Оживится ли контейнерный рынок?

16 Апр

Для участников мирового рынка контейнерных перевозок ушедший 2014 год стал годом альянсов. В результате на рынке произошла серьезная перегруппировка. К настоящему времени 16 крупнейших контейнерных перевозчиков мира объединены в четыре главных альянса – 2М, Ocean Three, G6 и CKYHE. Первые судозаходы на новых сервисах украинские порты приняли в конце февраля.

В статье приводятся интересные сведения о концентрации в мировом бизнесе контейнерных перевозок. Особое внимание автор уделяет изменениям в черноморских линейных сервисах, а также перераспределению потока контейнеров в украинских портах.

Статья сопровождается публикацией “Maersk Line меняет свой Дальневосточный сервис” об обновленном сервисе АЕЗ и мотивах компании при выборе новых украинских терминалов захода.

Консолидация рынка контейнерных перевозок уже привела к заметным изменениям на черноморских линиях и на украинских контейнерных терминалах выборе новых украинских терминалов захода.

Напомним, что первыми, кто принял решение монополизировать рынок, создав мега-альянс РЗ Network, были лидеры Maersk Line, MSC и СМА CGM. Этому союзу гигантов, который контролировал бы 40% рынка морских перевозок между Европой и Азией, не суждено было воплотиться в жизнь. Летом 2014 года китайские контролирующие органы заблокировали данный альянс.

Но лидеры так просто не сдаются, и уже в августе 2014-го был зарегистрирован новый альянс 2М в соответствии с соглашением о совместном использовании судов сроком на 10 лет, в состав которого вошли только две компании – Maersk Line и MSC. В отличие от РЗ Network, новый альянс 2М не предусматривает общую собственность на суда, общую логистику, ценообразование, маркетинг или совместное оказание клиентам услуг. 2М начал действовать с начала 2015 года.

В рамках сотрудничества Maersk Line предоставляет 110 судов грузовместимостью 1,2 млн TEU, MSC – 75 судов грузовместимостью 900 тыс. TEU. Объединенный флот альянса 2М насчитывает 185 судов, тогда как флот РЗ мог бы насчитывать 255 судов. Новый альянс 2М будет обладать 35% долей перевозок на трейде Азия – Европа.

Третий в мире по размерам флота контейнерный перевозчик – французская ком пания СМА CGM – пошла своим путем. В начале сентября 2014 года было объявлено о         создании альянса Ocean Three. Состав участников нового объединения достаточно пестрый. Кроме СМА CGM в его состав вошли китайская China Shipping Container Lines (CSCL), занимающая 7-е место в табеле о рангах крупнейших контейнерных компаний мира, и арабская United Arab Shipping Company (UASC). Последняя является совместным предприятием шести государств Персидского залива – Бахрейна, Ирака, Катара, Кувейта, ОАЭ и Саудовской Аравии. В мировом табеле о рангах UASC находится на 12-м месте.

У всех участников Ocean Three в портфеле заказов – крупнейшие суда 18-тысячники Tripple-E класса. Общий флот Ocean Three, который они намерены эксплуатировать на совместных сервисах, составит 129 контейнерных судов. По оценкам специалистов, доля альянса в перевозках на направлении Азия – Европа не превысит 20%.

Обновился альянс CKYH. Компания Evergreen приняла решение присоединиться к данному альянсу. В результате CKYH переименовали в CKYHE. Обновленный альянс в полном составе заработал с апреля 2014 года. У CKYHE шесть совместных сервисов на направлении Азия – Северная Европа и четыре сервиса между Азией и Средиземноморьем. Новый состав альянса теперь выглядит так: COSCO, ‘К’ Line, Yang Ming, Hanjin Shipping и Evergreen Line.

Уже существующий G6 Alliance, в состав входит CSAV, OOCL, MOL, APL, Hyundai Merchant Marine, и NYK Line, пополнился немецкой компанией Hapag-Lloyd. Последняя завершила слияние с главным чилийским перевозчиком, компанией CSAV. Южноамериканцам в совместном предприятии принадлежат 34% акций.

Какие изменения произойдут в черноморских линейных сервисах

С образованием новых альянсов с начала 2015 года произошли изменения в черноморских сервисах большинства линий.

