Коль скоро речь ведем о страховании каско (Н&М) и ответственности (Р&I), попытаемся показать, насколько возрастает риск страховщика, когда при заключении страхового договора принимается предложенная страхователем высокая страховая сумма без анализа действительной стоимости судна. Только после аварийной ситуации (не дай бог, полной или конструктивной гибели судна) у страховщика возникает острый интерес к оценке страховой стоимости. В статье приведены кратко основные принципы определения стоимости морского судна и роль морского сюрвейера в расследовании крупных убытков.
Все активы имеют стоимость. А стоимость – это то, что люди готовы за них заплатить.
Assets have a value. The value is what people will pay for them.
Лондонский судовой брокер
Гладко было на бумаге,.. или Почти «русская рулетка»
Чем опасно чрезмерное превышение страховой суммы? Исходя из многолетнего опыта страхового сюрвейера, можно утверждать, что некоторые российские страховщики, не так давно пришедшие на рынок морского страхования, при заключении договора каско морских судов (Н&М), особо не задумываясь, включают в полисы страховые суммы, в РАЗЫ превышающие действительную стоимость судна. Особенно при страховании старых грузовых или промысловых судов, а также судов типа река-море запредельного возраста.
Когда же «грянет гром», страховщик кусает локти, и единственное, что остается, – пытаться всеми способами доказать в суде, что страхователь (страховой брокер) ввел его в заблуждение. Тогда на помощь страховщику в качестве эксперта (технического специалиста и оценщика) приходит профессиональный морской сюрвейер (Investigation & Valuation Survey).
Как показывает практика сюрвейерского (лосс-аджастерского) расследования крупных морских аварий, которые относятся к полной или конструктивной гибели судна (например, при столкновениях, пожаре, посадке на грунт и т.п.), неизбежно возникнет вопрос: какова была реальная рыночная стоимость судна на момент, предшествующий роковому событию, заявленному страхователем как «страховой случай». Оценка рыночной стоимости судна необходима при общей аварии, а также при частной аварии, например при поломке главных двигателей или гибели грузов.
Больше того. По мнению автора, в последнее время наблюдается особый вид страхового мошенничества, когда недобросовестные, мягко скажем, страхователи пытаются застраховать на возможно большую сумму дышащие на ладан старые суда, у которых остался примерно год до очередного (пятилетнего) классификационного освидетельствования с постановкой в док. Заведомо зная, что никакой классификации и ремонта не будет, а будет только списание на металлолом, такой субстандартный страхователь отнюдь не заинтересован в поддержании застрахованного судна в годном техническом состоянии. Тем более что характерной чертой таких судов является низкий уровень технического обслуживания и высокая аварийность плавания. Ничуть не способствует безопасности плавания регистрация под «очень удобными флагами» (например, Молдавии или Камбоджи, Белиза или разных экзотических островных офшоров) и наличие субстандартного класса (более полусотни таких а-ля классификационных обществ Non-IACS расплодилось в мире).
Неудивительно, что страхование таких судов превращается для страховщика в «русскую рулетку».
Так, например, при недавнем сюрвейерском расследовании крупных морских аварий по уполномочию страховой компании (поломка главных двигателей на двух судах и полная гибель судна при неизвестных обстоятельствах) была установлена незаконная попытка таких горе-страхователей:
- за счет страховщика сделать дорогостоящий капитальный ремонт главных двигателей, поломка которых произошла из-за нарушений норм технического обслуживания со стороны судовладельца;
- необоснованно требовать выплаты страховой суммы при отсутствии документально доказанной ответственности страховщика.
Кто в состоянии профессионально оценить судно?
Как доказать при неизбежном судебном или арбитражном споре величину реальной стоимости? Будет ли достаточно заказать опытному оценщику оценку страховой (читай, рыночной) стоимости судна на момент аварии, имея в виду, что такой «Отчет об оценке» можно отстоять в суде?
Исходя из российского’и зарубежного законодательства, этого недостаточно – потребуются обоснованные доказательства недобросовестности страхователя, который умышленно завысил страховую стоимость судна (ст. 948 ГК РФ*).
* Статья 948 ГК РФ.
