Заседание рабочей группы проходило 18.07.2013 г. при Николаевской ОГА под председательством замминистра инфраструктуры Украины Дмитрия Демидовича и председателя ОГА Николая Круглова, к участию в котором, кроме членов рабочей группы, были приглашены начальники соответствующих структурных подразделений ОГА, руководители портов и крупных предприятий области, которые заинтересованы в развитии транспортно-логистической инфраструктуры Николаевской обл., и представители средств массовой информации.
В редакционной статье подробно рассматриваются перспективы развития и современное состояние морехозяйственного комплекса в Николаевском регионе.
В своем вступительном слове Дмитрий Демидович отметил, что уже очерчены предварительные планы сотрудничества Николаевской ОГА, Мининфраструктуры Украины и ряда предприятий области по реализации важных инвестпроектов, где каждая из сторон имеет свой уровень обязательств и ответственности. “Такие решения, как развитие транспортно-логистического узла Николаевского региона, являются правильными и эффективными. В результате реализации ряда важных проектов мы получим тот результат, который ожидаем. Николаевская область была, есть и будет весомым промышленным центром с мощным потенциалом развития, включает в себя наличие необходимых кадров и большой экономический потенциал, но есть некоторые нюансы, которые требуют корректировки. Именно для этого и создана наша рабочая группа”, — прокомментировал ситуацию замминистра.
Выступая перед собравшимися, Д. Демидович привел несколько статданных, в частности, снижение показателей перевалки грузов железнодорожным и речным транспортом, что характерно не только для области, но и для других регионов Украины. Это вызывает некоторое беспокойство со стороны высшего руководства государства по темпам развития этих 2-х видов транспорта.
Кроме того, он также кратко охарактеризовал все вопросы, которые были вынесены на рассмотрение повестки дня рабочего совещания, в частности по ремонту автодорог области и государства. По его словам, некоторые ограничения движения большегрузного транспорта неизбежны. Он также отметил, что владельцам крупных предприятий намного эффективнее переходить на перевалку груза наиболее экономически выгодным и экологически чистым речным транспортом и привел пример компании “НИБУЛОН”. По мнению чиновника, это позволит значительно улучшить транспортную ситуацию на дорогах Украины.
Выступая перед собравшимися, председатель Николаевской ОГА Николай Круглов в свою очередь отметил, что областная власть будет уделять особое внимание выполнению протокольных поручений, которые будут предоставлены участникам совещания по завершении этого заседания. Кроме того, он напомнил, что Службой автодорог на территории области сейчас реализуется очень важный проект — это строительство в Кривоозерском районе подземного перехода на трассе Киев—Одесса. По словам главы области, реализацию этого объекта планируется закончить до 1.09.2013 г.
На заседании рабочей группы первый заместитель главы ГП “Администрация морских портов Украины” Александр Голодницкий представил проект реконструкции Бугско-Днепровско-Лиманского канала (точнее, части 8-го колена).
Примечание. БДЛК предполагает одностороннее движение крупнотоннажных судов, но сегодняшнее время требует большего. Поэтому для организации двустороннего движения и исключения простоя судов в ожидании движения на вход или выход в порты или на терминалы предполагается увеличить
ширину этого колена со 100 м до 300 м.
Позитивного ответа “Укргосстройэкспертизы” ждут в августе т.г., чтобы затем подготовить проект распоряжения КМУ об утверждении проекта реконструкции и включить расходы на реализацию проекта в финансовый план ГП “АМПУ” на 2014 г. В свою очередь, Д. Демидович назвал этот проект хорошим, а БДЛК — “дорогой жизни” и пообещал, что он будет реализован.
Также на заседании А. Голодницкий рассказал о проекте относительно снятия ограничений движения судов по БДЛК в темное время суток и в условиях плохой видимости. По его словам, в 2013—2014 гг. планируется осветить 42 буя “Госгидрографии”, что позволит внести изменения в паспорт канала и в Правила плавания по БДЛК и максимально повысит конкурентоспособность портов и терминалов. Также в настоящий момент “ЧерноморНИИпроект” изучает возможность внесения изменений в паспорт канала относительно увеличения максимальной длины судна для проводки по БДЛК.
Кроме того, на этом заседании первый заместитель главы ГП “АМПУ” озвучил и идею о приближении якорных стоянок к входу в БДЛК, чтобы исключить 4-часовый простой судов и увеличить интенсивность. Но, как подчеркнул А. Голодницкий, это пока идея, она требует более глубокой проработки.
Дноуглубление Днепра и Южного Буга нужно не только “НИБУЛОНу”, отметил замгендиректора компании Андрей Васильев. В частности, по словам А. Васильева, по международным обязательствам Украина должна поддерживать на Днепре глубины в 3,65 м, но на некоторых участках (в частности у Днепропетровского и Днепродзержинского водохранилищ) эти показатели не выдерживаются.
