В настоящей публикации, представляющей собою окончание статьи (МО. – 2015. – № 2. – С. 1 – 3), посвященной глобальным проблемам, продолжается рассмотрение проблем всего человечества, в частности, энергетической проблемы и путей ее разрешения. Особенное внимание уделяется также продовольственной проблеме. Авторы подробно исследуют роль и значение морского транспорта в решении глобальных проблем.
Энергетическая проблема. В послевоенный период в развитых странах мира быстрыми темпами начало развиваться промышленное производство, добыча полезных ископаемых, строительная индустрия, различные виды транспорта. В свою очередь, все это вызвало возрастающую потребность в энергоресурсах — угле, нефти, природном газе, добыча которых резко возросла. Научные разработки в этой области показывают, что при сохранении таких высоких темпов роста потребностей в невозобновляемых источниках энергии через некоторое время возникнет их дефицит, вызванный ограниченностью минерально-сырьевых и других природных ресурсов планеты. Ученые подсчитали, что ориентировочно через 40 лет закончатся запасы нефти – основного энергоносителя, используемого мировой экономической системой. Только некоторые страны, обладающие наибольшими запасами этого сырья (Венесуэла, Бразилия, Россия, Арабские страны, Мексика) будут иметь необходимое количество нефти для собственных нужд.
Не обнадеживающие прогнозы также существуют в отношении природного газа, запасы которого последнее время быстро истощаются вследствие резко возросшего потребления в различных отраслях индустрии. Реально существующая угроза энергетического кризиса заставляет человечество искать новые возобновляемые источники энергии. Со всей остротой стала задача разработки и применения энергоресурсосберегающих, а также безотходных производств, технологий замкнутого цикла. В последние годы большие успехи были достигнуты в ядерной энергетике, в ряде стран значительная часть электроэнергии получается от АЭС. Однако были недооценены серьезные опасности, связанные с использованием атомных реакторов, добычей. переработкой,транспортировкой запасов ядерного топлива. Крупные аварии, произошедшие на АЭС Чернобыля и Фукусимы отняли здоровье и жизни тысяч людей, не говоря уже об огромном материальном и моральном ущербе. Среди причин этого — слепая вера во всемогущество техники, неспособность предвидеть последствия ее эксплуатации. оценивать степень риска. Поэтому в ряде стран введен запрет на строительство атомных электростанций. Сейчас в мире ведутся активные разработки в отношении практического использования солнечной энергии, создания и эксплуатации устройств, работающих от энергии морских приливов, ветрогенераторов и др.
В морской индустрии также ведутся поиски новых возобновляемых источников энергии, которые со временем могли бы заменить традиционно используемые. Сейчас уже есть опыт использования в качестве судового топлива «биодизеля», сжиженного натурального газа (LNG), солнечных панелей — для получения электроэнергии, необходимой для обеспечения производственных процессов на судне. Первым судном, использующим в качестве топлива для главного двигателя LNG, стал танкер-продуктовоз «Big Viking». Он также является наибольшим коммерческим судном, которое не перевозит LNG, но использует сжиженный природный газ как топливо. Двигательная установка танкера была соответственно переделана под надзором классификационного общества «Германишер Ллойд». В процессе конвертации первоначально установленных на судне двух двигателей «Вяртсиля» 46 танкер был оборудован двигателями «Вяртсиля» 50DF, которые могут работать на двух видах топлива (dual-fuel). Использование «Big Viking» показало значительные преимущества перехода на LNG: «вредные» выбросы в атмосферу сократились на 25 %, эмиссия окислов серы отсутствует полностью, а выбросы N0 сократились на 90 %. Известная дизелестроительная компания MAN начала изготавливать судовые двигатели, способные работать на двух видах топлива – обычном и биологическом. Норвежское классификационное общество DNV разработало проект контейнеровоза, принимающего на борт больше «ящиков» и потребляющего меньше топлива. Концепция под названием Quantum призвана удовлетворить возрастающие потребности судоходного рынка в энергетической эффективности, экологической «чистоте» судов и использования в качестве топлива сжиженного натурального газа. Другой известный изготовитель двигателей фирма «Вяртсиля» разработала проект танкера «Aframax», который «offers solutions for current and forthcoming emissions legislation». Пропульсивная система основана на использовании двухтактного главного двигателя Wartsila Х62. Фирма утверждает, что по сравнению с другими аналогичными двигателями Х62 