Страховая стоимость имущества, указанная в договоре страхования, не может быть впоследствии оспорена, за исключением случая, когда страховщик, не воспользовавшийся до заключения договора своим правом на оценку страхового риска (п. 1 ст. 945), был умышленно введен в заблуждение относительно этой стоимости.
Кто может помочь страховщику морского судна в подобной ситуации? Понятно, что речь идет исключительно о помощи (точнее, экспертной оценочной услуге) на законном основании. Попробуем объективно показать роль морского страхового сюрвейера.
Примеры из жизни
(как принято сегодня говорить, кейсы)
Давний, почти хрестоматийный, но очень характерный случай «Отчета об оценке траулера, списанного на металлолом», так сказать, «доказательного значения»…
Застрахованный в Мурманском филиале московской страховой компании на $1,1 млн, списанный на металлолом рефрижераторный траулер затонул во время морской буксировки всего через сутки после выхода из порта при загадочных обстоятельствах ночью в штилевую погоду. Страховая сумма в Полисе, как было доказано в международном арбитраже, превысила действительную (рыночную) стоимость в шесть раз.
Кратко предыстория страхового случая. Рыболовный траулер преклонного возраста (около 28 лет), будучи в крайне запущенном состоянии, с истекшими документами Регистра более пяти лет находился на отстое у бывшего владельца (рыболовецкий колхоз).
Новый владелец приобрел судно по бросовой цене (ниже цены металлолома) и решил отбуксировать его для ремонта на Фарерские острова. Прежде чем обратиться в местную страховую компанию, судовладелец заказал стоимостную оценку траулера в оценочной фирме ТПП в Санкт-Петербурге. Хотя оценщики земельных участков не имели представления о морских судах, они выполнили отчет об оценке* и оценили рыночную стоимость траулера в $1,5 млн.
* Результат действия Статьи 130 ГК РФ: коль воздушные и морские суда отнесены к недвижимости, то почему не выполнить заказ…
Доверившись горе-оценщикам ТПП из Санкт-Петербурга и не имея опыта страхования каско при буксировке списанных на металлолом судов, филиал московской страховой компании страхует это судно на сумму $1,1 млн (правда, в Москве 90% риска перестраховали… на западном рынке).
Итог оказался печальным для страховщика, поскольку новый владелец судна (страхователь) требует страхового возмещения в размере страховой суммы. Страховая компания под давлением западных перестраховщиков назначает сюрвейера для расследования страхового случая и определения реальной стоимости судна на момент заключения договора страхования.
В результате сюрвейерского расследования, проведенного с выездом на место, была установлена причина гибели судна – букет нарушений, среди которых и немореходное состояние буксируемого объекта перед выходом в рейс, и непрофессионализм местного сюрвейера, и нарушение морской практики со стороны буксировщика.
Одновременно по заданию перестраховщиков сюрвейер произвел определение рыночной стоимости траулера на момент заключения договора о страховании (с учетом полученных сведений о техническом состоянии судна). В итоге рыночная стоимость траулера была определена по цене металлолома – в сумме $180 ООО. После двух лет судебной тяжбы (дело рассматривалось в Морской арбитражной комиссии ТПП РФ) стороны пришли к мировому соглашению, приняв оценку судна, определенную морским сюрвейером.
Другой недавний пример из практики
Московская страховая компания с подачи сомнительного зарубежного брокера (имеющего представительство в Москве), практически не глядя, в 2010 году застраховала «от полной гибели и повреждений» небольшой старый сухогруз. Судно валовой вместимостью 2350 per. т, возрастом 38 лет плавало под удобным флагом (Белиз) с таким же «удобным» классом (Non-IACS) и эксплуатировалось постоянно в Атлантическом океане (бассейн Западной Африки), имея классификационные и конвенционные документы для неограниченного района плавания. При невыясненных обстоятельствах судно в полном грузу, находясь у берегов Африки, получило сильный крен и затонуло якобы от столкновения с неизвестным подводным плавающим объектом. Никаких достоверных доказательств, кроме предположений о возможных причинах аварии, не было предоставлено. Тем не менее зарубежный страхователь требовал выплаты согласно страховой сумме, указанной в Полисе. Не касаясь технических сторон данного расследования, отмечу лишь, что выполненное автором этих строк «Экспертное заключение об оценке рыночной стоимости сухогрузного т/х “X”» показало, что указанная в Полисе страховая сумма была завышена почти в 3 (три) раза.
