условий для бизнеса в морпортах Украины, работа по усовершенствованию отраслевого законодательства и систем управления предприятием.
Модернизация и развитие портовой инфраструктуры
По данным Р. Вецкаганса, в 2017 г. запланированный Ассоциацией морских портов Украины объем капитальных инвестиций составляет почти 3,51 млрд грн. В т.ч. запланированы капинвестиции в 6 причалов (929,8 млн грн.) и в 4 проекта дноуглубления в двух морпортах — “Черноморск” и МТП “Южный”. При этом, как отметил глава АМПУ, в 2016 г. АМПУ было реализовано всего 650 млн грн. капитальных инвестиций — 25% от плана.
Р. Вецкаганс отметил, что дноуглубление морпорта “Черноморск” связано в т.ч. с энергетической независимостью Украины — рассматривается возможное направление в порт грузопотока импортного угля для поддержания энергетической отрасли государства. Выполнение данной задачи (планируемый
объем перевалки импорта угля на 2017 г. — 4,8 млн т) связано с определенными сложностями: существующие перегрузочные портовые мощности энергетических грузов ориентированы на осуществление экспортных отправок. “Когда меняется геополитическая ситуация, нам нужно пересматривать технологические возможности”, — отметил руководитель АМПУ.
При этом Р. Вецкаганс подчеркнул, что современная логистика по насыпным грузам более экономична, когда используются большие судна типа Panamax или большегрузные суда типа “кейпсайз” и выше. “К сожалению, сегодня МТП “Южный” не может принять такие суда. Но в ближайшей перспективе мы сможем дноуглубить и МТП “Южный”, и порт “Черноморск”, и можно будет решить эту задачу”, — отметил и.о. главы АМПУ.
Р. Вецкаганс добавил, что АМПУ поставила перед дноуглубителями задачу предоставить варианты развития собственного флота. Цель — доведение до паспортных и поддержание глубин в морпортах собственными силами. “Думаю, это будет более эффективно с точки зрения себестоимости и снимет вопрос, связанный с проведением тендеров”, — убежден Р. Вецкаганс.
Отвечая на вопрос о том, планируются ли какие-либо работы в Николаевском морском порту, заместитель главы АМПУ Николай Полторацкий сообщил, что в т.г. запланировано доведение глубин порта до паспортных, на что предусмотрены инвестиции в объеме 130 млн грн.
Отдельным объектом рассмотрения стал процесс строительства причалов в украинских портах. Р. Вецкаганс охарактеризовал его как неудовлетворительный.
“Как я вижу решение задачи — расширение рынка именно по привлечению строительных компаний… Поэтому мы с командой планируем 4 апреля т.г. на
площадке ACC провести презентацию по проектам развития и реконструкции всех гидротехнических сооружений”, — отметил Р. Вецкаганс.
И.о. главы АМПУ отметил наличие серьезных проблем и в области модернизации портовой инфраструктуры. В частности, он упомянул о болезненной ситуации, связанной с обязательствами АМПУ перед инвесторами по строительству волнореза в рамках реализации проекта контейнерного терминала на
Карантинном молу Одесского морпорта.
Для решения данной проблемы АМПУ проведены переговоры с государственным секретарем Министерства транспорта ФРГ и руководством KfW (Немецкий государственный банк развития) о возможности привлечения кредита: для строительства волнореза Карантинного мола и дноуглубления на Ланжероновской гавани до 15 м необходимо привлечь кредит в размере EUR50 млн. “Думаю, что мы успешно наметили план действий для решения этой задачи”, — отметил и.о. главы АМПУ.
Создание условий и механизмов для привлечения инвестиций
Говоря об условиях привлечения инвестиций, Р. Вецкаганс сообщил, что в 2017 г. АМПУ запланировала применение международных стандартов контроля в процессе строительства объектов портовой инфраструктуры (FIDIC), что позволит иностранным дноуглубительным компаниям заходить на украинский рынок, а компаниям-инвесторам — быть уверенными в прозрачности процессов тендерных закупок.
