Перевозка vs экспедирование

3 Май

В публикации рассматриваются договора перевозки и транспортного экспедирования. В частности, производится сопоставление этих договоров с точки зрения удобства грузоотправителя, анализируется природа договора транспортного экспедирования и его содержание, приводятся некоторые транспортные документы, а также сравниваются условия ответственности перевозчика и экспедитора.

По договору перевозки, в соответствии со ст. 909 Гражданского кодекса Украины, одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенные ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и передать груз лицу, которое имеет право на получение груза (получателю). Отправитель при этом должен уплатить за перевозку соответствующую плату.

По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.

Закон «О транспортно-экспедиторской деятельности» определяет транспортно-экспедиторскую деятельность как предпринимательскую деятельность по предоставлению транспортно-экспедиторских услуг по организации и обеспечению перевозок грузов.

Из представленных определений можно заключить, что перевозка – это фактическая доставка груза из одной точки в другую с передачей доставленного груза получателю.

Экспедирование представляет собой организацию перевозки, что включает в себя заключение экспедитором всех сопутствующих договоров (в том числе договора на перевозку), оформление документов, уплату пошлин и иных необходимых платежей, обеспечение хранения груза в процессе перевозки и до передачи его получателю, а также прочие услуги, необходимые от момента получения заказа отправителя до момента передачи груза получателю.

Фактически груз будет перевезен по любому из указанных договоров, однако различие заключено в удобстве отправителя и получателя (в случае с перевозкой – необходимо обеспечить полное сопровождение всех формальных вопросов, осуществление оплат, заключение попутных договоров и пр., а при экспедировании всеми этими вопросами занимается экспедитор), а также в объеме ответственности.

Какой договор заключать?

Следует отметить, что для грузоотправителя наиболее выгодным с точки зрения перспектив взыскания возможных убытков будет заключение с транспортной организацией прямого договора перевозки. В этом случае нормы об ответственности перевозчика и презумпция его виновности максимально гарантируют интересы грузоотправителя.

Другое дело, что в случае мультимодальных перевозок, а также при разрозненности субъектов рынка транспортных услуг (например, основу рынка автоперевозок составляют физические лица – предприниматели, имеющие одну-две машины) работа напрямую с перевозчиком, точнее перевозчиками, зачастую требует больших затрат и усилий, нежели заключение одного договора с экспедитором, на плечи которого как раз и ложится обязанность разработать маршрут, найти нужных перевозчиков, обеспечить, чтобы сроки ожидания и простоя свелись к минимуму. В этом случае перед грузоотправителем (грузополучателем) стоит задача обеспечить надлежащий объем правовой защиты.

Заключение договора экспедирования

В соответствии с законодательством Украины объем услуг, которые может предоставлять экспедитор, не лимитирован, и в рамках одного договора может быть предусмотрено предоставление разного вида услуг.

Законом предусмотрен ряд существенных условий договора об оказании транспортно-экспедиторских услуг (договор ТЭО), т. е. условий, при отсутствии которых договор считается незаключенным. Перечень указанных существенных условий договора ТЭО содержится в ст. 9 Закона и включает в себя:

– сведения о сторонах договора;

– вид услуги экспедитора;

– вид и наименование груза;

– права и обязанности сторон;

– ответственность сторон (в том числе в случае форс-мажора);

– размер платы экспедитора;

– порядок расчетов;

– пункты отправки и назначения груза;

– порядок согласования изменения маршрута, вида транспорта, указаний клиента;

– срок договора;

– прочие условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие.

Все существенные условия договора экспедирования должны быть соблюдены сторонами и по каждому из этих условий должно быть достигнуто согласие. Отсутствие решения по какому-либо из существенных условий предполагает, что договор считается не заключенным. С юридической точки зрения это означает, что обязательств у сторон не возникало.

К сожалению, на практике участники рынка далеко не всегда строго следуют установленным правилам, например, общим местом является игнорирование требования о согласовании стоимости услуг экспедитора в договоре. Следует отметить, что риск экспедитора в этом случае намного выше, чем риск клиента, поскольку именно экспедитору придется доказывать справедливость своего требования о вознаграждении.

