Десятилетние попытки реформировать портовую отрасль не увенчались успехом, но надежду вселяет очередной законопроект.
Статья посвящена проекту Закона Украины о морских портах. Автор обращает внимание на некоторые причины того, что огромный транспортный потенциал Украины остается нереализованным. В статье рассматриваются основные направления реформирования портового хозяйства, а также препятствия на пути такого реформирования. Статья сопровождается экспертным мнением: “Границы с препятствиями”.
С 2002 года было предпринято несколько попыток реформирования морских портов Украины. В настоящее время имеется очередной законопроект № 9712, зарегистрированный в Верховной Раде 16 января 2012 года. Отсталость правового поля Украины приводит к проблематичности инвестирования портового хозяйства. Коррупция в портах приводит к тому, что грузопотоки обходят украинские порты стороной. Это определяет потребность реформирования портов Украины. Основными направления такого реформирования являются внедрение модели функционирования, в соответствии с которой порт – это объект управления, и изменение системы государственного управления портами на основе создания администрации морских портов Украины (АМПУ). Главный инструмент реформы — это разгосударствление и демонополизация на основе реорганизации морских портов, а также легализация отношений государства и частного инвестора на основании компенсации инвестиций в стратегические объекты портовой инфраструктуры, не подлежащие приватизации. Из нового законопроекта исчезло понятие резервного фонда земель морских портов. Новая концепция не включает в себя земли водного фонда под акваторией портов. Основными факторами, тормозящими реформу, являются сопротивление чиновников и “местечковое” мышление реформаторов портового хозяйства в Украине. Критерием успешности реформирования являются статистические данные, характеризующие деятельность морских портов, а также уровень удовлетворенности их работой со стороны государства и общества.
Автор:
ПОДГАЙНЫЙ Андрей — партнер ЮФ «АГРЕКА», г. Киев
Границы с препятствиями
Автор указывает на противоречивые правовые эффекты нормы законопроекта о расширении границ морского порта за счет земельных участков, на которых построены объекты его инфраструктуры. Отсутствие в законопроекте упоминания о землях резервного фонда, который предполагалось создать для перспективного развития портов, не повлияет существенно на развитие портов, по мнению автора.
Автор:
Арсений ГЕРАСЫМИВ,
адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»