Рассмотрим судно как объект оценки с позиции российского законодательства. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет морское (речное) судно с точки зрения имущества (актива) как объект оценки следующим образом:
• объект гражданских прав (ст. 128 ГК РФ);
• вещь (ст. 128 ГК РФ);
• недвижимая вещь (ст. 130 ГК РФ), которая:
– может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому (ст. 129 ГК РФ),
– подлежит государственной регистрации (ст. 130 ГК РФ).
Если на клетке льва написано «заяц», не верь глазам своим…
(«…К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты»).
Гражданский кодекс РФ (ст. 130) с точки зрения оценки собственности относит морские суда к недвижимому имуществу, что, по мнению автора, противоречит не только здравому смыслу, но другим российским законам и мировой практике.
Например, национальное и международное морское законодательство (Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Международная конвенция по охране человеческой жизни на море СОЛАС-74 и др. морские конвенции) четко определяют понятие «судно» (ship), не путая его ни с недвижимостью, ни с прочими видами имущества.
Сегодня министерство экономического развития (МЭР) как регулятор оценочной отрасли относит морские суда к виду «Машины, оборудование и транспортные средства». Аналогичная практика существует и в США: Американское общество оценщиков относит сюрвей и оценку судов (Marine Survey – Commercial) к специализации Machinery & Technical Specialties.
Несмотря на то что с начала 1990-х годов почти 90% судов российских судовладельцев регистрируются под удобными флагами, правоприменители остались при своих убеждениях (ст. 130 ГК РФ в отношении «недвижимых» судов никто не изменил).
МЭР как разработчик Проекта ФСО-6 «Оценка недвижимости» не решилось внести поправки в ГК РФ, а ограничилось полумерой – в проекте ФСО-6 в ст. 1 появилась фраза: «Положения настоящего стандарта не распространяются на процесс оценки подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, а также участков недр».
Виды стоимости оцениваемого имущества
В зависимости от целей оценки могут применяться различные виды стоимости. Известно, что оценка одного и того же вида имущества с использованием разных определений стоимости ведет к разным результатам.
Действительная стоимость
(the trough value или actual value)
Как ни странно, несмотря на запрет российским оценщикам называть стоимость «действительной», это понятие в страховании (и не только!) известно с давних времен (Закон о морском страховании 1906 года) и сохранилось в наши дни.
Так что же такое действительная стоимость? Оказывается, в международной практике судоходства и морском страховании действительная стоимость в отношении морских судов упоминается не только в Англии. Например, в Йорк-Антверпенских Правилах 1974 г. (The York-Antwerp Rules, 1974*) предусматривается, что при общей аварии должна определяться действительная стоимость судна на момент прекращения рейса (т.е. при морской аварии). При этом не следует учитывать имеющиеся обременения (т.е. без учета бербоут-или тайм-чартера).
* Rule XVII Contributory Value (The York-Antwerp Rules, 1974)
The contribution to a general average shall be made upon the actual net value of the property at the termination of the adventure…
The value of the ship shall be assessed without taking into account the beneficial or detrimental effect of any demise or time charterparty to which the ship may be committed.
Поскольку в России, как и в любой стране, приоритетным является Гражданский Кодекс (ГК РФ), обратим внимание, что в ст. 945* речь идет именно о действительной стоимости имущества (стало быть, морского судна в т.ч.). Заметим одновременно, что в российском оценочном законодательстве такой стоимости не существует…
Важный момент: при заключении страхового договора страховщик не обязан (лишь «вправе») производить осмотр объекта и устанавливать его действительную стоимость (ст. 945 ГК РФ).
* Статья 945 ГК РФ.
1. При заключении договора страхования имущества страховщик вправе произвести осмотр страхуемого имущества, а при необходимости назначить экспертизу в целях установления его действительной стоимости.
В современной экономике существует целый ряд определений стоимости имущества, таких как первоначальная (acquisition value), балансовая (book value), восстановительная (replacement cost value), рыночная (market value), страховая (insured value), инвестиционная (invest value), ликвидационная (liquidation value), стоимость списания на металлолом (scrap value) и другие.
