В странах бассейна Черного моря — Украине, Российской Федерации, Грузии, Турции, Болгарии,Румынии, а также в новом черноморском государстве — Молдове — действуют свои особенные правила ареста судов. Эти особенности определяют различия в практике ареста судов в этих странах, да и сами правила определяются практикой, то есть реальным состоянием отношений по поводу ареста судов в каждом черноморском государстве.
В настоящей статье автор рассматривает соотношение понятий “задержание судна” и “арест судна”, однако, главным образом, раскрывается практика задержания морских судов в Грузии, а также соответствующий правовой институт. При этом, основное внимание уделено типам задержания судов.
Это значит, что усилия по унификации таковых правил пока не принесли положительного результата, да и вряд ли принесут в обозримом будущем. Такое положение вещей значительно осложняет задачи, связанные с юридическим сопровождением ареста судов и освобождением их из-под ареста.
Но это не значит, что усилия, предпринятые морским сообществом по унификации упомянутых правил, не приносят результатов вообще. Так, Россия, Румыния и Украина — члены Международной конвенции по унификации некоторых правил относительно наложения ареста на морские суда (Брюссель,
10.05.1952 г.). Болгария — член Международной конвенции об аресте судов, заключенной в Женеве 12.03.1999 г. Остальные государства не являются членами ни одной из конвенций по аресту судов.
Если практика ареста судов в Украине, России, Турции, Болгарии и Румынии довольно хорошо исследована, а в Молдове она находится в зачаточном состоянии, то практика ареста и задержания судов в Грузии недостаточно широко известна, хотя и весьма богата.
Грузинские порты имеют значительную транзитную функцию, являются важным транзитным узлом коридора ТРАСЕКА, и это подтверждается тем фактом, что за последние 8 лет статистика грузооборота возросла на 60%. Этот рост обусловлен увеличением грузооборота между странами Закавказья,Центральной Азии и Европы. В настоящей публикации мы ставим целью ознакомление читателей с грузинской практикой и
соответствующими правовыми институтами.
Несколько теоретических соображений
Задержание и арест судна являются важными и отличающимися друг от друга институтами международного морского права. Несмотря на это, в практике часто происходит подмена этих понятий или их слияние.
И это неудивительно, ведь в международных конвенциях, регулирующих отношения по поводу ареста судов, понятие ареста определяется через понятие “задержание”. Таким образом, задержание судна — это понятие родовое, а арест судна можно трактовать как вид задержания в контексте дефиниций этих понятий.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 1 Международной конвенции по унификации некоторых правил относительно наложения ареста на морские суда, “арест” означает задержание судна по решению суда для обеспечения морского требования, но не включает конфискацию судна для исполнения судебного
решения, а в соответствии с п. 2 ст. 1 Международной конвенции об аресте судов — любое задержание либо ограничение в передвижении судна по распоряжению суда для обеспечения морского требования, за исключением задержания судна, которое осуществляется для приведения в исполнение решения суда либо иного исполнительного документа.
Действительно, в ходе общих рассуждений вряд ли найдется такое понятие, которое точнее бы подошло как родовое для определения как ареста, так и задержания судна в узком, или собственном, смысле.
Таким образом, можно говорить о задержании судов в широком смысле как о каком-либо ограничении в передвижении судна, а также о задержании в собственном смысле как об ограничении в передвижении судна, которое производится в административном порядке, в отличие от ареста судна, который должен производиться в судебном порядке для обеспечения морского требования.
По грузинскому законодательству под задержанием (detention) подразумевается ограничение в перемещении судна, которое осуществляется компетентным органом (властями) в целях проведения расследования и устранения причин, вызвавших задержание судна. По своей природе это действие представляет собой, несомненно, меру административного характера. Задержание, в свою очередь, подразделяется на три вида или типа.
Типы задержания судов
Первый тип — задержание судна в связи с нарушением норм публичного морского права в связи с нарушениями грузинского законодательства и правил. Такое задержание осуществляется соответствующими органами в целях проведения расследования. Причины задержания приведены в Законе Грузии “О морских пространствах” (от 24.12.1998 г. № 1756).