1.         Перестает существовать АВХ Service – прямой совместный сервис CSCL, Yang Ming, WHL, PIL, COSCO и ‘К’ Line. Участники данного сервиса присоединились к сервису СМА CGM – Bosphorus Express (ВЕХ). Исключение составили линия К’ Line, которая уходит с украинского рынка, и линия WHL, которая еще окончательно не определилась, будет ли она продолжать работать в украинских портах.

Обновленный сервис ВЕХ объединил те¬перь PIL, YML, COSCO и участников альянса Ocean Three – СМА CGM, UASC, CSCL.

Первое судно нового сервиса вышло из Китая 16 января. Ротация портов: Далянь – Тяньжинь – Кванъян – Пусан – Шанхай – Ниньбо – Чивань – Порт Кланг – Стамбул – Констанца – Одесса – Ильичевск – Стамбул – Пирей – Порт Кланг – Далянь. Первый судозаход нового сервиса в Украину состоялся 27 февраля 2015 года.

Отличия обновленного ВЕХ Service:

–          на линии задействовано 11 судов (СМА CGM – 5 судов, CSCL – 4 судна, YML – 1     судно, UASC -1 судно) вместимостью по 9400 TEU вместо 8 судов вместимостью по 6000 TEU, которые работали на АВХ Service;

–          в Украине прямые заходы осуществляются теперь на два терминала – «Бруклин- Киев Порт» (Одесса) и KTI/I (Ильичевск). Суда АВХ Service до этого заходили только в Ильичевск на терминал КТИ;

–          в ротацию портов сервиса включен порт Чивань. который считается самым сложным портом на юге Китая при таможенном оформлении экспорта;

–          в ротацию портов нового сервиса включены заходы в порты Северного Китая, что замедляет время самого сервиса.

2.         Совместный сервис Maersk Line и СМА CGM – АЕЗ Service – трансформировался в новый сервис альянса 2М, объединяющий Maersk Line и MSC. На Черном море будут использоваться суда Maersk Line, на линиях США будут преобладать суда MSC. Ротация портов Черноморского сервиса: Йокогама – Нагоя – Пусан – Шанхай – Ниньбо – Янтьян – Сингапур – Измит – Амбарли – Констанца – Ильичевск – Одесса – Новороссийск-Констанца-Амбарли-Порт Саид – Танжунг Пелепас – Гонконг – Янтьян – Шанхай – Пусан.

Отличия обновленного АЕЗ Service:

–          на линии задействовано 15 судов Маерск Line вместимостью 4700-5200 TEU. Предполагается, что использование судов меньшей вместимостью положительно скажется на сроках доставки грузов;

–          в Украине прямые заходы осуществляются на два терминала – «ГПК Украина» (Одесса) и терминал Ильичевского морского рыбного порта. На прежнем сервисе обработка судов Маерск Line велась в Одесском порту на терминале «Бруклин-Киев Порт» и в Ильичевском – на КТИ. Суда MSC заходили на терминал «ГПК Украина» (Одесса) и на КТИ (Ильичевск);

–          на новом сервисе включены прямые заходы в порты Японии?

–          порт Янтьян на юге Китая, входящий в ротацию нового сервиса, характеризуется как очень лояльный при таможенном оформлении экспорта;

–          на новом сервисе ожидается более быстрый транзит Шанхай – Ильичевск (27 дней).

3.         Продолжают поддерживать прямой совместный ЕМХ Service, с заходом в Одессу на терминал «ГПК Украина», ли¬нии ZIM и OOCL.

Ротация портов: Пусан – Ниньбо – Шанхай-Да Чан Бэй — Порт Кланг— Суэцкий канал – Хайфа – Стамбул (Амбарли) – Новороссийск – Одесса – Odessa – Стамбул (Амбарли) – Хайфа – Суэцкий канал – Нава- Шева – Порт Кланг – Да Чан Бэй – Пусан.

4.         CSAV Norasia подписала договор о поэтапном объединении с Happag Lloyd. Возможно, с середины 2015 года у компнии будет отдельный совместный сервис до порта Пирей с дальнейшим фидерным сообщением в Ильичевск и Одессу. А пока CSAV Norasia продолжает оставаться «виртуальным» перевозчиком, покупая слоты у линии MSC.

5.         В составе альянса G5 линии APL, MOL, Happag Lloyd, Hundai Merchant Marine, MYK продолжают фидерное сообщение на сервисе BSF в Одессу на терминал «ГПК Украина» с перевалкой через Порт-Саид.