В общем случае согласно российскому законодательству при оценке имущества подлежит определению рыночная стоимость. В частности, ст. 7 ФЗ № 135-ФЗ от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности в РФ» устанавливает, что такие термины, как «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» подразумевают рыночную стоимость объекта.
Статья 7 ФЗ-135. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки
В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее -договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в т.ч. терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других.
Понятие рыночной стоимости судна
Приведем понятие рыночной стоимости, как это определено в Международных стандартах оценки (МСО), применительно к морскому судну.
«Рыночная стоимость – это расчетная денежная сумма, за которую актив (a ship) или обязательство (например, ипотека) могут быть проданы на дату оценки в результате коммерческой сделки между заинтересованным покупателем и заинтересованным продавцом после проведения надлежащего маркетинга; при этом предполагается, что каждая из сторон действовала, будучи хорошо осведомленной, расчетливо и без принуждения».
Market value is the estimated amount for which an asset <a ship> or liability should exchange on the valuation date between a willing buyer and a willing seller in an arm’s-length transaction after proper marketing and where the parties had each acted knowledgeably, prudently, and without compulsion.
В зарубежной практике оценки предприятий, машин и оборудования широко применяются такие понятия, как реальная рыночная стоимость (true market value) или справедливая рыночная стоимость при существующем использовании (fair market value in continued use). Иначе говоря, имеется в виду рыночная стоимость актива, основанная на продолжении его существующего использования (например, как действующего предприятия).
Более правильно называть эту стоимость текущей рыночной стоимостью (current market value), подчеркнув тем самым весьма важную особенность – в частности, что это стоимость на дату оценки.
В последнее время появилось понятие среднего значения рыночной стоимости (average market value*). В т.н. Гамбургском стандарте оценки судов 2009 г., например, предусмотрено определять среднее значение рыночной стоимости в течение последних 10 лет.
* The average market value is the average amount of the market values of a ship of the same type for the last calendar years before the year of valuation that are to be taken as a basis.
Справедливая стоимость
(Fair value)
В последние годы все большее признание в мировой и российской практике оценки активов и обязательств получает понятие справедливой стоимости.
Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» определяет справедливую стоимость как цену, которая могла бы быть получена при продаже актива или погашении обязательства при осуществлении обычной операции между рыночными участниками:
«The amount for which an asset could be exchanged between knowledgeable willing parties in an arm’s length transaction».
Фактически это понятие является упрощенной моделью рыночной стоимости:
Fair value – is the estimated price for the transfer of an asset or liability between identified knowledgeable and willing parties that properly reflects the respective interests of those parties.
Восстановительная стоимость
Восстановительная стоимость (replacement cost*), или стоимость замещения объекта оценки новым, т.е. без учета износа. Выражается суммой затрат, необходимых для создания аналогичного объекта с использованием новых материалов и технологий, применяющихся на дату оценки.
* Replacement cost is the current cost of a similar new asset(s) having the nearest equivalent utility to the asset(s) being valued. Furthermore, replacement cost analysis takes into consideration the transportation and installation costs required to facilitate normal operation.
Страховая стоимость
Страховая стоимость (insurable value or insurance replacement cost), или затраты на страховое возмещение*, т.е. затраты на замещение имущества новым с учетом износа в соответствии с определением, приведенным в страховом Полисе.
Согласно ст. 947 ГК РФ «страховой стоимостью имущества является его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования».
Исходя из смысла страхового возмещения при страховании каско морского судна, такой стоимостью является восстановительная стоимость за вычетом износа (depreciated replacement cost*).
* Depreciated replacement cost is the current cost of replacing an asset with its modern equivalent asset less deductions for physical deterioration and all relevant forms of obsolescence and optimisation.
Скраповая стоимость
Скраповая стоимость (scrap value), или стоимость металлолома.
Для морских судов, длительное время находящихся в эксплуатации (15-20 лет и более), а также для аварийных судов (столкновения, пожары, посадка на мель и т.п.) такую оценку производят с учетом стоимости одной тонны водоизмещения порожнего судна (ldt) на мировом рынке разделки судов. Эта стоимость определяется без учета затрат на ликвидацию.
Существующие методы стоимостной оценки морских судов
Затратный подход при оценке судов (cost approach*).