Внимание также будет уделяться вопросу подготовки к аудиту Международной морской организации (IMO, International Maritime Organization) и обеспечению безопасности мореплавания.
Еще один момент, на котором акцентировали внимание в АМПУ, — это документное закрепление партнерских отношений с потенциальными инвесторами в морских портах и подготовка предложений относительно Порядка компенсации инвестиций в стратегические объекты портовой инфраструктуры.
“Наша задача — запустить задекларированные инфраструктурные и инвестиционные проекты, чтобы эти действия увидел украинский и иностранный бизнес. Мы ставим перед собой цель равномерно развивать порты во всех регионах для сбалансированной работы транспортной системы и меняться в соответствии с требованиями времени. И уже в этом году мы увидим первые результаты стартовавшей работы”, — отметил Р. Вецкаганс.
Более того, АМПУ надеется утвердить финплан на 2017 г. до мая т.г. “В ближайшее время АМПУ подаст в Мининфраструктуры финплан и стоит задача утвердить его до мая т.г.”, — отметил и.о. главы АМПУ.
Обеспечение равных и конкурентных условий для бизнеса в морпортах Украины
Начальник юридической службы АМПУ Светлана Письмак отметила, что на сегодняшний день еще не определены границы портов. “Это самая важная основа законов… На сегодняшний день совместно с Мининфраструктуры начата работа по сбору информации от всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в морском порту, для уточнения границы порта”, — отметила С. Письмак.
Начальник отдела стратегического развития АМПУ Владимир Шемаев рассказал, что часть работы, которая будет выполнена в 2017 г., — это распределение правильного баланса между государственными стивидорами и филиалами АМПУ.
Так, в АМПУ пообещали поддерживать паспортные глубины на подходных каналах и в акваториях морпортов (8,7 млн куб. м в год), а также пересмотреть объекты на балансах АМПУ и государственных стивидорных компаний — морских торговых путей, в том числе с целью определения объектов портовой инфраструктуры, которые могут быть переданы в концессию в составе имущества комплексов.
Усовершенствование отраслевого законодательства и систем управления предприятием
Говоря об усовершенствовании отраслевого законодательства, начальник отдела стратегического развития АМПУ В. Шемаев сообщил, что первая позиция в списке задач (второй квартал т.г.) — инициирование подготовки изменений в закон о Специальной экономической зоне (СЭЗ) Рени в соответствии с положением Закона Украины “О морских портах Украины” и функционалом АМПУ. “Это желание — определение и формирование СЭЗ в порту — по моему опыту имеет огромный приоритет в развитии конкретно порта… Это один из вариантов управления стратегическими активами более быстро”, — отметил В. Шемаев.
Вместе с тем, в третьем квартале 2017 г. АМПУ планирует совместно с Всемирным банком разработать методику формирования ставок портовых сборов.
“Этот вопрос уже в процессе. На основании финплана на 2017 г. и понимания инвестиций на будущие периоды на основании методики, которую выработал Всемирный банк, ведем работу для того, чтобы в ближайшее время предложить отрасли новую политику портового сбора”, — заявил В. Шемаев.
Вдобавок, по данным АМПУ, на первый квартал т.г. запланировано утверждение новой структуры АМПУ, в том числе переезд в Киев. В третьем квартале АМПУ будет внедрять электронный документооборот в системе.
Генеральный директор Ассоциации “Портовое сообщество” Василий Зубков также акцентировал внимание на том факте, что АМПУ будет развивать обмен данными. “Сейчас уже создана и внедрена система, которая работает в портах, — ИСПС… Как вы считаете, эту систему нужно развивать?”, — спросил В. Зубков.
Отвечая на вопрос, Р. Вецкаганс сообщил, что такая система должна быть. “Но мое видение — эта система должна быть в управлении и собственности АМПУ. Мы на сегодняшний день разрабатываем техзадание, разрабатываем варианты, чтобы либо сделать такую систему собственную, либо приобрести ту, которая есть”, — заявил и.о. главы АМПУ.
Автор: И. РОСЛИК
Источник: Транспорт. – 2017. – № 3. – С. 36 – 38.