В настоящем номере помещены новостные, статистические и аналитические материалы. Повышенное внимание привлекают следующие:
- Парламент принял Закон «О концессиях» – Верховная Рада голосами 257 депутатов приняла Закон »0 концессиях» (№ 1046), предусматривающий привлечение частного капитала к управлению государственным имуществом. Закон должен способствовать совершенствованию правового регулирования концессионной деятельности, что облегчит привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику Украины для развития инфраструктуры. Документ определяет четкий механизм выбора концессионера и внедряет концессионные условия, соответствующие международной практике.
- Презентация концессионных проектов – Roadshow, организованное Мининфраструктуры для привлечения внимания инвесторов к проектам концессии портовых комплексов в Херсоне и Ольвии, собрало 1 октября в Одессе около 170 представителей отечественных и иностранных компаний.
В презентации проектов приняли участие министр инфраструктуры Владислав Криклий, глава Комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры Верховной Рады Юрий Кисель, глава Херсонской ОГА Юрий Гусев, зам. главы Николаевской ОГА Валентин Гайдаржи, руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс, глава представительства IFC в Украине, Беларуси и Молдове Джейсон Пеллмар, зам. главы представительства ЕБРР в Украине Марк Магалецкий. - Наполнятся ли внутренние водные пути? – Голосования по двум похожим законопроектам о внутренних водных путях ждут с нарастающим нетерпением. Как известно, транспортировка грузов по воде всегда была выгоднее наземной ввиду возможности перевозить при тех же расходах энергии намного большие объемы без необходимости строить дороги. Именно поэтому крупные города как торговые центры с древних времен почти всегда располагались на берегах крупных рек, представлявших собой транспортные артерии. Однако, как и наземные дороги, «внутренние водные пути» (ВВП) требуют обустройства, ухода и ремонта. Именно об этом уже не один год говорят представители профильного ведомства и деловых кругов. Особенно тех, которым есть что везти. Проект Закона Украины о внутреннем водном транспорте решено было готовить еще в 2014 году. И это понятно, если равняться на Европу. Например, в 2017 году в странах ЕС перевезли по рекам более 558 миллионов тонн (!) грузов, что на 6 млн тонн больше, чем за предыдущий год. В одной Германии этот объем в среднем достигает 240 млн тонн в год, а в Нидерландах составляет 35% всех грузоперевозок по стране и 80% перевозок навалочных грузов. В статье Андрея Нетребенко – менеджера морских и транспортных проектов Interlegal рассматриваются ключевые положения законопроекта № 1182, мнения рынка, а также положения альтернативного законопроекта № 1182-1.
- Кодекс торгового мореплавания требует новой редакции – При подготовке такого документа нужно сосредоточиться на семи главных задачах. В далеком 1994 году, когда спасение торгового флота ЧМП, АМП и УДП было еще актуальной задачей, суда ходили под советским флагом, права пароходств на распоряжение имуществом и капитанов портов на регистрацию флота были незыблемыми, министерство автомобильного транспорта Украинской ССР только-только начало привыкать к роли Минтранса Украины, а Укрморречфлот не представлял себе всей многострадальной судьбы морской администрации, Верховная Рада приняла Кодекс торгового мореплавания – КТМ. В публикации заместителя директора МПСС Владимира Работнева приводится точка зрения автора на историю создания КТМ Украины и поднимаются чрезвычайно важные и актуальные проблемы реформирования морского права в Украине. Особенное внимание уделяется подготовке к присоединению к инструментам ИМО и МОТ, прежде всего: Конвенциям о труде в морском судоходстве, о контроле за судовыми балластными водами и осадками, а также об аресте судов 1999 года.
- І знову про статус капітанів морських портів – Предлагаем альтернативный вариант для определения статуса капитана. Дискуссии относительно статуса и места в отрасли и непосредственно в морском порту капитанов портов продолжаются на протяжении многих лет. КТМ Украины еще в 1994 году на капитана морского порта возложил функцию осуществления государственного надзора в порту. Одновременно капитан порта находится в структуре ГП “Администрация морских портов Украины” – коммерческого предприятия. Автор настоящей статьи – капитан дальнего плавания, доктор технических наук, исполнительный директор Всеукраинской ассоциации “Морська освіта”, Илья Тихонов, – исследует существующий статус капитана морского порта в Украине и вносит предложения по реформированию этого статуса и построению системы государственного надзора за безопасностью мореплавания в соответствии с международными стандартами.
Источник: Порты Украины. 2019. № 8. С. 2, 34 – 35, 36 – 38, 40 – 41.