Как в Украине без ареста арестовывают морские суда

12 Июл

Иностранный судовладелец так и не получил ответов на вопросы: законно ли он понес убытки на $ 70 тыс. и будут ли ему возмещены потери.

Знаете ли вы достоверно, что именно находится прямо сейчас у вас в офисе под нижним выдвижным ящиком тумбы пись­менного стола или одежного шкафа? Есть ли у вас уверенность в том, что во время осмотра или обыска, которые всегда про­исходят внезапно, в вашем офисе, авто­мобиле не будут “случайно” обнаружены изъятые из оборота предметы? Пусть этот вопрос не кажется вам странным. Если вы и ваши коллеги не суперчистюли, то навер­няка там небольшой слой пыли, который может поведать о том. как долго под ящик шкафа никто не заглядывал.

Авторы Международной юридической службы Interlegal делятся опытом юридического сопровождения резонансного дела.

Пролог

Представляете, каким было удивление моряка иностранного судна загранплавания. когда в одном из портов Украины в его каю­ту вошел бравый таможенник и в мгновение ока, безошибочно, под нижним выдвижным ящиком одежного шкафа под слоем пыли обнаружил три конвалюты (30 шт.) неких таблеток с непонятным названием. Как поз­же установит экспертиза, на упаковках нет чьих-либо отпечатков пальцев, однако сами таблетки содержат наркотическое вещество.

В связи с этим тактом незамедлительно было начато уголовное производство. Дабы доказать свою непричастность к перемеще­нию запрещенных к ввозу в Украину табле­ток. незадачливый иностранный моряк охот­но дал «откатать пальчики», весь экипаж сдал анализы крови и не только ее. а также дал пояснения и показания следователям о том. что скорее всего таблетки на борту судна остались от кого-то из предыдущего экипажа. На время проведения неотложных следственных действий судну запретили не только выход из порта, но и перемещение от причала порта.

Неоспоримо, что каждый факт неза­конного перемещения оружия, наркотиков и иных запрещенных к ввозу предметов тре­бует тщательного расследования, а виновные лица – привлечения к установленной зако­ном ответственности. Однако оправдывают ли эти очевидно благородные цели упрямое последовательное несоблюдение и наруше­ние работниками правоохранительных и та­моженных органов требований уголовно­го процессуального законодательства при применении ограничений в коммерческом использовании имущества его владельца­ми (собственником, арендатором), чья вина не доказана?

Круг первый

Итак, на борту иностранного судна во время прохождения таможенного контроля и оформления в одном из морских торго­вых портов Украины были выявлены злопо­лучные таблетки. По данному факту пра­воохранителями обоснованно и законно был составлен соответствующий протокол, открыто уголовное производство по при­знакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 305 УК Украины (контрабанда нар­котических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров).

Понимая серьезность ситуации, ко­манда судна оказывала полное содействие следствию при проведении осмотра, опро­сов, исследований и прочих следственных действий. Однако следователь абсолютно неожиданно для собственника и менедже­ра судна, очевидно руководствуясь сообра­жениями целесообразности, но не законно­сти, вынес постановление о применении мер с формулировкой: «временно (до принятия соответствующего решения следователем, прокурором или судом) запретить выбытие судна за пределы территории Украины и его перемещение из акватории Н-ского морско­го торгового порта». Имел ли следователь право на такой запрет?

И следователь, и прокурор ссылались на необходимость проведения следственных действий, а потому, с точки зрения указан­ных лиц, такие меры по запрету использо­вания судна в рамках уголовного производ­ства являются более чем обоснованными, но это лишь на первый взгляд.

Данная практика вынесения органом досудебного расследования постановлений о запрете использования имущества соб­ственником либо законным владельцем вы­зывает особый интерес, поскольку по своей сути является постановлением о наложении ареста на имущество – морское судно под иностранным флагом с командой на борту.

Почему арест? Ведь в своем постановлении следователь избежал прямого употре­бления слова «арест». Зато он указал свой запрет судну покидать порт.

Поскольку речь идет о морском судне в украинском порту, то, согласно ч. 2 ст. 41 КТМ Украины, арест судна озна­чает любое задержание судна или ограничение в его передвижении. Таким образом, указанный запрет на перемещение и поль­зование судном является не чем иным, как арестом.

Аналогично и в уголовном процессе. Согласно ст. 170 УПК Украины, украинский за­конодатель определил, что временное лише­ние лица права отчуждать имущество, а так­же в определенных случаях распоряжаться и использовать имущество каким-либо об­разом является не чем иным, как арестом.

Особо следует указать, что во всех слу­чаях, и по КТМ и по УПК Украины, право при­менения ограничительных мер в виде аре­ста имущества – морского судна отнесено к исключительной компетенции суда либо следственного судьи.