При затратном подходе действует основной экономический принцип, согласно которому нормальный покупатель не будет платить за актив (морское судно) больше, чем цена постройки аналогичного судна с точно такими же полезными свойствами или приобретения на вторичном рынке.
* Cost approach is an approach to estimating value based on the economic principle that a buyer will pay no more for an asset than the cost to obtain an asset of equal utility, whether by purchase or by construction.
Международные стандарты оценки машин и оборудования (GN 3 Valuation of Plant and Equipment) предусматривают применение затратного подхода в случае отсутствия данных о купле-продаже аналогов либо при полном отсутствии рынка продаж. При этом применяется метод условного замещения объекта оценки другим (в данном случае – аналогичным новым судном), который может быть признан близким аналогом.
Доходный подход
Доходный подход (income (capitalisation) approach) – совокупность методов оценки стоимости, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Что касается морских грузовых судов, то метод основан на прогнозировании выручки от грузоперевозок, определении сроков и структуры доходов, оценке степени рисков, с которыми сопряжено их получение. При этом чрезвычайно важно иметь надежные и обоснованные данные по ставкам фрахта для расчетного периода, по суточным арендным ставкам на условиях тайм-чартера или бербоут-чартера, по стоимости топлива, по суточным ставкам эксплуатационных расходов и т.п.
Сравнительный подход
(sales comparison approach*)
Сравнительный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на анализе рынка продаж и сравнении этого объекта с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.
* Direct market comparison approach is an approach to estimating value using comparison of the subject asset with the price, or a proxy for price, of other similar assets or liabilities. In valuing vessels, especially by shipbrokers in the course of their daily business, the most widely used valuation method is the last done’, literally the most recent transaction of a comparable asset.
Международные стандарты оценки (GN3 Valuation of Plant and Equipment) считают такой подход наиболее предпочтительным при оценке машин и оборудования.
Федеральные стандарты оценки (ФСО-1,2 и 3), разработанные Минэкономразвития и утвержденные Минюстом в 2007 г., также предусматривают широкое использование сравнительного подхода при оценочной деятельности. В мировой практике оценки судов этот метод получил самое широкое применение.
Основные принципы определения рыночной стоимости морского судна
Применительно к морским судам рыночная стоимость определяется прежде всего:
- полезностью объекта оценки (типом, размером и характеристиками судна, его конструктивными особенностями, районом плавания);
- годом и местом постройки, включая рейтинг судостроительной верфи;
- наличием и сроком действия класса судна (в т.ч. и рейтингом классификационного общества);
- техническим состоянием, в т.ч. уровнем технического обслуживания;
- наличием современного оборудования;
- экономической эффективностью, эксплуатационными расходами и т.п.;
- спросом на открытом рынке в условиях ограниченного предложения (конкуренцией и конъюнктурой фрахтового рынка (для грузовых судов));
- стоимостью новых аналогичных судов, состоянием отечественного судостроения и т.п.;
- возможностью передачи прав собственности (судно не находится в залоге, под арестом, в аренде и т.п.).
Зависимость цен на морские суда от состояния фрахтового рынка
Общеизвестно, что рыночная стоимость судов на вторичном рынке купли-продажи судов напрямую зависит от фрахтового рынка. В практике оценки известны случаи, когда стоимость фрахта значительно изменяется в течение месяцев или даже недель.
Широкую известность получили факты влияния пиковых всплесков цены барреля нефти на мировых биржах на стоимость судов на вторичном рынке танкерного тоннажа – вплоть до того, что цены на танкера second hand превышали стоимость новостроя.
Определение рыночной стоимости судна при сравнительном подходе путем анализа мирового рынка продаж
(sales comparison approach)
Действующие стандарты определяют сравнительный подход как совокупность методов оценки, основанных на сравнении объекта оценки с близкими объектами-аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом для целей оценки признается объект, сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Для морских судов неограниченного района плавания (независимо от права собственности и страны регистрации) определение его рыночной стоимости невозможно без сравнительного анализа цен на мировых рынках купли-продажи судов.
