Черноморский рынок контейнерных перевозок: период больших изменений

8 Окт
Контейнерный рынок Черноморского бассейна восстанавливается медленнее, чем ожидалось. Прогнозы экспертов относительно роста черноморских контейнерных перевозок в 2013 г. были весьма оптимистичными — предрекался рост не менее 10-процентного. Действительность оказалась менее радужной: контейнерооборот бассейна вырос на 6,2%, такие данные были обнародованы в ходе VIII международного форума Black Sea Summit, состоявшегося в Одессе. На текущий год аналитики предрекали усиление темпов до 15—20%, однако, как показали итоги 1 полугодия, темпы роста снизились до 5%. При сохранении подобной динамики черноморский рынок еще не скоро восстановится до предкризисного максимума — 3,5 млн TEU в 2008 г.

Тенденции бассейна
За прошедший год перевалка контейнеров через порты Черного моря увеличилась на 165 тыс. TEU, достигнув 2,838 млн TEU. Не оправдались надежды на
достижение предкризисного пика — отставание составило существенные 0,67 млн TEU. В целом подкризисный рост бассейна идет весьма умеренными темпами, весьма отличными от бурного прогресса периода 2001—2008 гг., при этом имеют место и годовые спады (в 2012 г.). В то же время, без учета трансшипмента (внутреннее перераспределение морских объемов в бассейне), можно констатировать достижение пикового оборота контейнеров — если в 2008 г. показатель составил 2,54 млн TEU, то по итогам прошедшего года — свыше 2,66 млн (рост на 4,3%). Напомним, в кризисном 2009 г. половинный спад перевалки через Черное море (с 3,527 млн до 1,763 млн TEU) был сформировал серьезным снижением всех стран-участниц. Так, Украина утратила
больше всех — почти 60% объемов, Румыния — 55%, Россия — 34%, Болгария — 32%, Грузия — 14%. Для последующего периода восстановления был характерен массовый рост, захватывающий практически всех участников, однако в 2012 г. тенденция изменилась — продемонстрировали спад Украина (-4,8%) и Румыния (-4,6%). Соответственно, главным итогом прошедшего года можно полагать восстановление позитивной динамики всеми странами-участницами рынка контейнерных перевозок в Черноморском бассейне: рост варьировал от +125% (Молдова) до +7,8% (Украина). Лидером по объемам перевалки по итогам года осталась Украина, переработавшая свыше 780 тыс. TEU. Рост России составил показатель, близкий к прогнозу по бассейну —
+9,9% (до 740 тыс. TEU), Грузии — +12,8% (до 403 тыс. TEU), Болгарии — +6,2% (до 180 тыс.).
Из двух десятков контейнерных терминалов, работающих в акватории Черного моря, рост по итогам года показало большинство; исключение — часть
украинских, румынских, грузинских, а также турецких. В румынской группе спад обусловили объективные рыночные причины — падение морского транзита (трансшипмента) в результате оптимизации, в ответ на кризис, морскими перевозчиками своих сервисов. Соответственно, падение показал терминал DP World — крупнейший в масштабах Румынии, лидер перевалки Черноморского бассейна, работающий в составе единого регионального хаба — порта Констанцы; падение терминала составило 3,6% (до 633,89 тыс. TEU). В то же время, румынский терминал Socer увеличил обороты на 19% (до 27,2 тыс.). Разноречивой была динамика в украинской группе. Наивысший рост показал терминал “ТИС”, вошедший в тройку бассейновых лидеров по данному показателю — +51% (до 46,3 тыс. TEU). На 12% увеличил объемы лидер украинских акваторий, терминал “ГПК-Украина”, переработавший более 369 тыс. TEU. Второй терминал Одесского порта, “Бруклин-Киев Порт”, повысил объемы на 1,8% (до 136 тыс. TEU); на 3% увеличились объемы перевалки в