Таким образом, следователь не вы­полнил требования предусмотренной законодательством процедуры обра­щения к следственному судье с ходатай­ством об аресте имущества в порядке ст.ст. 171-173 УПК Украины и установил в уголовном производстве фактический арест на морское судно собственным поста­новлением. Значит, спедователь, очевидно, превысил свои процессуальные полномо­чия, предусмотренные ст 40 УПК Украины, в которой предусматриваются его права.

Поскольку судовладельцы были не со­гласны как с самим фактом ареста судна, так и с порядком его осуществления, их ад­вокатами были поданы: непосредственно следователю – ходатайство об отмене запре­тительных мер, а надзирающему прокуро­ру – жалоба на действия по фактическому аресту морского судна. Вполне ожидаемо оба эти заявления остались без удовлетво­рения. Более того, призванный надзирать за соблюдением законности прокурор – процессуальный руководитель в этом деле не только не принял мер к восстановлению законности, а уведомил о том, что поддер­живает такие действия следователя, а так­же (внимание!) сообщил о невозможности обжаловать подобные запретительные дей­ствия следователя вплоть до направления дела в суд. А по делу «фактовому», т.е. воз­бужденному без указания подозреваемых лиц, это значит просто и не иначе, как «жди­те годы, ибо терпение – благодетель». С та­ким подходом и в буддисты записываться самое время.

Поверенный судовладельца обжаловал вышеуказанное постановление следствен­ному судье. Учитывая очевидность фак­тов нарушений процедуры ареста и имуще­ственных прав судовладельца, следственный судья по результатам рассмотрения жалобы судовладельца вынес определение об отме­не постановления следователя о запретах в отношении судна. В своем определении судья особо отметил, что «поскольку арест имущества является исключительной ком­петенцией следственного судьи и суда, то следователь превысил свои процессуаль­ные полномочия».

Казалось бы, круг пройден – ошибка следователя исправлена. Имущественных претензий (убытков) в связи с незаконным арестом судовладельцы не имеют, посколь­ку дата вынесения определения следствен­ным^ судьей об отмене постановления сле­дователя совпала с окончанием погрузки груза на судно. Экипаж готовит судно к от­ходу из порта…

Круг второй – дежавю?

К сожалению, дальнейшие действия в этом же деле другого следователя, но того же прокурора показали, что описанная ошиб­ка правоприменения таковой вовсе не явля­ется, а злоупотребление властью и превыше­ние полномочий для некоторых блюстителей правопорядка в порядке вещей.

Несмотря на выводы суда (в опреде­лении) с четким указанием оснований для признания действий следователя по аресту судна незаконными, с полным пониманием того, что дальнейшая необоснованная за­держка судна однозначно приведет к суще­ственным убыткам судовладельца, другой следователь на следующий день после вы­несения решения суда как «под копирочку» с предыдущего выносит новое постановление. Причем, помимо запрета на выход судна из порта следователь решил подбавить «жару» и дополнительно внес в свое постановление запрет на какое-либо перемещение судна в акватории порта, включая перешвартовку. Вынося подобное постановление, второй следователь все также сослался на необхо­димость проведения следственных действий. Примечательно, что в постановлении следо­ватель не позабыл упомянуть, что в соот­ветствии с ч. 2 ст. 9 УПК Украины следова­тель обязан обеспечить принятие законных и беспристрастных процессуальных решений.

Удивлению судовладельца в отношении инициатив органа досудебного расследова­ния не было предела. Второе постановление иного следователя было обжаловано в ана­логичном порядке и снова отменено судом, при этом суд указал те же самые основания для отмены постановления, как и в первом случае – превышение полномочий следо­вателя. Итак, экипаж снова готовит судно к отходу из порта…

Круг третий – «есть ли жизнь на Марсе?»

Учитывая целых два определения суда, не просто отменившие постановления сле­дователей, но и прямо указавшие на пре­вышение следователями своих процессу­альных полномочий, сотрудники органа досудебного следствия фактически ис­черпали возможности по вынесению сво­их постановлений о запрете перемещения судна. Однако, как нам помнится из диалек­тической философии, формальная логика -темница для разума, ибо категория воз­можностей ограничена лишь нашими соб­ственными предрассудками и убеждени­ями. Казалось бы, к чему это лирическое отступление? А вот к чему.

