На днях я опубликовал письмо г-на Еренлера, члена Палаты Судоходства Турции, которое он разослал по отраслевым СМИ. В письме утверждалось, что режим портконтроля стран Парижского Меморандума используется как орудие с целью ограничить использование турецкого тоннажа в водах Европы. Сразу после публикации я получил письмо от г-на Еренлера, в котором он подробно описывает практику работы PSC Парижского Меморандума в странах Евросоюза, и приводит подробную статистику задержаний. Г-н Еренлер заявил, что он и Палата судоходства Турции намерены бороться с нездоровой, дискриминационной практикой ЕС в отношении неевропейского тоннажа, всеми имеющимися у них силами и возможностями, и пригласил Морской Бюллетень к участию. Так как я также нахожу практику работы PSC в Европе порочной и не отвечающей ни интересам регионального судоходства, ни интересам безопасности мореплавания, я естественно, согласился. Письмо г-на Еренлера потребовало основательно правки, после чего я опубликовал его как статью под заголовком Study of the Paris MOU PSC regime malpractice in European waters на английской версии сайта Морской Бюллетень. Г-н Еренлер от имени Палаты Судоходства Турции разослал эту статью в следующие адреса:
To ParisMOU on PSC / Kind Attn. Richard Schiferli pls
To Emsa
To EU DG MOV
To IMO
И прислал мне продолжение.
Ниже приводится перевод первой статьи, вторая будет написана на днях, отдельно будет опубликована статистика задержаний судов в странах Парижского Меморандума за период с апреля 2011 года.
Палата Судоходства Турции внимательно отслеживает ситуацию с задержаниями судов в странах Парижского Меморандума с начала 2008 года. С вступлением в силу нового режима работы PSC с 1 января 2012 года, можно уверенно говорить о четко обозначившейся тенденции – тоннаж, контролируемый странами ЕС, практически не задерживается, порядка 40-45% всех инспекторских осмотров судов приходится на осмотры европейского тоннажа, заканчивающиеся нулевыми результатами, то есть полным отсутствием замечаний.
Около 60% всех задержаний приходится на костеры.
Совершенно не задерживаются суда крупных и крупнейших компаний – в первую очередь круизные лайнеры и океанские линейные контейнеровозы, а также VLOC, VLCC и другие крупнотоннажные балкеры и танкеры крупных, известных компаний.
Совершенно не задерживаются суда под флагами стран ЕС.
По странам и регионам ЕС:
А) Балтика и вся Скандинавия (включая Кильский канал) – суда ЕС проверяются без замечаний, задерживаются исключительно неевропейские суда.
Б) Антверпен, Роттердам, Гамбург – режим PSC отличается разумностью требований и сравнительно доброжелателен. Так, в Антверпене за весь 2011 год было задержано всего 7 судов. Сравнительно низок уровень задержаний, соотносительно с судоходством, в Германии. Однако и при этом режиме PSC судам, контролируемым ЕС, требуется сделать что-то из ряда вон выходящее, чтобы их задержали.
В) Англия – это сущее проклятие для всех судов неевропейских стран. В первую очередь PSC откровенно преследует балкеры и танкеры Пакистана, Бангладеш, стран Персидского залива, Китая, Японии и Турции. На втором месте по активности придирок и задержаний находятся суда таких стран, как Греция, Италия или Россия.
В прошлом году одной из самых нашумевших катастроф стала гибель сухогруза Swanland, зарегистрированного под удобным флагом и имеющего класс регистра, не входящего в IACS, но судно принадлежало англичанам. Оно шло из одного английского порта в другой в штормовых условиях, и затонуло. Из 8 русских моряков, членов экипажа, 6 погибли. Англия со свойственным ей умением сделал из спасательной операции грандиозное шоу благодаря участию в ней принца Уильяма. Но Англия ни слова не сказала о причинах трагедии, а ведь Swanland до гибели не раз и не два попадал в различные ЧП, но ни разу не был задержан PSC страны.
Откровенным фарсом стало задержание танкера Global Star (см. подробностиhttp://www.odin.tc/newsru/read.asp?articleID=138). К танкеру, идущему на слом в Аланг, предъявили такие же требования, как к обычным судам, и задержали. Танкер в конце-концов, вынужден был просто сбежать. Руководство Парижского Меморандума с победным видом публично объявило о запрете этому танкеру на дальнейшую работу в водах Европы – танкеру, который идет на слом.
Г) Испания – на испанский PSC много нареканий, особенно в свете недавних обвинений правительства страны в том, что PSC в приказном порядке используется, как инструмент для пополнения казны государства, которому впору объявлять себя банкротом. Однако при этом следует отметить, что Испания (и в последнее время Франция) является наверное, единственной страной ЕС, где PSC относится ко всем одинаково, без разбора, кем контролируется судно и какой у него флаг.
Д) Италия – почти такое же бедствие, как и Англия. В одной только Специи судов за год задерживается больше, чем в Антверпене, Гамбурге и Роттердаме, вместе взятых. При этом однако, итальянские суда совершенно не задерживаются, и совершенно напрасно, если судить по катастрофе Costa Concordia. Если говорить о турецких судах, то они сравнительно спокойно чувствуют себя в итальянских портах Адриатики, но к западу от Cape Passero (включая западную Италию, Сардинию и Сицилию) им хода нет, их откровенно дискриминируют враждебными действиями PSC.
Е) Словения Копер – до недавнего времени PSC свирепствовал, однако в последнее время ситуация несколько нормализовалась.
Ж) Греция и Кипр – до недавнего времени особых жалоб со стороны судовладельцев не было, но похоже, времена изменились из-за финансового кризиса, и подобно Испании, правительства этих стран решили сделать из PSC источник дополнительных денежных средств путем штрафования задерживаемых за самые незначительные нарушения судов.
З) Румыния и Болгария – чистый случай «плати, если не хочешь проблем».
Автор: М. Войтенко