Рациональное зерно

2 Июн

Государство и бизнес едины в желании наращивать зерновую инфраструктуру. Порты от этого только выиграют.

Настоящая публикация посвящена успехам украинских аграриев и перспективам развития аграрного рынка в Украине, причем особенное внимание уделяется мерам, которые должны быть приняты с тем, чтобы транспортная инфраструктура, в особенности портовая, адекватно соответствовала планам развития аграрного сектора.

Публикация сопровождается аналитическими материалами:

– Обновление инфраструктуры – основная потребность аграриев;

Стивидоры vs зернотрейдеры: кому должны принадлежать терминалы.

У спехи отечественных аграриев заставляют транспортников искать возможности для развития. Загрузка зерновых терминалов в прошлом году достигала 86%. Чтобы не допустить возникновения дефицита мощностей, многие зернотрейдеры готовы вкладывать в модернизацию портов и дорог. Государство пытается содействовать инфраструктурным проектам для привлечения инвестиций и расширения рынков сбыта.

Рекорды

В 2013/2014 маркетинговом году Украина вошла в тройку ведущих мировых экспортеров зерна. Согласно данным Администрации морских портов Украины (АМПУ), в прошлом году на внешние рынки через морские порты было отгружено 32,5 млн тонн зерна, что на 23,2% больше, чем в 2013 году. Кроме того, в общей структуре экспортных отправок грузов в портах зерно составило около 30%.

Сейчас основные объемы экспорта зерновых приходятся на порты Большой Одессы и Николаевского региона. Больше всего зерновых в прошлом году было обработано в портах Южный (9,1 млн тонн), Николаевский (6,9 млн тонн), Одесский (6,7 млн тонн), Ильичевский (4,6 млн тонн). Суммарная доля этих портов в структуре перевалки зерновых грузов в 2014 году составила около 80%. Среди крупнейших компаний, поставляющих зерно на экспорт, «Нибулон», «Луи Дрейфус Украина», 61епсоге, «Бунге Украина», Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (см. рейтинг).

Прогнозы

Межведомственная рабочая группа при Министерстве экономического развития и торговли прогнозирует валовое производство зерновых в Украине в 2014/2015 маркетинговом году на уровне 58 млн тонн против 63 млн тонн в предыдущем периоде. По прогнозу Минэкономразвития, в 2014/2015 маркетинговом году Украина экспортирует 32 млн тонн зерновых. Основное сокращение прогноза производства зерновых в текущем сезоне объясняется изъятием из него объемов сбора зерновых в Крыму, в то время как в прошлом сезоне эти объемы учитывались.

Прогнозы на следующий год еще менее утешительны. Согласно данным эксперта «УкрАгроКонсалт» Елизаветы Малышко, в 2015/2016 маркетинговом году Украина соберет 53-54 млн тонн зерна. По ее словам, негативное влияние окажут погодные условия осени и сокращение количества внесенных удобрений. В соответствии со спадом производства ожидается также уменьшение экспорта до 29-30 млн тонн. Эксперт также подчеркнула, что при сокращении производства на 7 млн тонн экспортный потенциал снизится только на 5 млн тонн. Это связано преимущественно со снижением внутреннего потребления зерна.

Стратегии

В конце января 2015 года министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко сообщил, что Украина планирует увеличить экспорт зерновых культур до 70 млн тонн в 2020 году. «Аграрный экспорт является главным источником доходов страны. Мы надеемся на дальнейшее открытие рынков Европейского союза для нашей аграрной продукции. В то же время одним из ключевых стратегических рынков для нас является и Китай. Прорабатывается возможность поставки продукции в страны Азии и Африки. Переход на стандарты ЕС важен не только для нашего экспорта в страны Евросоюза, но и открывает нам доступ на мировые рынки», – заявил министр.

Чуть позже министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, выступая на Международной конференции в поддержку Украины, сообщил, что развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения экспорта зерновых – это одна из приоритетных задач министерства. Недавно ведомство опубликовало проекты развития инфраструктуры морских портов. В частности, министерство предлагает инвесторам проекты по развитию зерновой инфраструктуры в портах Южный, Мариупольский и Белгород-Днестровский.

Инвестиции

Эксперты и сами игроки рынка говорят, что наращивать зерновую инфраструктуру необходимо. В качестве аргументов эксперты приводят данные: зерновые терминалы в порту Южный в прошлом году были загруженные на 108%. По словам старшего аналитика Центра транспортных стратегий Андрея Исаева, в общем загрузка зерновых терминалов в 2014 году составила 86%. «Это близко к операционному оптимуму для данных терминалов. Если урожай и экспорт вырастут на 4-5 млн тонн по отношению к 2014 году, то у нас уже будет дефицит. Поэтому можно сказать, что дефицит – это вопрос 5-7 лет», – отмечает аналитик.

Однако, учитывая нестабильное экономическое положение в стране, строить пока что никто не спешит. Из последних больших проектов, которые можно назвать успешными, – это строительство зернового терминала «Бруклин-Киев» совместно с одним из мировых лидеров агропромышленного бизнеса Louis Dreyfus в Одесском порту. Под этот проект Европейский банк реконструкции и развития выделил кредит на $60 млн.