обеспечивает экономию топлива на 60 %. Для соответствия требованиям в отношении выбросов из дымовой трубы на нем будет установлено специальное чистящее устройство (exhaust gas scrubber). Японская фирма Mitsui OSK Line (MOL) объявила о применении новых технологий при проектировании судов следующего поколения – паромов, балкеров, танкеров и контейнеровозов. Суда такого типа с маркировкой THi-1, которая применяется для инноваций, оборудованы солнечными батареями высокой производительности и перезаряжаемыми батареями (аккумуляторами), что позволяет полностью прекратить выбросы СО, в атмосферу при стоянках в порту во время погрузочно- разгрузочных операций. На ходу судно будет использовать многочисленные новые технологии, способные уменьшить эмиссию СО, на 50 %. Новый проект предусматривает применение солнечных панелей по площади всей верхней палубы, что дает возможность свести к нулю выбросы СО, при стоянке в порту. Приведенные примеры представляют только небольшой фрагмент тех многочисленных мер, которые сейчас предпринимаются в судоходной индустрии с целью надежного энергетического обеспечения производственной деятельности флота и береговых предприятий в условиях недостатка используемых сейчас традиционных видов энергоносителей. В этой связи необходимо также упомянуть о важной роли, которую играют суда, обслуживающие нефтегазодобывающие установки, работающие на шельфе в различных районах Мирового океана. С каждым годом растет флот таких судов, работа которых в оффшорной индустрии способствует «отодвиганию» энергетического кризиса на более поздний период. ИМО не осталась в стороне от этого важного для морской индустрии процесса. В последние годы организацией принят ряд новых требований, направленных на повышение энергоэффективности судов, практическое применение которых позволяет существенно экономить топливо в процессе их эксплуатации.
Продовольственная проблема. Является одной из наиболее острых, хотя за последнее время здесь достигнут существенный прогресс — численность голодающих людей в мире сократилась вдвое. Однако большую нехватку продовольствия по калориям испытывает каждый шестой житель Земли. В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн людей. Особенно заметно ощущается эта проблема в беднейших странах Африки и Азии, где на каждого человека приходится менее 2000 ккал в день. Несомненно, что проблема голода, как неизбежная, человечеству не угрожает в силу использования современных методов интенсификации сельскохозяйственного производства, современных биотехнологий и других достижений научно-технического прогресса. То есть производство продовольствия в мире в ближайшие 15-20 лет будет в целом способно удовлетворить спрос на продукты питания, даже если население планеты в этот период будет ежегодно возрастать на 80 млн человек. При этом предполагается, что спрос на продовольствие в развитых странах останется примерно на современном уровне, в то время как резко возрастет потребление продуктов питания в странах, где наблюдается их нехватка, т. е. в ряде государств Африки, Азии и Латинской Америки. Основными поставщиками продовольствия сейчас являются США, Канада, ФРГ, Нидерланды, Франция, Австралия, Аргентина, значительная часть закупок его приходится на развивающиеся страны. Таким образом, в перспективе можно ожидать существенного увеличения перевозок продовольственных товаров из стран, где они в избытке, в страны, в которых их не хватает. В настоящее время по морским путям перевозится около 90 % всех товаров международной торговли, в том числе большие объемы продовольственных товаров. Насколько эта работа имеет важное значение для мирового сообщества, в одном из своих выступлений отметил бывший Генсек ИМО Э. Митропоулос. Он сказал, что если бы морской транспорт остановился, то половина человечества замерзла, а половина умерла от голода. Действительно, ежегодно морскими судами доставляются в разные страны миллионы тонн продовольственных грузов: зерновых, рефрижераторных, сахара и др.
Очевидно, от ритмичной, эффективной работы всех элементов транспортной «цепочки», связывающей порты отправления и назначения продуктов питания, во многом зависит успешное решение продовольственной проблемы. В этой связи можно утверждать, что все те меры законодательного и практического характера, которые принимаются ИМО, государствами флага, классификационными обществами, судовладельцами по обеспечению безопасности эксплуатации судов и сохранной доставки груза, являются значительным вкладом морского сообщества в решение глобальной продовольственной проблемы.
Авторы: Тарский В. Г., гл. редиктор журнала «МО», Топалов В. II., зам. гл. редактора
Источник: Морское обозрение. – 2015. – № 3. – С. 1 -2.