Cага об альянсе РЗ в последние 4 месяца продемонстрировала серьезные и резкие повороты сюжета. Вначале пришли новости о том, что китайское Министерство коммерции выступило, как сообщает «Containerisation International», против объединения судоходных гигантов Maersk Line, Mediterranean Shipping Co и CMA CGM.
Федеральный морской комитет США дал альянсу разрешение на совместную деятельность, однако американцы намерены внедрить особую мониторинговую программу, а Брюссель утверждает, что не собирается исследовать особенности функционирования альянса до того, как он начнет свою работу.
Почему Китай оказался столь подозрителен? Министерство коммерции страны (Ministry of Commerce, MofCom) придерживается той точки зрения, что «в рамках РЗ» слишком тесны деловые и коммерческие связи — в отличие от ныне существующих практик сотрудничества между судоходными контейнерными компаниями, что это «уничтожит эффективную конкуренцию на рынке, а в дальнейшем поставит барьеры на пути вхождения компаний на международный рынок линейных перевозок… В случае с РЗ участники альянса интегрируют все свои мощности на направлении Восток—Запад. Управление будет осуществляться из единого центра, что само по себе значительно отличает альянс от имеющихся традиционных судоходных альянсов, если говорить о форме кооперации, операционного менеджмента и разделения затрат». Такое мнение было высказано в рамках официального заявления, заблокировавшего создание крупнейшего в мире контейнерного альянса. MofCom утверждает, что при объединении трех линий их суммарная доля рынка на направлении Азия — Европа составит 47,6 %, при этом на Maersk Line, MSC и CMA CGM придется соответствен но 20,6 %, 15,2 % и 10,9 %.
Сегодня уже говорят об альянсе двух компаний — Maersk Line и MSC (2М), объявивших о соглашении, касающемся совместного использования флотов на направлении Азия — Европа, трансатлантическом и транстихоокеанском направлениях.
Два крупнейших контейнерных перевозчика мира заявили, что сделка заключена на 10 лет и предусматривает все три направления перевозок, связывающих Восток и Запад и совместную эксплуатацию 185 судов общей контейнеровместимостью в 2,1 млн TEU на 21 сервисе.
Таким образом, данный альянс представляет собой несколько менее масштабное объединение, чем РЗ, который включал 255 судов общей вместимостью в 2,6 млн TEU на 29 сервисах. На долю MaersK Line придется примерно 110 судов, что составляет 55 % общей мощности 2М, причем часть судов компании, охваченных новым соглашением, это контейнеровозы класса Tripple-E. К услугам грузовладельцев MSC предоставит 75 судов общей вместимостью 0,9 млн TEU, что составляет 45 % суммарной контейнеровместимости альянса.
Из, 21 сервиса 6 свяжут Азию с Северной Европой, 4 — Азию со Средиземноморьем, 4 — Азию с Западным побережьем США, 4 — Азию с Атлантическим побережьем США, 3 — Северную Европу и США и 2 — США и Средиземноморье.
«2М представляет собой новый позитивный шаг на нашем пути к постоянному улучшению операционной сети, говоря о масштабах, эффективности и надежности», — сказал вице-президент MSC Диего Апонте. — «Наши клиенты смогут ощутить эти преимущества, вместе с обслуживанием мирового класса, являющимся фундаментом нашего бизнеса с момента основания компании в 1970 году».
Главный исполнительный директор Maersk Line Скарен Скоу заявил, что две линии лелеют одни те же амбиции: осуществлять по возможности более эффективные и экономичные операции. «Мы продолжим обеспечивать наших клиентов конкурентными и надежными контейнерными перевозками на направлениях Восток — Запад по привлекательным ценам», — говорит Скарен Скоу. — «Для того, чтобы это было возможно, мы должны быть инно-вативны, предлагая клиентам наш лучший на рынке продукт, говоря о покрытии, частоте заходов и надежности, по умеренным ценам. Наше соглашение с MSC — это шаг к достижению названных целей на направлении Восток — Запад».
Суда, эксплуатируемые в рамках VSA (Vessel Sharing Agreement), продолжат оставаться в индивидуальном владении/ чартере соответственно датской и швейцарской компаний; соглашение не предусматривает совместные морские операции, как это было в случае с РЗ. Каждая из подписавших соглашение сторон будет выполнять собственные операции, включая погрузку, планирование маршрута и портовые операции. Ни коммерческие операции, ни ответственность не включены в VSA. Каждая из сторон сохранит полную независимость, если говорить о продажах, ценообразовании, маркетинговой политике и обслуживании клиентов. Совместный координационный комитет будет осуществлять мониторинг сети в ежедневном режиме.
Maersk Line и MSC уже поставили в известность СМА CGM, с которой эти компании в настоящий момент сотрудничают в рамках нескольких VSA на направлениях контейнерных перевозок Восток — Запад, что 2М начнет работать в следующем году.
Диего Апонте рассказал «Containerization Internationals, что извещение о начале функционирования альянса было сделано за 6 месяцев, хотя этот срок мог быть сокращен по взаимному согласию. Maersk Line выйдет из восьми VSA с СМА CGM (с которой в последние годы были установлены прочные рабочие отношения), об обмене слотами. Сейчас компании сотрудничают на 4 сервисах, связывающих Азию с США, причем MSC является партнером на 2 сервисах из этих четырех.
Сервисы, которые будут прекращены в связи с новым соглашением, этоТРЗЯРЭ из Азии в США через Суэцкий канал, а также ТР2 и ТР8 (транстихоокеанские), в которых также принимает участие MSC. Кроме того, сервис ТР5, на котором Maersk продает слоты СМА CGM. Кстати, СМА CGM также сотрудничает с Maersk в сервисах, соединяющих Азию и Средиземное море. Принадлежащий французской компании Bosphorus Express обслуживает порты Черного моря, a Phoenician Express — Адриатику (в партнерстве с Maersk и еще двумя компаниями).
Сейчас задают два вопроса: что предпримет CMA CGM и согласится ли Китай с образованием нового альянса?
По большому счету, перевозчики, входящие в 2М, вовсе не намерены искать одобрения MofCom, поскольку данный случай не входит в сферу действия китайского антимонопольного законодательства. «Соглашение 2М — чисто операционное VSA. Таким образом, большинство вопросов правового характера подлежат рассмотрению морскими администрациями разных юрисдикции. Что касается Китая, VSA направлено в Министерство транспорта страны», рассказали в Maersk Line. Этот шаг можно считать отчасти «предупредительным», направленным на устранение возможных препятствий, ранее выстроенных китайским антимонопольным законодательством на пути создания альянса РЗ.
По материалам иностранных СМИ: Марк ШЕВЧЕНКО
Источник: BlackSeaLines. – 2014. – № 7. – С. 13 – 15.