6.         Evergreen Line продолжает фидерное сообщение в Одессу с перевалкой через порт Пирей на сервисе BSF Service.

Как перераспределятся контейнерные потоки в украинских портах

Перегруппировка, произошедшая на мировом контейнерном рынке, повлияла не только на черноморские сервисы, но также внесла изменения и в распределение контейнерных потоков через украинские терминалы.

С начала 2015 года распределение контейнерных потоков выглядит следующим образом:

1.         Терминалы «ГПК Украина» (Одесса) и контейнерный терминал в Ильичевском морском рыбном порту будут принимать суда альянса 2М (Maersk Line, MSC).

Первый заход в Украину судна альянса 2М JPO ATAIR, состоявшийся 26 февраля 2015 года в Ильичевский морской рыбный порт, стал событием не только для участников нового альянса, но, в первую очередь, для самого порта. И дату захода судна JPO ATAIR можно считать датой возрождения контейнерного терминала в Ильичевском рыбном порту.

Напомним, терминал Ильичевского рыбного порта был введен в эксплуатацию еще в ноябре 2010 года и проработал с контейнерными грузами до июня 2012-го. После того как линии, заходившие в рыбный порт, приняли решение перейти на другие терминалы, Ильичевский рыбный продолжал бороться за привлечение контейнерных грузов.

Оснащенный двумя причальными контейнерными перегружателями STS производства компании Liebherr и пятью тыловыми перегружателями RTG, контейнерный терминал рыбного порта способен перерабатывать порядка 200 тыс. TEU в год.

2.         Терминал «Бруклин-Киев Порт» (Одесса) потерял поток контейнерных грузов Maersk Line, но получил в дополнение к СМА CGM еще двух участников альянса Ocean Three – UASC, CSCL, a также линии PIL и YML, COSCO, работающие на совместном сервисе ВЕХ.

3.         Терминал КТИ в Ильичевском порту лишился сразу двух линий – Maersk Line и MSC.

Эксперты прогнозируют, что перегруппировка перевозчиков, которая произошла на мировом контейнерном рынке, приведет к его оживлению. Будем надеяться, что это коснется и украинских терминалов.

Автор: Н. РЫЖЕНКОВА

Источник: Порты Украины. – 2015. – № 2. – С. 32 – 33.

Maersk Line меняет свой Дальневосточный сервис

Maersk Line в рамках десятилетнего проекта, известного как 2М, произвел обновление свого Дальневосточного  сервиса в Черное море. Новизна проекта заключается в том, что он впервые в истории будет связывать напрямую регион Черного моря, и в частности Украину, не только со странами Дальнего Востока, а и с Западным побережьем США и Канады (через порты Сиэтл и Ванкувер), способствуя существенному снижению стоимости перевозок контейнеров в этих направлениях. На новом сервисе будут задействованы 15 контейнеровозов, оперируемых Maersk Line, номинальной вместимостью 4700-5200 TEU. Первые судозаходы сервиса в новом формате в порты Одесса и Ильичевск уже начались в конце февраля 2015 года.

Примечательным стал факт смены терминалов захода обновленного сервиса как в Ильичевске, так и в Одессе. Maersk Line во главу угла всегда ставит качество и инновации. И теперь всему сказанному у нас есть весомое подтверждение. ГПК Украина – крупнейший и наиболее продуктивный контейнерный терминал, построенный на принципах немецкого качества, а контейнерный терминал Ильичевского морского рыбного порта – новый терминал, для которого Дальневосточный сервис Maersk Line станет первым регулярным контейнерным сервисом, что и станет началом долгосрочного развития терминала.

Maersk Line не боится быть пионером в подобных проектах. Примером может служить всем известный Южноамериканский сервис Maersk Line из Эквадора, который запустил контейнерный терминал ТИС. Сервис эффективно работает, а терминал ТИС стал самым динамично развивающимся контейнерным терминалом на украинском рынке.

Сегодня украинская транспортная отрасль переживает не лучшие времена, что отображается в снижении объема перевозок. В кризисной ситуации импортно-экспортные балансы контейнеропотоков пройдут через серьезные трансформации, что повлияет на себестоимость и логистику. Но активность таких гигантов морской индустрии, как Maersk Line, которые учитывают Украину в планах своих преобразований глобальных сервисов, вселяют оптимизм и дают возможность развиваться и экспериментировать в открытии новых рынков для украинских товаров.

Автор:

С. КЛЕНЧУ, генеральный директор компании Maersk Ukraine

Источник: Порты Украины. – 2015. – № 2. – С. 33.