Система контроля судов со стороны государства порта в Европе построена по различным схемам. Но во всех случая она тесно связана с национальными учреждениями, административными структурами в каждой стране. Не существует единой «модели» организации Контроля Государством порта (PSC). Поскольку существуют различные способы организации Портовой и Морской Администрации, сами структуры портовой инспекции одной страны могут сильно отличаться от подобных структур в другой стране. Любая организационная модель может считаться действительной, если она соответствует основным правилам Меморандума о взаимопонимании (МоВ), которые требуются при организации КГП (РSС):
а) не иметь никакого коммерческого интереса в данном порту;
б) не использовать инспекторов частных организаций, выдающих сертификаты судам или судоходным компаниям.
В целом работы КГП считаются правительственной задачей и проводятся самой Морской Администрацией.
Они не перепоручаются капитану порта, за исключением того случая, когда последний является просто представителем Морской Администрации и не относится к структуре управления портом.
Журнал МО начинает публикацию серии материалов о действующих системах контроля государства порта в различных странах.
Агентство Морской и Береговой Охраны (Maritime & Coast Guard Agency – М.С.A.) является правительственным исполнительным органом, от- вечающим за КГП в Великобритании.
В рамках М.С.А. в апреле 1998 г. из Главного департамента транспортных сюрвейеров (the Department of Transport Surveyor General’s Organization) была образована Морская Служба Безопасности (M.S.А.), официально начавшая свою деятельность в октябре 1998 г.
Ниже приводится общая схема М.С.А. (включая M.S.А.):
Схема не приводится по техническим причинам
Директор отдела морской безопасности отвечает за службу государственного портового контроля в Великобритании; его работе содействует инспекционный отдел, который располагается в штаб-квартире М.С.А. в Саутгемптоне.
Начальник работ морских инспекторов отвечает за осуществление КГП в Великобритании. Инспекционный отдел, помимо проведения инспекций, является также центральным органом деятельности госконтроля, но не занимается текущими вопросами в ходе проведения инспекций. Ответственность за ежедневный отбор и инспекцию судов лежит на Отделе морских работ, а также на Морских центрах.
На региональном и местном уровнях:
– во главе каждого из четырех регионов стоит региональный управляющий;
– во главе каждого из 17 Морских центров стоит назначенный сюрвейер;
– каждый из Морских центров отвечает за ряд портов (и внутренние воды) в своей области.
Территория Великобритании покрывает свыше 10 000 миль береговой полосы, и на ней находится около 170 портов, в которых осуществляется контроль судов государством порта.
Каждый регион имеет главный центр со штатом примерно в 25 человек и с подразделениями от 12 до одного поста. Весь штат состоит из гражданских служащих.
В службе М.С.А. задействовано около 1 000 человек. Большинство досмотров и инспекций проводятся Морскими центрами, которые являются основным органом, следящим за безопасностью и соблюдением всех постановлений.
Сюрвейеры Морских центров осуществляют и другие функции, такие как проведение устных экзаменов на получение удостоверений, а также контроль за производителями оборудования безопасности и спасательных станций.
Распределение занятости сюрвейера всецело зависит от местонахождения Морского центра; например, сюрвейер в Ньюкасле может тратить большое количество своего рабочего времени на принятие устных экзаменов, поскольку центр, к которому он приписан, находится рядом с учебным центром.
Ни один сюрвейер не нанимается на службу для осуществления исключительно контроля государством порта; все они являются сюрвейерами государства флага, имеющими опыт в области судоходства и судостроения.
В штате Морских центров есть также и специалист по соблюдению норм питания и гигиены. Несмотря на то, что он приписан к центру в Лите, в обязанности этого инспектора входит также посещение всех Морских центров и, по уведомлению, всех «проблемных» судов.
Наконец, Должностное лицо осуществляющее контроль (ДЛОК) осуществляет инспекции МАРПОЛ согласно требованиям МоВ. Помимо этого, инспекторы М.С.А. по охране окружающей среды отвечают за принятие мер по предотвращению загрязнения окружающей среды в Великобритании, и ДЛОК при необходимости должны оказывать им содействие в их работе.