С Южным Бугом ситуация еще запущенней: если 20 лет назад глубины составляли 3,8 м, то сейчас в судоходной части — максимум 1,6—1,8 м. Дноуглубление может провести “Укрводпуть”, но, понимая дефицит госсредств, “НИБУЛОН” готов оказать и финансовую помощь на основе
государственно-частного партнерства.
Примечание. Работы по дноуглублению Днепра обойдутся в $2 млн, работы по дноуглублению Южного Буга — в $10 млн.
“НИБУЛОН” готов выступить инвестором при условии разработки компенсационных механизмов, одним из которых может быть, например, предоставление скидок по оплате портовых сборов с грузовых судов предприятия. Полный перечень предложений А. Васильев передал заместителю
министра инфраструктуры Д. Демидовичу, который в свою очередь поручил замдиректора Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры Борису Козырю организовать в ближайшее время совещание с участием ГП “Укрводпуть”, Морской инспекции,
Николаевской ОГА, “НИБУЛОНа”, ГП “АМПУ”.
На заседании рабочей группы рассмотрели и ход работ по подготовке проектно-сметной документации и подготовке строительства мостового перехода через реку Южный Буг в Николаеве (так называемый “японский мост”).
По словам первого замначальника Службы автомобильных дорог в Николаевской области Валерия Блошенко, мостовой переход общей протяженностью 2 км 50 м, из которых 510 м — это подвесная конструкция (судоходный пролет), будет располагаться на международной трассе Одесса—Мелитополь—Херсон—Джанкой—Керчь и совпадает с маршрутом большой кольцевой дороги вокруг Черного моря, проект которой разрабатывается на международном уровне. Учитывая его международное значение, дорожное покрытие моста будет соответствовать дороге 1 категории.
Мост будет рассчитан на интенсивность движения 34 тыс. автомобилей в сутки (на сегодняшний день Николаев “пропускает” около 30 тыс. авто в сутки), выведет весь грузовой поток за пределы Николаева и при этом не “разрежет” ни один населенный пункт.
Срок строительства моста по ТЭО — 5 лет. Как отметил В. Блошенко: “ТЭО утверждено, и после оценки японской стороной правительством Японии будет приниматься решение о финансировании — это первый этап. Второй этап — это проведение переговоров с японской стороной, отработка финансовых соглашений. Третий этап — разработка проектно-сметной документации, выкуп земель и отселение, проведение международных тендеров и начало
строительства. Ориентировочный срок окончания первого и начала второго этапа (при условии позитивного решения японской стороны и согласования с заинтересованными ведомствами Украины) — 2014 г.”. Подытоживая рассмотрение этого вопроса, замминистра инфраструктуры Дмитрий Демиденко сказал, что “задача № 1 — все-таки удачно завершить переговоры с японской стороной и приложить максимум усилий, чтобы этот проект перешел из
разряда красивых картинок в практическую плоскость”.
По завершении заседания рабочей группы по вопросам развития морехозяйственного комплекса Николаевской области подписан Меморандум о сотрудничестве между Мининфраструктуры, Николаевской ОГА и ООО “Транс Юкрейн”. Документ предусматривает строительство нефтеперерабатывающего комплекса возле порта “Октябрьск”.
По словам замминистра инфраструктуры Д. Демидовича, подписание меморандума стало очень важным событием для региона. Проект не предусматривает использования территорий спецморпорта “Октябрьск”, поэтому между инвестором и госпредприятием не будет ни арендных,
ни концессионных отношений. Но предполагается, что инвестор будет активно использовать инфраструктуру порта, после реализации проекта получит новые значительные объемы грузов — нефтепродуктов.
“Сегодня мы подписали документ, удостоверяющий намерения сторон реализовать крупный инвестиционный проект по переработке нефти в районе порта “Октябрьск”.
Сейчас рано говорить о конкретных цифрах, сделан только первый шаг, и порт вместе с инвестором еще должны проработать этот вопрос более основательно. Но, по оценкам, проект будет предусматривать инвестиции не менее чем в $50 млн”, — отметил замминистра инфраструктуры
Д. Демидович.
Согласно утвержденной КМУ Стратегии развития морских портов Украины, Мининфраструктуры проводит системную политику по развитию малых портов. В некоторых портах уже ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, разрабатываются инвестиционные проекты, и Меморандум по проекту в порту “Октябрьск” является свидетельством практических результатов этой работы.
Так, за первую половину 2013 г. доходы государственных морских портов Украины составили 2 млрд 831,5 млн грн., а чистая прибыль — 403,07 млн грн. Т.е. финансово-экономическая ситуация в украинских морских портах, в т.ч. и в малых, устойчива и стабильна. Порты будут продолжать эффективно работать и в рамках специализации будут повышать свою конкурентоспособность и развитие до уровня мировых стандартов.
По материалам Николаевских СМИ
Источник:
Транспорт. – 2013. – № 29. – С. 59 – 60.