Ильичевске (до 227 тыс. TEU). В то же время, Мариупольский порт, также работающий с контейнерами в порядке расширения основной специализации, генеральной, снизил перевалку на 14,2% (до 8,59 тыс. TEU). Изменились тенденции грузинских портов — если ранее рост демонстрировали Поти и Батуми, то по итогам года потийский терминал (APMT POTI) нарастил перевалку на 16% (до 331 тыс. TEU), батумский (BIST) — снизил на 1,4% (до 72 тыс. TEU). Терминал в Поти, перешедший под контроль APM Terminals, опередил по объему не только болгарские, но и российские терминалы, пропустив вперед только лидеров бассейна — терминалы DP World и “ГПК-Украина”. Прибавили обороты и болгарские порты, отличившиеся, однако, дисбалансом темпов роста: Варна — на 2,9% (до 132 тыс. TEU); Бургас — на 16,5% (до 48,3 тыс.). Серьезный дисбаланс продемонстрировали черноморские терминалы России, где наблюдалась динамика с различным знаком. Так, если ранее лидер по объемам “Новорослесэкспорт” демонстрировал и наивысшие по бассейну
темпы роста (вплоть до двойного), то по итогам 2013 г. увеличение составило 13,6% (до 309 тыс. TEU). Второй по объемам NUTEP увеличил перевалку в 1,3 раза — до 278 тыс. TEU, терминал в Ростовском порту — в 1,9 раза (до 10,5 тыс.). В то же время, терминал “Новороссийский контейнерный порт” снизил объемы на 17,2% — до 135 тыс. TEU; терминал порта Таганрог — на 42% (до 7,2 тыс.).
В целом за год изменились позиции контейнерных портов Черноморского бассейна — прежде всего, ужесточилась борьба в группе лидеров. На первое место по объемам вышел Новороссийск (722,716 тыс. TEU, +11%), опередивший прошлогоднего лидера Констанцу (-2,8%, до 661 тыс.). Сохранила позицию третьего по объемам участника Одесса (+9,2%, до 505 тыс. TEU), однако Ильичевск уступил Поти благодаря высоким темпам роста последнего. Наиболее стабильным было присутствие турецких портов — как и годом ранее, терминалы республики, работающие в сфере контейерной перевалки Черноморского бассейна, сформировали порядка 2% совокупной перевалки в черноморской акватории. В то же время, динамика черноморских
портов Турции была разнонаправленной: Самсун — +32% (до 36,6 тыс. TEU); Трабзон — -15% (до 22,1 тыс.).
Как показывает динамика нынешнего года, произойдет и более крупная ротация в регионе — впервые Украина, демонстрирующая спад объемов, уступит
лидерские позиции России, наращивающей обороты. Так, за 1 полугодие Украина утратила 6,5% объемов в сравнении с январем—июнем 2013 г.; южные российские порты прибавили 1,13% соответственно, Россия уже опередила Украину, переработав более 393 тыс. TEU (итог Украины — 343 тыс.). Однако не исключено, что лидерские позиции перейдут к Румынии, демонстрирующей высокие темпы роста на фоне высокого объема оборота (итог полугодия — более 302 тыс. TEU, +19,3%). К тому же румынская Констанца все еще заметно работает с трансшипментом, хотя его объемы снижаются: 2012 г. — свыше 190 тыс. TEU; 2013 г. — 105 тыс. Сохраняют позитивную динамику также Грузия (+19% за полугодие) и Болгария (+8% соответственно).
Потенциал экспорта
Как отметили участники форума, особо значимой тенденцией Черноморского бассейна стало усиление экспортной составляющей — причем, в первую очередь, ввиду прогресса в данной сфере Украины, все еще занимающей лидирующие позиции в совокупных объемах перевалки. Рост перевалки экспортных контейнеров в портах Украины стал практически устойчивой тенденцией: 1 квартал 2012 г. — 31 тыс. TEU, 2 — 40 тыс.; 1 квартал 2013 г. — 46 тыс. TEU, 2 — 56 тыс.; 1 квартал 2014 г. — 69 тыс. TEU, 2 — 72 тыс. Особо ценной данная тенденция является с учетом неустойчивости украинского контейнерного импорта — только в текущем году за период января—августа относительный спад месячных объемов зафиксирован в марте, апреле, июне.
