В статье рассматривается Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими от 13.02.2004, принятая в Лондоне. Авторы поднимают вопросы, связанные с историей отношений по поводу обращения с судовыми балластными водами. В статье исследуется также современное состояние таких отношений и их правовое регулирование в Украине. Особенное внимание авторы уделяют перспективам унификации упомянутой категории отношений и месту Украины в сообществе морских держав.
В Лондоне 13 февраля 2004 г. была подписана Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими, далее “Балластная” конвенция. Конвенция уже набрала достаточное количество стран-участниц для ее вступления в силу, а по дедвейту мирового флота осталось набрать менее 8% тоннажа. Международная морская организация (ИМО) предпринимает усилия по ускорению вступления этой Конвенции в силу.
Украина была одной из первых стран, где были введены требования к судовому балласту, но, в отличие от биологического анализа, принятого в других странах, в Украине производится химический анализ балластной воды. Таким образом, обнаружилось отставание законодательства Украины и его несоответствие международным стандартам. “Балластная” конвенция призвана унифицировать отношения по поводу контроля судовых балластных вод и осадков. Украина активно участвовала в подготовке и разработке этой Конвенции. Глобальным агентством по охране окружающей среды (GEF) и Программой развития ООН (UNDP) была создана программа ГлоБалласт, в рамках которой проходит подготовка к вступлению в силу “Балластной” конвенции, и Украина – одна из 6 пилотных стран первого этапа этой программы. Тем не менее, присоединение Украины к этой Конвенции не ожидается.
К сожалению, в Украине приостановились исследования и разработки оборудования и системы обработки балластной воды, хотя потенциальный рынок такого оборудования оценивается в 30-35 миллиардов долларов США, вхождение в который было бы полезно для украинской экономики. Нельзя отбрасывать возможность присоединения Украины к “Балластной” конвенции, а это создаст необходимость подготовки соответствующих кадров. Это обусловливает соответствующие изменения в системе обучения специалистов в сфере морского транспорта. В настоящее время операции с балластом – излюбленный способ неправомерного давления на капитанов судов в портах Украины.
В заключение авторы выражают надежду на то, что Украине удастся занять достойное место среди морских держав.
Авторы: А. Сагайдак, А. Ницевич
Источник: Порты Украины. – 2012. – № 1. – С. 75 – 77.