Сравнительный подход оценки стоимости судна* используется в виде:
• сбора информации о рыночных ценах судов в период последних двух лет (считая от даты оценки конкретного судна), близких по типу, дедвейту, главным размерениям и другим параметрам к оцениваемому судну;
• аналитического исследования ценообразующих параметров судов-аналогов, выбранных на базе принятой удельной единицы сравнения (например, одной тонны дедвейта), для создания расчетной выборки;
• построения графика изменения цены одной тонны дедвейта судов-аналогов в зависимости от возраста каждого судна на момент сделки купли-продажи (цена в долларах США по оси ординат, годы эксплуатации – по оси абсцисс);
• определения с помощью графика диапазона значений цены одной тонны дедвейта (максимального и минимального) в точке на оси абсцисс, соответствующей возрасту оцениваемого судна на дату оценки (например, 30 лет).
При анализе мирового рынка использовалась информация о сделках по купле-продаже судов, публикуемая в Интернете на сайте крупнейших специализированных брокерских фирм (H.Clarkson&Co.Ltd. (Sale and Purshase Division), C.W.Kel-lock&Co.Ltd) и в периодической морской печати (LRFairplay, Lloyd’s List и др.), а также накопленный банк данных по оценке аналогичных судов в период с 2009-2010 годов.
• Пример оценки сухогрузного судна возрастом 30 лет по состоянию на январь 2010 г.
Какие требования предъявляет законодательство к квалификации и компетентности оценщиков морских и речных судов?
Вот как определяет профессию оценщика «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденный постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 (с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г.). Российский
оценщик имеет высшее профессиональное образование (ЛЮБОЕ! Хоть физкультурное или музыкальное…) и дополнительную подготовку в области
оценочной деятельности (700 ч), без практического опыта (СТАЖ НЕ ТРЕБУЕТСЯ!), не имеет судимости, член обязательного СРО, застраховал свою гражданскую ответственность, внес в компенсационный фонд (ФИРМА ВНЕСЛА…). Согласно образовательным программам, утвержденным совместно Минимущества и Минобразованием, более сотни вузов разных профилей за два десятилетия наштамповали десятки тысяч «оценщиков бизнеса». На шестимесячных курсах «дополнительной профессиональной переподготовки» вопросам оценки морских и воздушных судов отведено порядка 6-7 учебных часов. Российский оценщик (ВСЕГО И ВСЯ – включая морские и воздушные суда) «осуществляет на основании лицензии* оценочную деятельность, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости»…
* В настоящее время лицензия заменена участием в Саморегулируемой Организации оценщиков (СРОО).
Есть ли специализация у российских оценщиков?
Вот небольшой пример с форума профессионального портала «Аппрайзер».
На форуме «Аппрайзера» обсуждается ответственность оценщика. Один из участников под ником VadimV сообщил о случае в судебном заседании: «…был в такой ситуации, когда оценщику задавали следующие вопросы: вот у вас в дипломе о переподготовке написано “оценка бизнеса”, а вы оцениваете морское судно?» Убежден: совершенно законный вопрос прокурора или судьи. Ведь это действительно проблема! Причем существует она не по вине оценщиков. Авторы такого чудовищного непрофессионализма в оценочной деятельности известны… Они и сегодня ведут ту же политику, которая, по сути, привела российскую оценку к деградации: продолжается штамповка «оценочного планктона» – недоученных «оценщиков всего и вся». Причина известна – во главе угла исключительно т.н. «коммерческий результат»… властей предержащих.
Уместно привести здесь мнение известного в оценочном экспертном сообществе Сергея Смоляка, доктора наук, профессора (2011 г.):
«В Госдуме который год пылится проект закона о государственной экспертизе. По большому счету, чиновникам сейчас невыгодно развивать систему независимой экспертизы. Им лучше, когда все размыто и в роли экспертов может выступить тот, кто нужен конкретному чиновнику. Поэтому считается, что каждый, кто хочет, может сам себе организовать любую экспертизу, какая ему нужна, по своим правилам».
Зарубежная практика профессиональной оценки морских судов
Судовые брокеры
Практика оценки морских судов в большинстве развитых стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что стоимостной оценкой морских судов наряду с определением их технического состояния (valuation and condition survey) занимаются морские сюрвейеры. Оценкой на первичном и вторичном рынках продаж в разных странах занимаются судовые брокеры, сертифицированные в области купли-продажи судов (sale and purchase broker as being a professional representative acting on behalf of a party engaged in negotia-tions for the buying and selling of a ship).
