Яхтинг, как популярный, привлекательный и зачастую международный вид отдыха и спорта, бывает сопряжён с рядом формальностей. Они возникают перед яхтсменами во время навигации (например, необходимость таможенного оформления иностранной прогулочной яхты в пункте пропуска при пересечении границы того или иного государства).
Наиболее популярным и оптимальным способом временного декларирования иностранной прогулочной яхты есть помещение её в таможенный режим временного ввоза (temporary importation – в ЕС; открытие trans log – в Турции), условия которого позволяют свободно эксплуатировать иностранную яхту в личных целях на территории той или иной страны.
Нормы в отношении временного ввоза товаров и транспортных средств, в том числе и яхт, унифицированы и закреплены в Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), к которой присоединились как Украина, так и страны ЕС.
Условия таможенного режима временного ввоза предоставляют довольно много преференций для владельцев яхт. В частности, таможенный режим временного ввоза обычно предполагает полное или частичное освобождение судовладельца от уплаты налогов и таможенных сборов при декларировании яхты.
Не секрет, что временный ввоз иностранных яхт в Украину всегда был и остаётся довольно сложным процессом для владельцев яхт, а требования местных таможенных органов далеко не всегда соответствовали, а во многих случаях и прямо противоречили международным нормам.
Например, вступивший в силу 26.06.2015 г. Приказ Министерства финансов Украины от 10.03.2015 г. №308 “Об утверждении порядка выполнения таможенных формальностей на морском и речном транспорте” закрепляет, что иностранные прогулочные яхты, собственниками которых являются юридические лица (резиденты или нерезиденты), подлежат таможенному оформлению в порядке, предусмотренном для судов заграничного плавания. Данная норма Приказа противоречит Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул. 1990 г.), а Украина рискует полностью потерять свою международную туристическую привлекательность для яхтсменов, так как новые правила делают невозможным навигацию и базирование иностранных яхт в Украине.
В данной статье мы рассмотрим особенности временного ввоза иностранных прогулочных яхт на таможенную территорию Европейского Союза (далее — ЕС).
В соответствии с законодательством ЕС режим временного ввоза (temporary importation) — один из таможенных режимов, при помещении в который яхты могут эксплуатироваться на территории ЕС без уплаты налогов и НДС. При этом должны соблюдаться определённые правила и яхта обязательно должна покинуть ЕС в том же состоянии, в котором она находилась при её ввозе в ЕС.
По требованию таможенных органов резидент ЕС, использующий транспортное средство, должен предоставить копию трудового договора.
Какие же особенности временного ввоза яхт для нерезидентов ЕС?
Яхты, зарегистрированные вне ЕС и принадлежащие нерезидентам ЕС, могут временно находиться на таможенной территории ЕС, которая также включает территориальные воды ЕС, и свободно эксплуатироваться в ЕС в личных целях без уплаты таможенных сборов и НДС.
Отметим, что европейское право, в отличие от украинского, не противоречит международной Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), а именно: в ЕС не имеет значения, кто собственник яхты — физическое или юридическое лицо. Преференции режима временного ввоза действуют одинаково для всех — главное, чтобы собственник был нерезидентом ЕС.
Использование яхт, оформленных в режиме временного ввоза, ограничено по времени. Общий срок временного ввоза —18 месяцев.
Когда срок временного ввоза заканчивается, яхта должна покинуть таможенную территорию ЕС.
Если яхта не покинет таможенную территорию ЕС, то после окончания срока временного ввоза необходимо будет оплатить таможенные пошлины и НДС.
Каким образом яхта может быть помешена в режим временного ввоза?
По общему правилу достаточно просто пересечь таможенную границу ЕС.
Тем не менее, к декларанту могут быть предъявлены дополнительные требования придерживаться определённого маршрута и/или предоставить таможенную декларацию. Также таможенные органы могут требовать внесения финансовой гарантии/залога для возможного покрытия таможенных пошлин и НДС в случае, если яхта своевременно не покинет таможенную территорию ЕС.
Как долго яхта может находиться в пределах ЕС?
Общий срок нахождения яхты в ЕС в режиме временного ввоза —18 месяцев. Данное правило касается яхт, которые находятся в эксплуатации. Если же яхта поставлена на прикол, то период, когда она не используется, можно не засчитывать в общий срок нахождения яхты во временном ввозе. Тем не менее, с учётом такой «заморозки», общий период нахождения яхты на таможенной территории ЕС не может превышать 24 месяцев.
Количество судозаходов яхты в ЕС в режиме временного ввоза не ограничено. Таким образом, после выхода яхты за пределы ЕС и последующего возвращения обратно в ЕС срок временного ввоза возобновляется. Минимальный период, в течение которого яхта должна находиться за пределами ЕС, чтобы она вновь могла вернуться в режим временного ввоза, не установлен.
Отметим, что государства-члены ЕС могут устанавливать локальные дополнительные требования в отношении таможенного декларирования.
Очевидно, что условия временного ввоза яхт в ЕС довольно просты, удобны и выгодны для яхтсменов, желающих путешествовать по Европе. Режим временного ввоза позволяет эксплуатировать и хранить яхту на таможенной территории ЕС в течение определённого времени без уплаты таможенных пошлин и НДС, что позволяет сэкономить довольно приличную сумму денег в случае большой стоимости яхты.
Надеемся, что международные нормы в отношении временного ввоза и здоровая практика таможенного оформления в скором времени заработают и в Украине, что вернёт нашей стране туристическую привлекательность, которой Украина, несомненно, обладает.
А пока — все в ЕС. Турцию, Черногорию и на Карибы!
Inter legal. Международная юридическая служба. Украина, Одесса
Авторы: К. Ряшенцева, И Воеводина
Источник: Фарватер. – 2015. – № 4. – С. 46 – 49.