Уже третий год Министерству инфраструктуры Украины (МИУ) никак не удается разработать новую Методику расчета ставок портовых сборов для взимания с валовой вместимости судов – важнейшего отраслевого нормативного документа в области портового ценообразования.
Специалисты, систематически привлекаемые МИУ к разработке Методики расчета ставок портовых сборов, пока не дали необходимый результат. Ни один из подготовленных ими 4-х вариантов проекта этой Методики так и не был принят из-за многочисленных замечаний, высказанных в ее адрес отечественными специалистами морского транспорта.
Мне, к сожалению, неизвестны эти замечания. Но тот факт, что в каждом варианте проекта этого документа были представлены экономически необоснованные и ошибочные формулы для расчета ставок портовых сборов, а также не был указан порядок взимания их с валовой вместимости судов, не позволяет рассматривать их в виде Методики.
Непонятна и одновременно производимая МИУ разработка новой Методики начисления портовых тарифов и сборов, как отдельного документа, которая, по словам Министра, позволит снизить размер портовых сборов до их уровня в порту Констанца (и даже “менее”). А также намерение МИУ не позднее 19 декабря сего года представить на утверждение некую новую “Методику расчета портовых сборов, взимаемых с судов в украинских морских торговых портах, с их последующим снижением”. Последнюю следует рассмотреть несколько подробнее.
В портовом ценообразовании есть такие понятия, как “расчет портовых сборов“ и “расчет ставок портовых сборов“.
Под расчетом портовых сборов понимается определение величины сборов, взимаемых с судовладельцев за посещение его судами портов, которое производится исходя из действующих ставок и порядка их начисления. То есть никакой методика для этого не требуется! Поэтому словосочетание: “методика расчета портовых сборов“ – полная бессмыслица. Однако, для расчета ставок портовых сборов с целью их взимания с валовой вместимости судов необходима специальная методика.
Допустим, что действительно имелась в виду разработка именно Методики расчета портовых сборов, а не расчета их ставок. В таком случае интересно, как путем усовершенствованного механизма расчета портовых сборов, взимаемых с судовладельцев, можно добиться экономически обоснованного их снижения? Ведь, не является секретом, что уровень ставок портовых сборов определяется величиной стоимости услуг, ими оплачиваемых, и не зависит от механизма расчета портовых сборов.
Можно, конечно, снизить расходы судовладельцев на оплату портовых сборов, доведя их до уровня в порту Констанца, и даже “меньше” путем предоставления дополнительных скидок и установления льготных условий взимания отдельным судам, сверх тех, которые учитывались в формулах расчета базовых ставок сборов. Но в таком случае мы не выйдем на запланированные доходы ГП “АМПУ” на содержание и развитие инфраструктуры морских портов, которые учитывались при разработке формул их расчета. Из каких источников будут компенсироваться недостающие средства этого государственного предприятия? Не получит запланированных средств и госбюджет от административного сбора.
Если же под разработкой Методики расчета портовых сборов имели в виду Методику расчета ставок портовых сборов, то как путем усовершенствованного механизма расчета ставок портовых сборов, появится возможность их снижения?
Методика расчета ставок портовых сборов необходима не для их снижения, а для установления экономически обоснованного, реального их уровня. То есть такого уровня, принципы расчета которого и условия взимания соответствовали бы тем, которые приняты в зарубежном портовом ценообразовании.
Если разработчики Методики расчета ставок портовых сборов полагают, что указанное снижение портовых сборов может быть достигнуто, например, путем финансирования инвестиций за счет внешних источников (кредитов), а не из внутренних средств – от портовых сборов, то это не связано с методологией расчета ставок портовых сборов. Методика может лишь рекомендовать учитывать в ставках портовых сборов величину прибыли, необходимую для развития инфраструктуры морских портов, например, в разумных пределах с учетом возможности ее реализации на рынках портовых услуг. Однако окончательное решение об уровне прибыли, подлежащей реализации услуг, оплачиваемых портовыми сборами, принимает руководство предприятия, в соответствии с проводимой им тарифной политикой.
Советник министра инфраструктуры Александра Воропаева, комментируя ход встречи в МИУ с участием представителей бизнеса, посвященной вопросу портовых сборов, на своейстранице в Facebook, сообщила, что для “повышения конкуренции украинских портов в черноморском бассейне, для привлечения грузов, наращивания транзита и победы Констанцы, Поти и строящийся порт Тамань, государство и бизнес должны договориться?“. И что уже найдена возможность снизить сборы от 30 до 60% и даже больше.
Интересно, о какой “победе Констанцы“ идет речь? Разве не известно, что в этом порту портовые сборы в разы ниже, чем в портах одесского региона, и на порядок ниже, чем в Николаевском морском порту?
И в заключение отмечу, что высокая привлекательность отечественных морских портов (низкий уровень ставок всех судовых портовых сборов, в том числе портовых – на уровне порта Констанца и даже “меньше”, тарифных ставок за перевалку и хранение грузов на складах портов, а также высокое качество обслуживание клиентуры) будет сведена на нет высокими затратами грузовладельцев на оплату транспортировки грузов наземным и речным видами транспорта при реализации (или закупке) товаров на мировых товарных рынках через морские порты Украины. Поэтому проблема повышения привлекательности для грузовладельцев морских портов должна решаться комплексно – путем проведения МИУ экономически обоснованной, взвешенной и согласованной тарифной политики на всех видах транспорта.
Автор: Всеволод Попов
Источник: http://cfts.org.ua/blogs/esche_raz_o_metodike_rascheta_stavok_portovykh_sborov_198