ДЛОК работающие в М.С.А, имеют сертфикаты капитанов, старших механиков или морских судостроителей; в штате крупных Морских центров есть специалисты по всем этим дисциплинам. Эго означает, что для проведения инспекции судов не требуются никакие дополнительные специалисты. Только в вопросах установки радиосвязи М.С.А. обращается к помоши компании G.E.С.MARCONI для получения профессиональной консультации во время инспекций судов.
В ходе деятельности КГП для подсчета общего числа заходов отдельных иностранных судов могут быть использованы сведения о передвижении судов из базы данных L.M.I.S. — «Lloyd Management Information System».
После этого можно подсчитать 25%- ный отбор судов для проведения инспекций.
Данные L.M.I.S. могут впоследствии быть использованы для подсчета количества заходов судов во все порты, входящие в зону госконтроля. Двадцать пять процентов судов, подлежащих инспекции, распределяются между центрами госконтроля пропорционально количеству отдельных судов. После этого необходимо подсчитать или использовать предыдущие трудозатраты, чтобы узнать примерное количество времени, затраченное на проведение инспекций, включая проезд, составление рапортов, дополнительное время в случае задержания и т. д. При помощи такого подсчета устанавливается необходимо количество ДЛОК для каждого центра.
Чтобы обеспечить выполняемость плана и избежать экстремальных ситуаций в конце года, выполнение плана каждым офисом КГП контролируется ежемесячно. Тем не менее это не означает, что надо придерживаться плана во всем, и даже если он уже выполнен, госконтроль имеет право провести инспекцию судов первостепенной важности.
Великобритания обладает своей собственной базой данных, известной под названием S.I.A.S. Эта база данных включает в себя все инспекции, проведенные на британских и иностранных судах. Морские центры вводят информацию из рапортов инспекторов госконтроля в базу данных. В британской базе данных используются те же принципы проверки данных и комбинации кодов, что и в СИРЕНАК. Однако, в отличие от
СИРЕНАК, в базу данных S.I.A.S. вносятся сведения о владельце судна и сертификатах по всем проводимым инспекциям, а также полное описание всех неисправностей, предоставленное сюрвейером. Данные госконтроля, относящиеся к проведению инспекций, и вся информация, требуемая по нормам Парижского Меморандума, отсылается из Штаб-квартиры S.I.A.S. ежедневно в электронном виде в базу данных СИРЕНАК в СААМ в Сен-Мало.
Следующие сведения отражают организацию, значимость и предмет государственного портового контроля — PSC в Великобритании:
а) регионы М.С.А.:
– Южный регион
Региональный центр: Саутгемптон (также штаб-квартира Инспекционного отдела);
Местные центры: Дувр, Плимут, Фалмут, Лондон.
– Восточный регион Региональный цент: Беверли; Местные центры: Грейт-Ярмут, Мидлсбро, Ньюкасл.
– Регион Шотландии и Северной Ирландии
Региональный центр: Абердин;
Местные центры: Лит, Лервик, Глазго, Белфаст.
– Западный регион
Региональный центр: Халл;
Местные центры: Ливерпуль, Милфорд Хейвен, Кардифф;
б) персонал:
– 1000 человек, все гражданские служащие, состоящие на службе М.С.А.;
– 90 сюрвейеров (все профессиональные сюрвейеры государства флага), помимо других функций, выполняющие обязанности ДЛОК:
– 1 Инспектор по питанию и гигиене;
– содействие специалистов из G. Е.С.MARCONI при проведении радиоинспекций.
Совместные инспекции пассажирских паромов Ро-Ро проводятся вместе с французской и иногда голландской стороной. Другие концентрированные инспекции проводятся на навалочных судах, нефтяных танкерах и судах, перевозящих опасные грузы.
Источник: Морское обозрение. – 2015. – № 2. – С. 27 – 28.