Украинский речной транспортный комплекс имеет устаревшие технологии и нормативную базу 90-х годов. Государственной инфраструктурой управляют неэффективно, госпредприятия на внутренних водных путях неэффективны. Стратегические грузопотоки с внутренних водных путей исчезли или переориентированы. Объемы перевозок по внутренним водным путям Украины в 2014 году составили 4,3 млн тонн – лишь 7% по сравнению с 90-ми годами. За это время штаты предприятий существенно сократились или даже были ликвидированы, а поступления в государственный и местные бюджеты упали.
Главная идея настоящей статьи в том, что интеграция внутренних водных путей Украины в систему водных путей ЕС позволит решить упомянутые и другие проблемы транспортной системы Украины.
Здесь есть много очевидных рисков. Приднепровье и Придунавье в такой ситуации превратятся в депрессивные регионы, транзитное судоходство остановится, не будет инвестиций в отрасль и финансовой помощи ЕС. Ситуация требует общегосударственной программы по реформированию наших внутренних водных путей, системного комплекса реформ, который будет реализован быстро и решительно. А основой такой программы могут стать стратегические рекомендации Европейской экономической комиссии ООН по созданию эффективного и устойчивого внутреннего водного транспорта на общеевропейском уровне.
Сотрудничество с ЕС означает, в первую очередь, выполнение рекомендаций проектов Еврокомиссии в Украине. Речь идет о проектах «Поддержка интеграции Украины в Трансъевропейскую транспортную сеть» (ТЕN-Т), региональном транспортном проекте ТРАСЕКА, проекте «Логистические процессы и морские магистрали II» (ЛОГМОС), программе сотрудничества «Твининг» по гармонизации со стандартами ЕС. Продвижение по пути этих рекомендаций позволит использовать средства ЕС для реформирования, а затем и для обеспечения эксплуатации внутренних водных путей по алгоритму и модели, которые уже разработаны и оплачены для Украины Еврокомиссией.
Интеграция внутренних водных путей Украины в систему водных путей ЕС позволит бороться за транзитные грузы. Днепру необходим статус международной реки со свободным открытым судоходством, которое осуществляется на основе равенства по уплате портовых и навигационных сборов. Важно восстановить магистральный водный путь международного значения Е40 на участке Днепр – Висла – Одер, участвовать в проекте транснационального водного пути Херсон – Днепр – Западная Двина – Рига (Черное море – Днепр – Балтика).
Структурированная система отраслевого законодательства и управления в соответствии с рекомендациями ЕК направлена на коммерциализацию внутренних водных путей. Закон о внутренних водных путях должен сочетать функционирование реки с частным бизнесом и деятельностью прибрежных промышленных территорий и городов. Для внутренних водных путей необходимы специальные условия (тарифы и сборы), упрощенная технология пересечения границы судами река-море, нормативная база по формированию структуры по контролю и обеспечению функционирования. Тут есть с кого взять пример: скажем, речной порт в Париже зарабатывает за счет предприятий и логистических центров, которые функционируют рядом в свободной экономической зоне. Это привлекает грузопоток и обеспечивает новые рабочие места. Также построена система организации управления каналами Фландрии.
Административная реформа предполагает создание отдельного полноправного подразделения, отвечающего за внутренние водные пути (аналог Администрации морских портов). Направления институционального и административного реформирования должны быть прописаны в базовом законе. Должна внедряться коммерческая составляющая в управлении реками и прилегающими к ним территориями с использованием государственно-частного партнерства.
При формировании инфраструктурных реформ следует отделить коммерческую инфраструктуру от обслуживания речного хозяйства, сигнализации и другого навигационного оборудования и инфраструктуры, находящейся в ответственности государства. Если говорить о кадровом обеспечении, то стандарты обучения и сертификации должны быть едиными с ЕС. Нужна также программа специализированного образования речников с гарантированным трудоустройством.
Организационная структура Администрации ВВП может быть следующей: во главе стоит директор администрации, которому подчинены подразделение управления и развития, агентство речной безопасности, агентство по надзору и контролю за частными терминалами, управляющие компании водных путей (региональные), подразделение технической эксплуатации, служба водных путей и хозяйства, технические участки. Она соответствует рекомендациям ЕК, которые уже применяются в странах – новых членах ЕС.
В результате таких реформ сформируется конкурентоспособный комплекс транспортной системы Украины, наши внутренние водные пути полноценно интегрируются в Трансъевропейскую транспортную сеть TEN-T. Объем перевозок по ним оценочно может достигнуть 18 млн тонн до 2020 года. Судоходная сеть будет развиваться путем расчистки русел рек (в том числе рек Южный Буг, Десна), углубления Днепра. Поступят в бюджет средства от инвесторов и эксплуатации водных путей (включая береговую полосу), появятся новые рабочие места, на реках станут развиваться новые направления (туризм, водные виды спорта, рекреация), что даст соответствующие поступления в бюджет.
Автор:
Александр ЛЫСЕНКО,
эксперт по логистике водного транспорта
Источник: Порты Украины. – 2015. – № 2. – С. 12.