Надо подчеркнуть, что реальное состояние судна при оценках брокерами обычно игнорируется (за исключением случаев, когда заказчики оценки оговаривают особые обстоятельства). Например, просят учесть отложенный ремонт судна или, наоборот, учесть проведение формального обновления (реновации) судна, подтвержденного сертификатом классификационного общества. Понимая, что только по бумагам невозможно дать реальную оценку стоимости судна, большинство брокеров снимает с себя всяческую ответственность за выданное «Свидетельство об оценке» (на 2-3 листах) путем стандартной оговорки:
«…assuming the vessel to be in good working order and in the sound seagoing condition in hull and machinery which is to be expected of a vessel of its age, size and type, undamaged, fully equipped, with class fully maintained and with valid certificates, free from all conditions, charter free».
Профессиональной оценкой морских судов занимаются морские сюрвейеры
Как отмечалось, ни брокеры, ни консалтинговые компании при оценке стоимости судна не производят физическое обследование технического состояния судна. Не секрет, что подобная практика для старых судов недопустима, тем более принимая во внимание, что часто на таких судах документы о классе корпуса и механизмов выданы расплодившимися в мире сомнительными а-ля классификационными обществами (Non-IACS).
Поэтому повсеместно на страховом рынке развитых цивилизованных стран этими видами экспертизы (оценки) занимаются независимые морские сюрвейеры (valuation and condition survey).
A Marine Surveyor’s services (USA) are necessary in many different situations which require an expert evaluation of any vessel’s value or seaworthiness. Appraisals for obtaining insurance making damage claims, negotiating divorce settlements, obtaining financing, and establishing tax deductible donations are just a few among the many situations in which the services of Accredited Marine Surveyors are retained.
Например, в CШA производство оценки стоимости и технического состояния морских судов выполняют аккредитованные морские сюрвейеры (в частности, SAMS – Society of Accredited Marine Surveyors – одно из добровольных CPOO в США). Обратите внимание, для выполнения таких работ требуется (ни больше ни меньше!) наличие опыта работы «практикующим морским сюрвейером» не менее пяти лет. Причем этим указанным пяти годам практического опыта сюрвейера должен предшествовать пятилетний стаж работы такого эксперта в той отрасли, где он намерен получить аккредитацию.
(Candidates must be currently practicing marine surveyors with at least five (5) years surveying experience, accumulated within the past ten (10) years, in the field of expertise which accreditation is desired).
Для наиболее ответственных работ привлекаются морские сюрвейеры высшей квалификации (Senior Marine Surveyor) с практическим опытом не менее 20 лет.
An Accredited Marine Surveyor who has actively participated in his/her field of specialization as a marine surveyor for at least twenty (20) years, and has made significant contributions to the Society of Accredited Marine Surveyors, may be designated as a Senior Marine Surveyor (AMS-SMS).
Как говорится, почувствуйте разницу…
Вместо послесловия
Спустя 20 лет существования оценки в России на VIII Международной конференции по оценке машин и оборудования в Петербурге (18-20.09.2013 г.) участники конференции, включая регуляторов и функционеров оценочной отрасли, могли услышать выступление приглашенного из США морского сюрвейера г-на Норма Лаская (Norm Laskay) из компании Dufour, Laskay & Strouse, Inc. об оценке морских судов. Не менее интересно, что конференция была организована Королевским институтом сертифицированных оценщиков (RICS, Лондон) при спонсорском содействии структур в сфере страхования.
Вот для сравнения тема его выступления.
Оценка морских активов и три соответствующих подхода:
1. Затратный подход – где получать необходимые данные?
2. Подход на основе сопоставляемых продаж – реально ли сопоставление?
3. Доходный подход – осуществим ли он?
Marine asset appraisal and the three approaches to value:
- Cost approach – where do you get the necessary data?
- Comparable sales approach -are the really comparable?
- Income approach – can it be done? ■
Автор:
Арнольд ЮНИТЕР,
независимый морской сюрвейер и консультант
Сан-Бенедетто-дей-Марси, Италия
Источник:
Морское страхование. – 2013. – № 5. – С. 48 – 59.