После того как все препятствия след­ствия для отхода судна были устранены, и агент заявил судно к отходу из порта, в адрес капитана Н-ского морского порта, таможни ГФС и начальника отдела погранич­ной службы пришло письмо из прокуратуры области довольно-таки интересного содержа­ния. К сожалению, употребить слово «любо­пытное» язык не поворачивается, поскольку любопытство уже было более чем удовлет­ворено предыдущими действиями следова­телей. В частности, в данном письме сотруд­ник прокуратуры опять же сослался на все ту же необходимость проведения неотлож­ных следственных действий. Для справки – наркотические вещества были обнаружены десять дней назад, экипаж проявлял содей­ствие, и доступ к судну никто не ограничи­вал. Тем не менее, прокуратура потребовала от должностных лиц порта, таможни и по­гранслужбы не решать вопрос о выбытии судна из порта. Таким образом, на этот раз прокуратурой было изобретено новое «ле­карство»-документ, который невозможно обжаловать. С другой стороны, ни для капи­тана порта, ни для таможни, ни для погра­ничной службы подобное письмо не явля­ется основанием для отказа в оформлении отхода судна из порта, тем более для «не- решения вопроса о выбытии судна», как это указала прокуратура. Как мы неоднократно подчеркивали выше, суд и только суд упол­номочен решать такие вопросы.

Несмотря на наличие подобного пись­ма, оставалась надежда, что капитан пор­та, таможня и пограничники будут следовать предписаниям закона и не станут чинить безосновательных препятствий для выхода судна из порта. Тем не менее, исполнитель­ный чиновник таки нашелся в лице началь­ника таможни. Наум приходят слова Артура Грея из чудесного произведения Александра Степановича Грина «Алые паруса»: «Чудеса надо делать своими руками». Чудо в данном случае выразилось в том, что после подачи агентом судна заявки в таможню для участия ее сотрудников в комиссии на отход судна инспектора таможни давали письменный отказ в связи с, цитируем, – «невозможно­стью принять участие в комиссии». В каче­стве основания для такой «невозможности» указывалось упомянутое выше письмо про­куратуры, а также вынесенная по результа­там рассмотрения письма резолюция руко­водства таможни ГФС. Всего было целых семь (!) таких последовательных отказов.

Собственник обратился с заявлениями в Генпрокурору, о совершении упомянутыми лицами (следователем, прокурором и ру­ководителем таможни) должностных пре­ступлений, признаки которых предусмо­трены ст.ст. 364, 365,367 УК Украины. Как они рассмотрены и что с ними, не знаем, но любопытство вызывает письмо прокуратуры Н-ской области касательно заявления, по­данного в отношении незаконных действий второго следователя. В кратком изложе­нии такое письмо звучит так: «следовате­лем все было сделано правильно, однако, так и быть, уголовное производство будет открыто». Следовательно, скорее всего мы столкнулись не с новеллой в украинском праве, а с его нарушением.

В итоге Закон все-таки восторжество­вал, права собственника морского судна вос­становлены, но лишь после многочисленных заявлений, жалоб. Наши граждане уже при­выкли к определенному поведению и дей­ствиям правоохранителей, а вот иностран­ный экипаж выводил судно из украинского порта, поминутно оглядываясь и вздраги­вая. Спасибо нашим сознательным госслу­жащим за столь необходимый адреналин!

Эпилог

Данная история уже несколько месяцев бурно обсуждается в морской среде. Для су­довладельца морского судна под иностран­ным флагом наиболее актуальным остается вопрос: законно и обоснованно ли при ука­занных обстоятельствах он понес убытки на сумму более $70 тыс. США, и будут ли они ему возмещены?

Оправдывает ли благая цель установле­ния истины в уголовном производстве реше­ния и действия следователей и прокуроров по аресту морского судна? Напомним: речь идет о выявлении на иностранном судне 30 обе­зболивающих таблеток,которые употребля­ются обычно при раковых заболеваниях,

По факту очевидно, что действия работ­ников реформируемых сегодня правоохра­нительных органов были незаконными. Это установлено вступившими в силу и не под­лежащими обжалованию решениями суда. Оригинальные, безусловно смелые до от­чаянности и самоотверженные действия прокуроров, руководства и сотрудников таможни были совершенно неправомерны­ми. Как и почему отдельные следователи, прокуроры и таможенники в Украине без оглядки игнорируют принципы и требования Конституции Украины, Уголовного процессу­ального и Таможенного кодексов Украины? Возможно, от ощущения своей безнаказан­ности их правовой нигилизм просто «за­шкаливает»?

Учитывая ничтожный процент принци­пиальных судовладельцев, которые скорее согласны смириться с убытками, чем всту­пать в правовой спор с властями, похоже, что подобные вопросы не скоро выйдут из раз­ряда риторических. А жаль, судно-то ушло, а осадочек остался.  •

Закон все-таки восторжествовал, права собственника морского судна восстановлены, но лишь после многочисленных заявлений, жалоб

Авторы:

С. Калитенко,  С. Сушко

Источник: Порты Украины. – 2015. –  № 5. – С. 44 – 46.