В соответствии со ст. 65 данного Закона, преследование по горячим следам и задержание судов иностранных государств осуществляется, если судно:
а) нарушило законодательство Грузии при нахождении в ее внутренних морских водах или в территориальном море;
б) намеревается нарушить налоговое, эмиграционное, фискальное или санитарное законодательство Грузии в прилежащей зоне Грузии;
в) нарушило суверенные права и юрисдикцию Грузии в отношении ее исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Основания задержания судна расширены Законом Грузии “О государственной границе” (от 17.09.1998 г. № 1569). В соответствии со ст. 36 этого Закона, уполномоченный орган Министерства внутренних дел Грузии задерживает и под конвоем направляет в ближайший порт или другой соответствующий пункт грузинское или иностранное невоенное судно, находившееся в территориальном море и во внутренних морских водах, если:
а) судно находится в установленной соответствующими правилами закрытой для судоходства зоне, направляется в закрытую для судоходства зону или не соблюдает установленные навигационные пути и схемы разделения движений;
б) посадка, высадка лиц на судно, также погрузка-выгрузка грузов осуществляются в местах, которые не предусмотрены правилами режима и охраны государственной границы;
в) судно незаконно осуществляет промысел, научные и гидрографические исследования, сбрасывает или производит захоронение вредных для человеческой жизни и живых морских ресурсов веществ и загрязняющих остатков, материалов или другими действиями наносит вред Грузии;
г) с палубы судна осуществляется взлет или прием любых видов летательных аппаратов без разрешения соответствующих правомочных органов Грузии;
д) капитан судна не предоставляет судовые, грузовые, пассажирские и другие официально необходимые документы;
е) судно не подчиняется распоряжениям представителей уполномоченных органов, входящих в систему Министерства внутренних дел, и других органов, предусмотренных правилами режима и охраны государственной границы;
ж) судно нарушает правила и нормы международного права, установленные этим законом, другими законодательными актами Грузии, также международными договорами и соглашениями.
Что касается самой процедуры задержания, то, в соответствии с Законом “О государственной границе”, задержание судна оформляется соответствующим протоколом, который составляют, подписывают представители правомочных органов МВД Грузии. Протокол также предлагается подписать капитану задержанного судна. После задержания судна у капитана отбираются документы судна и груза. Капитан судна вправе оспорить действия представителей правомочных органов, проводивших процедуру задержания, или содержание протокола и на удобном для себя языке сделать замечание как в самом протоколе, так и в любом документе, который прилагается к нему. Если капитан отказывается от права подписи, представителями властей в протоколе делается соответствующая отметка, и документы считаются сданными капитану судна.
По причине загрязнения окружающей среды задержание судна проводится по результатам анализов сточных вод с судна или проб, взятых вокруг стоящего судна, которые проводят инспекторы Конвенционной инспекции по охране Черного моря. Параллельно с задержанием возбуждается дело об
административном правонарушении, составляется соответствующий протокол, к которому прилагаются доказательства факта правонарушения и объяснения участников инцидента.
В случае неосуществления добровольной уплаты наложенных санкций задержанное судно выставляется на публичные торги, а если оно не будет продано, то конфискуется в пользу государства.
Примечательно, что законодательство Грузии предусматривает также гарантии возмещения убытков, вызванных необоснованным задержанием судна, с определенной оговоркой. В частности: согласно ст. 68 Закона “О морских пространствах”, если иностранное судно было необоснованно остановлено или задержано за пределами территориального моря Грузии, должен быть возмещен причиненный ущерб. То есть, бремя доказательства обоснованности остановки или задержания судна в данном случае лежит на соответствующем органе, производившем процедуру осмотра (задержания), а бремя доказательства нанесения ущерба, вызванного такими действиями властей, — на законных представителях судна.
Перечисленные выше правила, установленные Грузией, соответствуют общепринятым правам прибрежного государства, определенным международными стандартами. В частности, ст.ст. 28, 73, 111 и 220 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Грузия является участником этой Конвенции с 09.09.1995 г.
С учетом вышеупомянутых правовых норм, а также установившейся практики для обобщения характерных особенностей рассмотренного типа задержания судна можно заключить следующее:
1. Задержание судна производится с целью проведения расследования на предмет возможного нарушения законодательства, суверенитета, суверенных прав и юрисдикций Грузии, распоряжений и требований компетентных органов (представителей), а также с целью пресечения незаконного промысла и деятельности на море, сброса (захоронения) вредных для человека и морских ресурсов отходов (материалов), совершенных в пределах исключительной экономической зоны (континентального шельфа) Грузии.
2. Компетентным органом, имеющим право такого задержания, является Служба береговой охраны Департамента пограничной полиции МВД Грузии.
3. Задержание применяется ко всем (национальным и иностранным) судам в одинаковом режиме, кроме военных судов.
4. Задержание может быть осуществлено как на основании результатов предварительного инспектирования, так и на правах преследования.
5. Судно может быть задержано на весь срок расследования: в случаях правонарушений административного характера — в качестве обеспечения, в случаях правонарушений уголовного характера — в качестве орудия преступления.
6. С учетом характера правонарушений и предусмотренных к нему санкций, возможно освобождение судна и применение иного обеспечения. В частности, гарантий клубов взаимного страхования (P&I) или же судебного депозита.
7. Вопрос освобождения задержанного судна с условием предоставления адекватного обеспечения рассматривает и решает орган, производивший задержание, или суд первой инстанции, в подсудность которого входит местонахождение задержанного судна.
8. По своей сути задержание судна является частью делопроизводства по административному правонарушению или уголовного производства, а целью задержания является расследование, направленное на привлечение конкретных лиц к административной или уголовной ответственности при установлении их виновности.
9. В делах административного правонарушения субъектом ответственности — наложения штрафа — является капитан судна. В делах уголовного правонарушения таким субъектом является капитан или конкретное лицо (член экипажа), совершившее противоправное деяние, которое устанавливается по результатам расследования.
