Оставить за портом: Аренда причалов как один из правовых инструментов использования портовой инфраструктуры имеет ряд преимуществ перед сервитутом

14 Сен

Настоящая статья интересна комплексным и широким исследованием поставленных вопросов. Авторы анализируют институты сервитута и аренды причалов в морских портах Украины. Изучаются как экономические, так и правовые аспекты, как общегражданские нормы, так и специальные нормы морского права.

В настоящее время широко распространена практика заключения договоров сервитута, предоставляющая портовым операторам ограниченное право пользования причальными сооружениями для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Сервитут — достаточно простая конструкция, предполагающая заключение соответствующего договора и регистрацию прав пользования (сервитута) в реестре вещных прав Украины. Статья 395 Гражданского кодекса (ГК) Украины устанавливает, что сервитут является одной из разновидностей вещных прав, его суть выражается в предоставлении титульному владельцу ограниченного рамками закона или условиями договора права пользования чужой вещью. Вместе с тем право сервитута не является абсолютным.

Размер платы за сервитут не регулируется действующим законодательством, что позволяет ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) требовать заключения договоров на определенных условиях.

Недавно правительство внесло изменения в постановление «Об утверждении перечня специализированных услуг, предоставляемых в морском порту субъектами естественных монополий, подлежащих государственному регулированию» от 3 июня 2013 года № 405, которые вступят в силу с 1 января 2016 года. Изменения предполагают включение услуги по обеспечению доступа портовых операторов к причалам в перечень специализированных услуг, предоставляемых в морском порту субъектами естественных монополий и подлежащих государственному регулированию.

Следовательно, с 1 января 2016 года тарифы на вышеуказанные услуги будут подлежать государственному регулированию. Можно также предположить, что с нового года АМПУ предпримет попытки заменить существующие договоры сервитутов договорами о предоставлении доступа к причалам.

В этой связи становится актуальным рассмотрение альтернативных форм использования причалов, в частности аренды.

В отличие от договора сервитута договор об аренде причала предполагает практически полную автономию арендатора на использование причального сооружения. Именно это обстоятельство и является тем преимуществом, ради которого заинтересованное лицо может инициировать процедуру заключения договора аренды существующих причалов.

В то же время Администрация морских портов Украины как балансодержатель может оказаться не заинтересованной в передаче причалов в аренду, поскольку в соответствии с законодательством 70 % арендной платы подлежит перечислению в государственный бюджет, а 30 % — государственному предприятию, организации, на балансе которых находится это имущество.

По общей процедуре

С точки зрения действующего законодательства причал обладает всеми признаками недвижимой вещи (объекта недвижимости), следовательно, отношения, связанные с арендой причалов, должны регулироваться законодательством, которое регулирует аренду недвижимого имущества, находящегося в государственной форме собственности, а именно: Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Законом Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» (Закон об аренде), а также Законом Украины «О морских портах Украины» (Закон о портах).

Общее условие для заключения договора аренды объекта недвижимости — существование объекта недвижимости как объекта прав, что подразумевает возможность участия в хозяйственном обороте, то есть права собственности на причал должны быть зарегистрированы.

Поскольку законодательство не предусматривает особой процедуры заключения договора аренды причалов, применяется общая процедура в соответствии с требованиями Закона об аренде.

По общему правилу арендодателем в таких отношениях выступает Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ), а АМПУ является балансодержателем имущества. При этом для заключения договора аренды требуется согласование с органом, уполномоченным управлять государственным имуществом (в данном случае таким органом выступает Министерство инфраструктуры Украины).

Специальные нормы

Отметим, что положения Закона о портах содержат некоторые специальные нормы в отношении аренды причалов, сформулированные следующим образом: предусматривается общее правило о возможности передачи причалов в аренду и, кроме того, предусматривается ряд специфических случаев, когда именно причалы могут быть переданы в аренду.

Такой подход позволяет по-разному трактовать положения, и в данном случае мы видим несколько вариантов.

Кроме прямо предусмотренных Законом о портах случаев, аренда причалов возможна на основании общих норм Закона об аренде.

Аренда причалов возможна, но исключительно в случаях, прямо предусмотренных Законом о портах:

— в случае приватизации единого имущественного комплекса, с которым причал технологически связан (вне конкурса);

— в случае создания на базе единого имущественного комплекса, с которым причал технологически связан, публичного акционерного общества для целей продажи 100 % акций (вне конкурса).

7 июля 2015 года на интернет-сайте Мининфраструктуры было опубликовано объявление о передаче в аренду причалов № 13-з и № 14-з, расположенных по адресу: г. Одесса, ул. Н. Гефта, 3. С учетом вышеуказанного можно сделать вывод о том, что Мининфраструктуры и ФГИУ склоняются к первому варианту трактовки норм Закона о портах. Такой подход дает возможность заинтересованным лицам претендовать на аренду причалов в морских портах Украины на основании общих норм Закона об аренде.

Что касается содержания и формы договора, то частью 2 статьи 10 Закона об аренде установлено, что заключенный сторонами договор аренды в части существенных условий должен соответствовать типовому договору аренды соответствующего имущества, который утверждается ФГИУ.

К тому же договор аренды должен предусматривать условия по режиму эксплуатации причальных сооружений. Если ФГИУ и АМПУ займут позицию перекладывания на арендатора ответственности за поддержание технических характеристик причала, обеспечение безопасных условий для плавания, стоянки и обработки судов, это приведет к дополнительным (помимо арендной платы) расходам арендатора. Иными словами, принимая решение об аренде причала, потенциальному арендатору следует учитывать не только потенциальные права пользования этим объектом и получения причального сбора, но и ответственность за обеспечение безопасной швартовки и стоянки судна у причала либо рассматривать специальные условия договора аренды, позволяющие сохранять баланс интересов.

Авторы: А. СЕЛЮТИН, В. УРУМ

Источник: http://pravo.ua//article.php?id=100111797