В октябре прошлого года генеральный директор «Нобл Ресорсиз Украина» Владимир Осадчук заявлял о том, что компания намерена инвестировать $75 млн в строительство зернового терминала в Николаевском порту. Мощность терминала составит 125 тыс. тонн единовременного хранения, а ввод в эксплуатацию запланирован на 2015 год. По словам участников рынка, строительство этого терминала сейчас продолжается.

Кроме того, ранее были заявлены планы по развитию терминальной инфраструктуры в Одесском и Николаевском регионах у некоторых крупных зернотрейдеров и стивидоров. Об этом, в частности, информировали компании «Бориваж», ТИС, «Портинвест», «Каргил» и «Бунге».

По словам представителя крупного зернотрейдера, в Украине сейчас довольно сложно что-то строить. «У местных компаний закрыт доступ к финансированию, а нестабильная ситуация в стране отпугивает иностранных инвесторов. Однако главная причина – это отсутствие механизма инвестирования. Концессия не работает, поскольку не проработан механизм, аренда не позволяет реконструировать объекты. Кроме того, крайне сложный процесс получения всех согласований, землеотводов и разрешений», – рассказывает представитель компании. Елизавета Малышко отмечает еще одну причину – длительный период окупаемости инвестиций.

Надежды и препятствия

Основными драйверами развития портовой инфраструктуры, сточки зрения структуры грузооборота в портах, являются зерно, железорудное сырье и металл. По словам Андрея Исаева, если экспорт зерновых будет продолжать расти, то это отразится не только на развитии зерновой терминальной инфраструктуры, но и всей портовой отрасли, а также смежных отраслей. Необходимо будет развивать железнодорожную инфраструктуру, проводить в портах дноуглубление.

Однако в логистической цепочке экспорта зерновых на сегодняшний день существуют узкие места, которые нужно ликвидировать. Среди них традиционная проблема с дефицитом зерновозов, низкая пропускная способность припортовых железнодорожных станций, необходимость перевода части грузов с дорог на реку.

Андрей Пивоварский отмечает, что для того, чтобы инфраструктура успела за увеличивающимся объемом экспорта зерновых, ведомство сейчас работает над такими программами, как обновление и модернизация железнодорожного подвижного со-става, развитие железнодорожной инфраструктуры в припортовых зонах и самих портах, комплексная реформа дорожного хозяйства. Кроме того, в этом году планируется увеличить объемы грузов, которые перевозятся по внутренним водным путям. «Введение круглогодичной навигации и проведение дноуглубления на реке Днепр увеличит потенциал рек и в свою очередь расширит логистические возможности для аграриев», – отметил министр.

Автор: Вера КАРАБЛИНА

Источник: Порты Украины. – 2015. – № 4. – С. 10 – 11.

«Обновление инфраструктуры – основная потребность аграриев»

– Инфраструктура становится одним из основных вызовов для сектора АПК, поскольку и в будущем объемы производства зерновых и масличных в Украине, а также их экспорт, продолжат расти.

Уже сейчас потребности по хранению и перевалке зерновых и масличных в портах составляют 64,6 млн тонн. Дефицит мощностей для хранения зерновых в портах составляет 31,1 млн тонн. Изношенность мощностей по хранению и перевалке в портах влечет за собой задержку в процессе отгрузки. Что касается хранения, то 46% существующих элеваторов требуют замены напольных емкостей на силосные. Переоснащение элеваторов может обеспечить снижение затрат на доработку и хранение в 2,2 раза.

Особое место занимает модернизация лабораторного оборудования для обеспечения соответствующего уровня качества продукции. Есть потребность в применении более энергосберегающего оборудования. 45% работающих зерносушильных агрегатов требуют замены на более совершенные и энергосберегающие. Парк зерносушильной техники должен быть увеличен в 1,5 раза.

Кроме того, необходимо создание и постоянное обновление детализированной базы данных элеваторных мощностей с указанием технического оснащения и стоимости услуг. Она упростит анализ для инвестиционных компаний.

Автор:

Владислава РУТИЦКАЯ,

заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины по евроинтеграции

Стивидоры vs зернотрейдеры: кому должны принадлежать терминалы

Если посмотреть на то, как развивается зерновая ин-фраструктура в других странах, то, по словам Андрея Исаева, особых отличий нет, поскольку технологии вез¬де одинаковые. Однако примечательно то, что портовая зерновая инфраструктура во всем мире, как правило, принадлежит зернотрейдерам. «В Украине на данный момент большинство перевалочных зерновых комплек¬сов принадлежат независимым стивидорным компани¬ям», – рассказывает аналитик.

Кроме того, в ходе международной конференции «Зерно Причерноморья – 2015» эксперт «УкрАгроКонсалт» Светлана Малыш отметила, что в структуре инвести¬ций в перевалочные мощности Украины значительную роль играют отечественные компании (80%). В то вре¬мя как в Румынии, для примера, основными инвесто¬рами являются зарубежные компании (70%).

Источник:

Порты Украины. – 2015. – № 4. – С. 11.