В статье детально рассматривается контроль судов со стороны государства порта. Особое внимание автор посвящает правовому статусу капитана порта. При этом освещаются положения морского права Украины.
История статей по «контролю судов», целью которых в основном является проверка соответствия свидетельств, находящихся на борту судна, требованиям Главы 1 Конвенции СОЛАС, начинается с 1914 г., когда была принята первая Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-1914) на международной конференции в Лондоне. На конференции было принято решение включить в текст конвенции, которую она приняла, статьи, предусматривающие контроль над мореходным состоянием судов, находящихся в портах договаривающихся правительств. Эти статьи стали основой статьи 6, которая, хотя по своей природе была общей и неопределенной, повторялась в измененном виде и в более детальной форме во всех последующих конвенциях СОЛАС. Этот контроль сводился к проверке судовых документов, подтверждающих мореходное состояние судна, относительно требований этих Конвенций.
Во многих конвенциях ИМО требуется, чтобы эти документы находились на судне, с тем чтобы удостоверить, что суда были проверены и были найдены удовлетворяющими требуемым стандартам. Эти свидетельства обычно принимаются властями других государств как доказательство того, что данное судно соответствует требуемым стандартам.
В функции государства порта входит осуществление государственного надзора за соблюдением в морских торговых и речных портах, территориальных водах государства (Украины) законодательства о судоходстве, а также международных договоров по судоходству всеми морскими и речными судами независимо от формы собственности, отраслевой принадлежности и флага государства, под которым плавает судно; технической эксплуатации морских и речных судов, а также осуществление контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов по вышеуказанным вопросам.
Правовой базой для такого контроля являются международные конвенции ИМО и МОТ. Основная конвенция, устанавливающая требования к техническому состоянию и эксплуатации судов, — это Конвенция об охране человеческой жизни на море – СОЛАС 74.
Правило 6 главы I СОЛАС 74 заявляет о необходимости проверок и освидетельствования судов Администрацией флага, и также соответствующими властями государства порта.
Пункт С правила 6 гласит: «…правительство заинтересованного государства порта должно обеспечить, чтобы судно не вышло в море до тех пор, пока оно не сможет выйти в море или покинуть порт для перехода до судоремонтного завода без опасности для судна или людей на борту».
Правило 19 Главы 1 «Контроль» требует, что в случае если истек срок действия одного из конвенционных свидетельств или имеется существенное несоответствие между и фактическим состоянием судна или его оборудования и снабжения, должностное лицо государства порта, осуществляющее контроль, должно принять меры, обеспечивающие, чтобы судно не вышло в плавание, пока не будет устранена опасность для судна или людей на борту.
Во время нахождения в морском порту любое судно обязано соблюдать действующие законы и правила Государства порта (Украины), в том числе те, которые касаются безопасности порта и судоходства в порту, лоцманской проводки, буксирования, спасательных и судоподъемных работ, якорной стоянки и предоставления мест возле причалов, загрузки и разгрузки грузов, посадки и высадки людей, услуг, связанных с погрузочно-разгрузочными работами, и любых других портовых услуг, портовых сборов, предупреждения загрязнения окружающей природной среды.
В соответствии со ст. 89 Кодекса торгового мореплавания Украины от 1995 г. выполнение этих требований контролирует капитан морского порта. Одной из его функций является обеспечение соблюдения действующего законодательства Украины, а также международных договоров (ст. 88 КТМ Украины 1995 г.).
Международная Ассоциация Капитанов портов (ЕНМА) так определяет обязанности, юрисдикцию и роль капитана порта:
«Капитан порта — это лицо, осуществляющее управление морскими операциями в порту, и его функции отвечают следующим критериям:
Юрисдикция Капитана порта распространяется на акваторию и причальный фронт порта, а также на районы подхода к порту и включает:
— оперативную и юридическую ответственность за безопасность судоходства.
— властные полномочия по выполнению своих обязанностей, которые даны ему согласно закону, инструкциям или правилам Государства и порта;
— обеспечение безопасности всех операций в порту и прилежащих водах в пределах его юрисдикции».
Название должности «Капитан порта» в различных странах может отличаться в зависимости от национальных обычаев и норм. Ниже приводится наиболее распространенные названия этой должности:
Harbour Master
Port Captain
Commandant du Port
Hafenkapitan
Havnefoged
Port Master
Master Attendant
Capitaine de Port
Manager — Marine Operations
Maritime Director
Havenmeester
Capitaine du Port
Director Nautical Affairs
Port Operations Manager
Capitano di Porto
Port Commander
Maritime Co-ordinator
Capitao do Porto
Traffic Manager
Head of Terminal
Principal Marine Officer
Европейский региональный Комитет Международной Ассоциации Капитанов портов (ЕНМА) после изучения и анализа задач, функций и ответственности Капитанов портов в Европейских портах определил 12 основных функций (ролей) капитана порта по обеспечению безопасности порта, и, как видно из приведенной таблицы 2, ни в одном из перечисленных пунктов не указаны функции Инспектора контроля Государства порта – (РSСО).