С другой стороны, по той же причине клиент рискует оказаться в ситуации, когда груз не доставлен, а экспедитор снимает с себя ответственность, ссылаясь на то, что договор заключен не был, а потому никаких обязанностей он на себя не принимал.

Перевозка vs экспедирование

Нельзя не отметить, что законодатель, устанавливая достаточно жесткие требования к договору ТЭО, также не учел реалий работы большого количества экспедиторов. Вполне возможно, что предоставление сторонам договора права самостоятельно определять необходимость включения в договор тех или иных условий было бы более эффективным инструментом правового регулирования. Однако в данном случае мы имеем дело с законом, а потому какой бы ошибочной не казалась позиция законодателя, ее нужно соблюдать

Полномочия экспедитора

Объем полномочий экспедитора определяется исходя из положений договора транспортного экспедирования и зависит от того, в каком качестве действует экспедитор.

Экспедитор может действовать как представитель заказчика и заключать договоры перевозки и иные договоры от имени заказчика (то есть создавать правовые последствия на для себя, а для заказчика – отправителя груза), либо действовать самостоятельно на основании договора и заключать соответствующие договоры от своего имени. Таким образом, договор экспедирования может представлять собой разновидность договора поручения либо договора комиссии.

Первый вариант менее удобен для грузоотправителя, поскольку последний фактически не знает условий договора перевозки груза, заключаемого экспедитором, а оспаривать содержание такого договора сложно, так как передача груза перевозчику расценивается как действия, направленные на одобрение сделки, совершенной представителем.

Во втором случае экспедитор действует как комиссионер и заключает договор перевозки по заданию заказчика, но от своего имени. Все права и обязанности из договора перевозки экспедитор приобретает самостоятельно, даже если грузоотправитель назван в этом договоре.

Экспедитор отвечает за действия перевозчиков, которые привлечены им именно для исполнения тех обязательств, которые содержатся в договоре экспедирования.

Принятие груза к перевозке. ТТН. FCR

Перевозка vs экспедирование

Перевозчик ответственен за груз с момента его принятия к перевозке. С этого же момента наступает ответственность экспедитора за перевозчика, которого он привлек к перевозке груза заказчика. Для удобства доказывания факт принятия груза должен быть оформлен надлежащим образом как со стороны грузоотправителя, так и со стороны перевозчика

Например, основным документом на перевозку грузов автомобильным транспортом является товарно-транспортная накладная (ТТН). В соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденными приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. № 363 (далее – Правила перевозки), ТТН – единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы.

До начала 2006 года бланки товарно-транспортной накладной определялись в качестве бланков строгой отчетности, поскольку такое требование содержалось в совместном приказе Минстата Украины и Минтранса от 07.08.96 № 228/253 «Об утверждении Инструкции, о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы». 24 февраля 2006 года Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства принял решение № 27 «О необходимости устранения нарушений Государственным комитетом статистики Украины, Министерством транспорта и связи Украины принципов государственной регуляторной политики согласно требованиям Закона Украины от 11.09.2003 № 1160-IV «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», в котором предложил отменить нормы касательно отнесения товарно-транспортной накладной к бланкам строгого учета, как не соответствующие принципам государственной регуляторной политики и приводящие к созданию препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом. На основании данного решения в Правила перевозки были внесены изменения, в соответствии с которыми требование относительно определения товарно-транспортной накладной в качестве бланка строгой отчетности было отменено.

С учетом того, что ТТН является первичной транспортной документацией, фиксирующей факт перевозки грузов, экспедиторская компания, которая не является одновременно и непосредственным перевозчиком, не может фигурировать в ТТН. Поэтому экспедиторская компания должна своевременно сообщить грузоотправителю все необходимые реквизиты перевозчика. Если же в ТТН будут ошибочно указаны реквизиты экспедитора, который перевозку фактически не осуществляет, то содержание ТТН не будет соответствовать действительности и у грузоотправителя не будет надлежащих доказательств передачи груза для перевозки.