Несмотря на соответствие перечисленных внутригосударственных норм установленному международному праву, в большинстве случаев проблема возникает при их процедурной реализации, при расследовании, оценке правонарушения и освобождении судна до завершения спора по существу. Учитывая данную специфику, целесообразно с первого часа задержания судна и возбуждения разбирательства подключить адвокатов к производству по делу. Для построения эффективной тактики защиты очень важно до начала официального расследования выяснить обстоятельства инкриминированного правонарушения и закрепить соответствующие доказательства. Впоследствии, с учетом характера правонарушения и соответствующих процессуальных инструментов, возможно освобождение судна до завершения делопроизводства по существу.
Второй тип — задержание судов, связанное с обеспечением безопасности мореплавания и предотвращением загрязнения окружающей среды.
Данный тип задержания является частью производства по административному правонарушению. Право задержания судов в таких случаях осуществляет:
— по причине обеспечения безопасности мореплавания — Служба государственного контроля соответствующего порта, входящая в структуру Морского транспортного агентства Грузии (Port State Control);
— по причине загрязнения окружающей среды — совместно Служба береговой охраны пограничной полиции МВД Грузии и Конвенционная инспекция по охране Черного моря Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии. Грузия является участником региональной Конвенции
о защите Черного моря от загрязнения, заключенной в Бухаресте в 1992 г.
Данный тип задержания судна осуществляется во внутренних водах Грузии в основном в акваториях портов.
В части обеспечения безопасности мореплавания задержания судов исчерпывающе регулируются ратифицированными Грузией международными морскими конвенциями SOLAS-74, STCW-95/2010, MARPOL и др. Фактически основанием задержания является нарушение требований этих
конвенций.
Полномочия по задержанию судна службами государственного контроля порта регламентируются ст. 82 Морского кодекса Грузии от 15.05.1997 г. В частности, каждое судно, независимо от флага и принадлежности, обязано до выхода из порта получить на это письменное разрешение капитана порта. Капитан порта отказывает в выдаче разрешения на выход из порта в случаях:
а) судно непригодно к плаванию;
б) вышли из строя портовые сооружения или навигационное оборудование;
в) нарушены требования загрузки, снабжения, комплектования экипажа, существуют другие недостатки, связанные с судном, которые создают угрозу безопасности мореплавания, здоровью находящихся на судне людей или окружающей среде;
г) неправильно составлены судовые документы.
Задержание судов по причинам, относящимся к указанной группе, связаны с требованиями публичного характера. Сроки задержания по таким причинам не регламентированы. В таких случаях правовая (адвокатская) помощь заинтересованным лицам исчерпывается перепроверкой замечаний, выявленных
компетентными органами, в целях исключения ошибок или неправомерных действий, направленных на задержание судна.
Особенностью данного типа задержания является то, что судно немедленно освобождается после устранения недостатков и удовлетворения требований обеспечения безопасности мореплавания. При этом на лицо, ответственное за подобное нарушение, не налагается санкция (штраф).
Третий тип задержания судна — задержание в связи с неисполнением договорных или деликтных обязательств по частному морскому праву. В случаях когда:
— существуют требования физических или юридических лиц, возникшие из общей аварии, спасения, перевозки груза, столкновений судов, неуплаты платежей и о возмещении другого ущерба;
— судовладелец или грузовладелец не предоставили соответствующее обеспечение в случае неуплаты штрафов и других финансовых требований, а также не возместили причиненный вред. В этих случаях задержание судна предшествует аресту судна, и такое задержание строго регламентировано. Его может осуществить только капитан порта/Служба государственного контроля соответствующего порта (Port State Control). Максимальный срок
такого задержания — не более 72 часов, и его время не может быть продлено. В указанное время не входят официальные праздничные и выходные дни, установленные законодательством Грузии. В случае непредставления решения суда об аресте до истечения срока такого задержания, судно немедленно освобождается. Существующее законодательство не ограничивает количество требований, предъявленных к одному и тому же судну. Теоретически одно судно может быть задержано неоднократно в случае существования требований разных субъектов.
К отдельному типу задержания судна, которое возможно осуществить по законодательству Грузии, также можно отнести задержание пиратского судна на правах осуществления универсальной юрисдикции государства, согласно ст. 105 Конвенции ООН по морскому праву. Данный тип задержания и особенности его применения регулируются международным правом, так что оно достаточно унифицировано для всех членов данной Конвенции, поэтому этот тип задержания судна здесь не рассматривается.
Авторы:
КОПАЛЕЙШВИЛИ Паата, управляющий партнер, Marine Legal Adviser, Грузия
НИЦЕВИЧ Артур, партнер, адвокат, председатель Морского института Украины, MNI, Interlegal, Международная юридическая служба (Украина, Киев—Одесса)
www.interlegal.com.ua
Источник:
Транспорт. – 2013. – № 35. – С. 60 – 62.