С 1 января 1996 года вошла в силу Глава XI СОЛАС-74 «Специальные меры по повышению безопасности на море» и Рез.А.742(18) «Процедуры контроля над эксплуатационными требованиями, относящимися к безопасности судов и предотвращению загрязнения». Глава XI-1 СОЛАС-74 включает: правило 4 — контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований, и предусматривает в соответствии с Рез.А.744(18) применение Конвенции 147 МОТ — «Минимальные стандарты на торговых судах».
В настоящее время Контроль государством порта судов под иностранным флагом, в портах другой Стороны производится на основании международных соглашений Конвенций:
– правил 6 и 19 главы I Конвенции СОЛАС 74,
— правила 6 главы IX — МК СОЛАС 74 «Проверка и контроль» (МКУБ),
— статьи 21 Конвенции о грузовой марке 1966 года,
— статьи 5 и 6 МАРПОЛ 73/78, — статьи X Конвенции ПДНВ 1978 года,
— статьи 12 Конвенции по обмеру судов 1969 года, Конвенции 147 МОТ, а также Статьи 226 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS 82). Указанные нормативные документы предусматриваю процедуры осуществления стороной соответствующей конвенции контроля над иностранными судами, посещающими ее порты.
Конвенция СОЛАС 74 Гл. XI- 1/Правило 4 — «Контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований
1 Судно, находясь в порту другого Договаривающегося правительства, подлежит контролю должностных лиц, надлежащим образом уполномоченных этим правительством, который касается выполнения эксплуатационных требований в отношении безопасности судов, если имеются явные основания полагать, что капитан или экипаж не знают важнейшие судовые процедуры, относящиеся к безопасности судов.
Резолюции ИМО А.787(19) — «Процедуры контроля судов Государством порта» в которой, в статье 1.4 Обеспечение контроля судов Государством порта, указывает что: Правило 19 главы I, правило 6.2 главы IX и правило 4 главы XI Конвенции СОЛ АС 1974 года предусматривают процедуры осуществления Стороной соответствующей конвенции контроля за иностранными судами, посещающими ее порты. Этого же требуют: статья 21 Конвенции о грузовой марке 1966 года; статьи 5 и 6 МАРПОЛ 73/78, статья X Конвенции ПДНВ 1978 года; а также статья 12 Конвенции по обмеру судов 1969 года. Власти Государства порта должны эффективно использовать эти положения в целях выявления возможных недостатков, вследствие которых такие суда могут оказаться субстандартными (см. 4.1), и обеспечения принятия мер по устранению недостатков.
«2.4.3 Инспектор Контроля Государства Порта (ИКГП-PSCO) и оказывающие им помощь лица не должны иметь коммерческого интереса ни в отношении порта, в котором проводится проверка, ни в отношении проверяемых судов, а также ИКГП не должны наниматься признанными организациями или выполнять работу от их имени.
2.4.4 ИКГП должен иметь при себе личный документ в форме удостоверения личности, выданного Государством порта и указывающего, что ИКГП уполномочен осуществлять контроль».
Как видно из текста Резолюции и из Правила 4 Главы XI-1, Контроль Государства порта за выполнением эксплуатационных требований осуществляется должностными лицами должным образом уполномоченных правительством Государства порта, но не организацией, осуществляющей хозяйственную (коммерческую) деятельность. Об этом же говорит СОЛАС Гл. I, Правило 19 — Контроль а) Каждое судно, находящееся в порту другого Договаривающегося правительства, подлежит контролю должностных лиц, надлежащим образом уполномоченных этим правительством.
К большому сожалению, до сих пор зачастую путают понятия контроль порта (Port Authority) или контроль государства порта — (Port State Control-PSC), в котором расположен порт. Необходимо различать понятия «Портовые власти — Port Authority* и «Контроль Государства порта» (Port State Control). Инспектор контроля Государства порта (PSCO) является официальным представителем правительства страны, порт которой посетило судно. PSCO — Инспектор КГП — это должностное лицо, уполномоченное Государством порта, а не портовыми властями.
При возникновении конфликтных ситуаций, при задержании судна, естественно, может возникнуть вопрос о статусе Инспектора КГП (PSC), является ли он уполномоченным (независимым) представителем Государства порта или входит в состав Администрации порта (см. ст. 2.4.4 Рез. А 787 (19)).
«2.4.3 Инспектор Контроля Государства Порта (ИКГП-PSCO) и оказывающие им помощь лица не должны иметь коммерческого интереса ни в отношении порта, в котором проводится проверка, ни в отношении проверяемых судов, а также ИКГП не должны наниматься признанными организациями или выполнять работу от их имени.
2.4.4 ИКГП должен иметь при себе личный документ в форме удостоверения личности, выданного Государством порта и указывающего, что ИКГП уполномочен осуществлять контроль».
Ранее только в нескольких странах капитан порта осуществлял функции ИКГП, это там, где капитан порта (Harbour Master) является представителем Береговой охраны или военно-морских сил страны (США, Италия, Бразилия и др.). Во всех же других странах ИКГП (PSC) являлись независимыми подразделениями, имеющими полномочия Государства и капитан порта был обязан выполнять их решения относительно задержания судна.
В настоящее время существующий статус Инспекции контроля Государства порта Украины полностью изменен в соответствии с Указом Президента Украины от 8 апреля 2011 года № 447/2011. Этот Указ ввел в действие ПОЛОЖЕНИЕ о Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте, в соответствии с которым «Укрморречинспекция» осуществляет контроль государства порта за соответствием судов, заходящих в порты Украины, территориальное море и внутренние воды, независимо от их флага, стандартам безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды с судов. В соответствии со статьей 38 этого положения осуществляет контроль государства порта за соответствием судов, заходящих в порты Украины, территориальное море и внутренние воды, независимо от их флага, стандартам безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды с судов.
Представителем «Укрморречинспекции» Украины в портах является капитан порта, который назначается и непосредственно подчиняется «Укрморречинспекции».
В Положении о капитане морского порта и службы капитана морского порта, утвержденном Приказом Министерства инфраструктуры Украины 217.03.2013 № 190 функции контроля государства порта переданы капитану морского порта.
12 функций Капитана порта по определению ЕНМА
Роль | Описание задач | ||
1 | Полномочия выдавать разрешения на вход судна в порт или выход. | Выдача разрешений на вход или выход судна из порта. | |
2 | Полномочия контролировать движение судов на подходе к порту | Пример: Traffic control, VTS, VTM | |
3 | Полномочия контролировать движение судов в портовых водах | Пример: Traffic control, VTS, VTM | |
4 | Планирование портовых операций | Определение, координация и планирование морских технических услуг (буксиры, швартовые операции, лоцмана, планирование шлюзования), в том числе ограничения и информационное обеспечение морским поставщикам услуг и размещение причала; оперативные вопросы назначения причала, согласно требованиям судна. | |
5 | Полномочия по безопасности | Ответственный за общий уровень безопасности в порту (мониторинг и предписания; портовые правила и/или безопасность работ и условий работы при взаимодействии судно/берег). | |
6 | Компетентные полномочия по переработке опасных грузов. | Контроль по выполнению требований кодекса МОПОГ (IMDG Code) | |
7 | Адресат извещений (информация) при операциях с опасными грузами | Компетентные лица или Портовые власти, назначенные Государствам-Членом, для получения и передачи информации по опасным грузам — DG (Статья II, Дополнение I (3) Директивы 2002/59/ЕС (Установка мониторинга движения судна и информационной системы Сообщества). | |
8 | Адресат извещений (информация) в соответствии с Директивой ЕС по отходам. | Власти или лица, назначенные Государствами- членами ЕС, для получения «информации, подаваемой перед входом судна»; Дополнение II Директивы 2000/59/ЕС (Портовые средства для приема остатков груза или отходов генерируемых судном) | |
9 | Управление эмиссиями судов | Мониторинг и обязательное исполнение будущего регулирования ЕС водного балласта, о предотвращении загрязнения воздуха с судов, и т. п. Marpol Дополнение VI. | |
10 | Смягчение бедствия | Координация и/или помощь в смягчении бедствия, основанном на местных соглашениях с городом, пожарной бригадой, полицией, и т. п. | |
11 | Обозначенные полномочия Кодексом OCnC-(ISPS Code) – и правилами ЕС. | Лицо (например, PSO), назначенное национальными властями или Компетентными уполномоченными властями по морской безопасности (security), для выполнения задач (Правило ЕС, № 725/2004 по улучшению охраны судов и портовых средств и ЕС Директивы 2005/65/ЕС по усилению охраны порта (security)); – Адрес извещения для информации по охране, подаваемой судном до входа в порт; – Сертификация планов по охране судов и терминалов порта; – Мониторинг и применение сертификатов удостоверений; – Введение мер по охране порта, включая весь район ответственности порта. | |
12 | Административные пошлины | Сбор информации для административных целей, например, для статистики или портовых сборов |
Капитан Позолотин Л.А., MNI, доцент кафедры БиОМ ОНМА
Источник: Морское обозрение. – 2014. – № 1. – С. 28 – 30.