Перевозка vs экспедирование

Имеет смысл указать в договоре перевозки, что водитель перевозчика является его полномочным представителем по принятию грузов, а также указание иных реквизитов, включая образец подписи

Грузоотправителю необходимо не забывать о правилах безопасности и удостовериться, что прибывшее под загрузку транспортное средство действительно имеет прямое отношение к перевозчику. На практике принято указывать данные о транспортном средстве прямо в заявках к договору перевозки. При ознакомлении со свидетельством о регистрации автомобиля можно выяснить, что он не принадлежит перевозчику ни на праве собственности, ни на праве аренды (автомобиль может принадлежать физическому лицу (например, самому водителю), имеющему некоторые договорные отношения с перевозчиком). При условии, что такой автомобиль и его водитель были указаны в договоре перевозки и в ТТН, в целом объем ответственности перевозчика не уменьшится, поскольку грузоотправитель не обязан устанавливать принадлежность транспортного средства перевозчику.

Товарно-распорядительным документом при получении груза к перевозке может выступать FCR (Forwarder Certificate of Receipt) как сертификат, подтверждающий прием груза. Необходимо, впрочем, иметь в виду, что правом выдавать FCR обладают только экспедиторы – члены FIATA (международная ассоциация экспедиторов). В противном случае выданный FCR не является полностью легальным документом и может быть легко оспорен.

Преимуществом FCR, как товарно-распорядительного документа при перевозке грузов, является его свободный оборот за рубежом (в том числе иностранные банки принимают FCR в качестве обеспечения выполнения обязательств). Кроме того, FIATA является крупным и достаточно авторитетным участником рынка экспедирования и соответствующий сертификат, подтверждающий членство в такой организации, говорит об уровне экспедитора.

Ответственность

Наибольший объем ответственности предусматривается в случае заключения с транспортной организацией договора перевозки. Перевозчик несет ответственность за просрочку принятия груза к перевозке, за просрочку его доставки, утрату или недостачу груза при перевозке и за его повреждение. Причем законом устанавливается презумпция вины перевозчика. Это означает, что при утрате, недостаче или повреждении груза бремя доказывания обстоятельств, которые могли бы освободить перевозчика от ответственности, лежит на самом перевозчике. Круг таких обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности, указан в п. 1 ст. 314 ХК. К ним относятся только непреодолимая сила и случай.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона экспедитор отвечает перед клиентом за количество мест, вес, если проводилось контрольное взвешивание в присутствии представителя перевозчика, что зафиксировано его подписью, а также за соответствие упаковки данным товарно-транспортных документов, которые заверены подписью представителя перевозчика, если иное не установлено договором транспортного экспедирования.

Как видно, ответственность экспедитора по закону несколько уже, что порождает необходимость более тщательно урегулировать этот вопрос в договоре. Если в случае с договором перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный непосредственно ему груз к месту назначения, то по договору транспортного экспедирования экспедитор обязан лишь организовать перевозку. Причем понятие «организация перевозки» законодательством не определено. Только в договоре стороны смогут определить объем этого понятия, оговорив, будет ли это всего лишь обеспечение подачи транспортного средства на склад грузоотправителя или более объемная обязанность организовать доставку груза до склада грузополучателя. Но в любом случае обязанность непосредственно перевезти груз на экспедиторе не лежит (кроме случаев, когда перевозкой занимается непосредственно экспедитор как транспортная компания).

ВЫВОД:

Для клиента (грузоотправителя или грузополучателя) важно, чтобы условия договора не лишали его возможности требовать от экспедитора компенсации убытков, даже если договор перевозки не был выполнен по вине перевозчика, а не самого экспедитора.

В свою очередь, для экспедитора достаточно важно, чтобы объем его ответственности перед клиентом не превышал объема ответственности перевозчика перед самим экспедитором. В противном случае, с экспедитора могут потребовать больше, чем он сможет потребовать с перевозчика.

Авторы: Селютин А., Любошец А.

Источник: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/EA003425.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *