Временный ввоз яхт в ЕС

26 Ноя

Яхтинг, как популярный, привлекательный и зачастую международный вид отдыха и спорта, бывает сопряжён с рядом формальностей. Они возникают перед яхтсменами во время навигации (например, необходимость таможенного оформления иностранной прогулочной яхты в пункте пропуска при пересечении границы того или иного государства).

Наиболее популярным и оптимальным способом временного декларирования иностранной прогулочной яхты есть помещение её в таможенный режим временного ввоза (temporary importation – в ЕС; открытие trans log – в Турции), условия которого позволяют свободно эксплуатировать иностранную яхту в личных целях на территории той или иной страны.

Нормы в отношении временно­го ввоза товаров и транспортных средств, в том числе и яхт, унифици­рованы и закреплены в Конвенции о времен­ном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), к которой при­соединились как Украина, так и страны ЕС.

Условия таможенного режима времен­ного ввоза предоставляют довольно мно­го преференций для владельцев яхт. В част­ности, таможенный режим временного ввоза обычно предполагает полное или частичное освобождение судовладельца от уплаты налогов и таможенных сборов при декларировании яхты.

Не секрет, что временный ввоз иностранных яхт в Украину всегда был и остаётся довольно сложным процес­сом для владельцев яхт, а требования местных таможенных органов далеко не всегда соответствовали, а во многих случаях и прямо противоречили между­народным нормам.

Например, вступивший в силу 26.06.2015 г. Приказ Министерства финансов Украины от 10.03.2015 г. №308 “Об утверждении порядка выполнения таможенных формально­стей на морском и речном транспор­те” закрепляет, что иностранные прогу­лочные яхты, собственниками которых являются юридические лица (резиден­ты или нерезиденты), подлежат таможенному оформлению в порядке, пред­усмотренном для судов заграничного плавания. Данная норма Приказа про­тиворечит Конвенции о временном вво­зе (г. Стамбул. 1990 г.), а Украина рискует полностью потерять свою международ­ную туристическую привлекательность для яхтсменов, так как новые прави­ла делают невозможным навигацию и базирование иностранных яхт в Украине.

В данной статье мы рассмотрим особенности временного ввоза ино­странных прогулочных яхт на таможен­ную территорию Европейского Союза (далее — ЕС).

В соответствии с законодатель­ством ЕС режим временного ввоза (temporary importation) — один из тамо­женных режимов, при помещении в ко­торый яхты могут эксплуатироваться на территории ЕС без уплаты налогов и НДС. При этом должны соблюдаться определённые правила и яхта обяза­тельно должна покинуть ЕС в том же со­стоянии, в котором она находилась при её ввозе в ЕС.

По требованию таможенных орга­нов резидент ЕС, использующий транс­портное средство, должен предоставить копию трудового договора.

Какие же особенности временного ввоза яхт для нерезидентов ЕС?

Яхты, зарегистрированные вне ЕС и принадлежащие нерезидентам ЕС, могут временно находиться на тамо­женной территории ЕС, которая также включает территориальные воды ЕС, и свободно эксплуатироваться в ЕС в личных целях без уплаты таможен­ных сборов и НДС.

Отметим, что европейское право, в отличие от украинского, не противоречит международной Конвенции о времен­ном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), а именно: в ЕС не имеет значения, кто собствен­ник яхты — физическое или юридиче­ское лицо. Преференции режима вре­менного ввоза действуют одинаково для всех — главное, чтобы собственник был нерезидентом ЕС.

Использование яхт, оформленных в режиме временного ввоза, ограничено по времени. Общий срок временного ввоза —18 месяцев.

Когда срок временного ввоза закан­чивается, яхта должна покинуть тамо­женную территорию ЕС.

Если яхта не покинет таможенную территорию ЕС, то после окончания срока временного ввоза необходимо будет оплатить таможенные пошлины и НДС.

Каким образом яхта может быть помешена в режим временного ввоза?

По общему правилу достаточно просто пересечь таможенную границу ЕС.

Тем не менее, к декларанту могут быть предъявлены дополнительные требования придерживаться опреде­лённого маршрута и/или предоста­вить таможенную декларацию. Также таможенные органы могут требовать внесения финансовой гарантии/зало­га для возможного покрытия таможен­ных пошлин и НДС в случае, если яхта своевременно не покинет таможенную территорию ЕС.

Как долго яхта может находиться в пределах ЕС?

Общий срок нахождения яхты в ЕС в режиме временного ввоза —18 меся­цев. Данное правило касается яхт, кото­рые находятся в эксплуатации. Если же яхта поставлена на прикол, то период, когда она не используется, можно не засчитывать в общий срок нахож­дения яхты во временном ввозе. Тем не менее, с учётом такой «замороз­ки», общий период нахождения яхты на таможенной территории ЕС не может превышать 24 месяцев.

Количество судозаходов яхты в ЕС в режиме временного ввоза не огра­ничено. Таким образом, после выхо­да яхты за пределы ЕС и последую­щего возвращения обратно в ЕС срок временного ввоза возобновляется. Минимальный период, в течение кото­рого яхта должна находиться за преде­лами ЕС, чтобы она вновь могла вер­нуться в режим временного ввоза, не установлен.

Отметим, что государства-члены ЕС могут устанавливать локальные допол­нительные требования в отношении таможенного декларирования.

Очевидно, что условия временного ввоза яхт в ЕС довольно просты, удоб­ны и выгодны для яхтсменов, желаю­щих путешествовать по Европе. Режим временного ввоза позволяет эксплуа­тировать и хранить яхту на таможенной территории ЕС в течение определённо­го времени без уплаты таможенных пошлин и НДС, что позволяет сэконо­мить довольно приличную сумму денег в случае большой стоимости яхты.

Надеемся, что международные нормы в отношении временного вво­за и здоровая практика таможенного оформления в скором времени зарабо­тают и в Украине, что вернёт нашей стра­не туристическую привлекательность, которой Украина, несомненно, обладает.

А пока — все в ЕС. Турцию, Черного­рию и на Карибы!

Inter legal. Международная юридическая служба. Украина, Одесса

Авторы: К. Ряшенцева, И Воеводина

Источник: Фарватер. – 2015. – № 4. – С. 46 – 49.