Колебания месячных объемов имеют место и в сфере экспорта, однако до нынешнего года доминирующей тенденцией был рост. В текущем году, на
фоне усиливающихся проблем в экономике государства, усилились и колебания экспортной составляющей контейнерной перевалки — так, за 8 месяцев
спад месячных объемов имел место в апреле (-10% к предыдущему месяцу), июне (-18% соответственно), июле (-27%). Тем не менее, усредненный месячный объем перевалки контейнеров на экспорт через украинские акватории в текущем году более чем на 3 тыс. TEU превысил показатель 2013 г. Более того — в апреле—июне т.г. экспорт стал превалировать в структуре месячного контейнерооборота; в августе его удельный вес составил порядка 50%.
Фактически, именно экспорт стал фактором поддержки контейнерных портов Украины — как свидетельствует динамика текущего года, совокупные объемы месячной перевалки, даже на фоне проблем в экономике, возрастали в январе—марте, мае, августе. Во многом благодаря растущему экспорту удельный вес Украины в совокупной перевалке Черноморского бассейна сохраняется существенным: свыше 29,5% по итогам 2013 г.; 25,2% — за 1 полугодие 2014 г. Для сравнения: удельный вес РФ составил, соответственно, 29,3% и 28,8%; Румынии — 21% и 22,1%. При этом именно Украина сохраняет наилучший по бассейну баланс экспорта и импорта контейнеров — так, за 1 полугодие т.г. распределение этих объемов в Украине составило 48,3% к 51,7%. Для сравнения: в РФ соотношение составило 26% к 74%; в Грузии — 5% к 95%. Однако Украина является отнюдь не единственным представителем Черноморского бассейна с перспективной долей экспорта — он серьезно доминирует в контейнерообороте Румынии (60% к 40% соответственно по итогам 1 полугодия 2014 г.) и является опережающим в портах Болгарии (55% к 45% соответственно). В целом экспорт в перевалке контейнеров через черноморское побережье приближается к оптимистическому показателю, составляя свыше 40% совокупных объемов полугодия.
Это, в свою очередь, выдвигает проблему дефицита оборудования в черноморском сегменте — морские перевозчики, сокращающие доставку импортных контейнерных грузов, не имеют достаточного парка контейнеров для погрузки экспорта. Здесь наиболее благоприятно выглядит рынок Украины, где
доля порожних контейнеров в морской перевалке из/в порты практически одинаковая, что дает возможность минимизировать перевозки “порожняка” в
целом. При этом налицо снижение доли порожних в целом — если в 1 полугодии 2013 г. она составляла около 25% совокупного оборота контейнерных портов Украины, то за январь—июнь т.г. — не более 15%. Эти же показатели для юга России — 35% и 33% соответственно (с серьезным превалированием порожних в экспорте); Грузии — 43% и 45% (практически 100% порожних в экспорте). Доля порожнего оборудования на контейнерных терминалах Румынии достаточно велика и стабильна — держится на уровне 30% совокупного оборота, и при этом свыше 90% его объемов приходится на возврат после импорта. Именно этим, по сути, объясняется высокий уровень экспортного контейнеропотока Румынии — его формирует парк, аккумулируемый после выгрузки из конечных портов Черноморского бассейна. Не такой является ситуация в Болгарии, где 70—80% экспортных контейнеров составляют груженые. Поэтому, по сути, страна является второй, наряду с Украиной, имеющей хороший баланс груженых экспортных и импортных контейнеров (порядка 50% к 50%).
Тем не менее, несмотря на прогресс экспорта, общая перевалка Украины прогнозируется снижающейся — по оценке, обнародованной в ходе саммита, спад т.г. может составить порядка 20% (с 779 до 623 тыс. TEU). При этом ожидается, однако, что уже в следующем году возможен рост на 10% (до 688 тыс. TEU), причем, не в последнюю очередь, благодаря прогрессу контейнеризированного экспорта. Возможно, тем самым закладываются основы нового рывка контейнерного сегмента морской перевалки Украины, в целом более благоприятного для отечественной экономики.
Автор: Г. КАТКЕВИЧ
Источник: Транспорт. – 2014. – № 40. – С. 60 – 62.